Активная и пассивная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по занятости.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Кафедра Социологии и социального  управления

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Социальное управление занятостью населения

 

 

Тема:

Активная  и пассивная политика занятости

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому политика занятости населения может быть успешной только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.1

По этой причине  результативность политики занятости  находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям:

–преодоление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

–последовательная стабилизация уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

–развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы;

–улучшение качества рабочей среды, включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

–проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда;

–развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственные органы по вопросам занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение не имеющих работы к активному труду.2

Можно выделить основные принципы государственного регулирования политики занятости, включая регулирование рынка труда, а именно:

–защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

– поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

– ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

– директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

– финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.3

 

1. АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Активная  политика занятости – совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает прежде всего меры:

  • по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности – гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;
  • инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;
  • поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.4

К средствам активной политики занятости  относятся:

1. Информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует учитывать ее ограничители – недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации.

2. Содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях.

Необходимые для этого мероприятия:

а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о  возможностях трудоустройства;

 б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя;

 в) проведение «ярмарок  вакансий» и «ярмарок специалистов»;

 г) обучение навыкам  работы и специальная форма  интенсивного консультирования  для граждан, испытывающих трудности  в поиске работы («Клубы ищущих работу», программа «Новый старт»).

Основная проблема повышения  эффективности этих мероприятий  связана с величиной напряженности  на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).

3. Профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства.

В-этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям.

К проблемам в этой сфере  относятся неготовность образовательных  учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу.

Профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность Выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности.

 В центрах  занятости оказываются услуги  по предоставлению:

 а) профессиональной  информации о состоянии и перспективах  рынка труда, об особенностях  профессий и специальностей, о  требованиях, предъявляемых ими  к личности, об условиях, режиме  труда и его особенностях, о  возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности;

б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при  выборе сферы деятельности, определении  профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные  места; г) психологической поддержки, цель которой – развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеются трудности организационного и кадрового плана.5

4. Общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Приоритетным правом пользуются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки из семей безработных, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Социально проблема понятна и должна решаться. Однако с позиций расходования государственных средств имеется риск оплачивать временное рабочее место, которое может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя.

5. Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. С одной стороны эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато ограничением доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного процесса).

6. Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.6

 

2. ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей – бесплатно или по сниженным ценам и др.)7

Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.8

Безработным гражданам  государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.9

К пассивным  мерам относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски – риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.

Политика, направленная на сглаживание негативных последствий  безработицы; включает:

1) субсидирование  занятости (субсидии в сферу  регулирования занятости в частном  секторе; поддержка безработных,  открывающих собственное дело; субвенции  на создание дополнительных рабочих  мест в районах, где сложилась  чрезвычайная ситуация на рынке  труда; льготное кредитование);

2) оформление  досрочного выхода на пенсию  при условии наличия обязательного  уровня трудового стажа, дающего  право на получение пенсии  в полном размере, но не ранее  чем за два года до установленного  законодательством срока выхода на пенсию;

3) социальную  защиту (выплату пособий по безработице,  размер которых дифференцирован  по категориям граждан, времени  нахождения в статусе безработного  и установленного минимума заработной  платы). 10

Политика "пассивной" занятости в отличие от "активной" включает меры, не отвечающие целям предупреждения скрытой безработицы, ограничиваясь: вопросами регистрации и учета безработных в ее различных проявлениях; поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством, поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места предприятий, организаций, учреждений; материальной поддержкой безработных. Умеренно-пассивная политика занятости в отличие от пассивной предусматривает более разнообразные услуги по подбору рабочих мест.

Информация о работе Активная и пассивная политика занятости