Активная и пассивная политика занятости в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является:
- Определение понятий “занятость” и “политика занятости”;
- Рассмотрение видов политики занятости;
- Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;
- Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 5
1.1. Сущность понятия “занятость”, классификация занятости 5
1.2. Занятость населения в переходный период и её специфика 10
1.3. Политика занятости, ее виды и специфика в переходный период 16
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1. Анализ занятости в Беларуси в переходный период 20
2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь 23
2.3. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Вложенные файлы: 1 файл

В.25 Щербак.doc

— 867.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет технологий управления и гуманитаризации

 

Кафедра Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу

 

“Макроэкономика”

 

Активная и пассивная политика занятости в переходный период

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 308120/25,

Щербак К.А.

 

 

Проверила: старший преподаватель

  Семашко Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011


Содержание

 

 

Введение              3

1. Занятость и политика занятости в переходный период              5

1.1. Сущность понятия занятость, классификация занятости              5

1.2. Занятость населения в переходный период и её специфика              10

1.3. Политика занятости, ее виды и специфика в переходный период              16

2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь              20

2.1. Анализ занятости в Беларуси в переходный период              20

2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь              23

2.3. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год              28

Заключение              32

Литература              34


Введение

 

Одной из важнейших проблем при переходе республики к ры­ночной экономике является изучение и управление занятостью населения. Основные аспекты названной проблемы связаны с ее де­формированной отраслевой структурой, низкой территориальной мобильностью трудовых ресурсов, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, появлением реальной и скрытой безработицы.

Наша страна имеет свою специфику занятости. Уровень открытой безработицы в Беларуси невысок - немногим более 2% экономически активного населения, однако значительных размеров достигла скрытая безработица, которая в любой момент может перей­ти в открытую. В этих условиях обязанностью государства является противодействие массовой безработице и поддержание занятости, социальная защита безработных.

Механизм управления занятостью населения в новых услови­ях развития республики находится в стадии становления. Опыт госу­дарственного управления непродолжителен и основывается на сложившейся практике трудоустройства населения. Программные установки правительства в отношении безработицы находят отраже­ние в деятельности Республиканского центра содействия занятости населения Министерства труда и социальной защиты и системы центров занятости, созданных на базе существовавших бюро по трудоустройству населе­ния. По аналогии с последними, центры в основном работают с тем населением, которое обращается к ним за помощью. Основные уси­лия направляются не на расширение и создание рабочих мест, развитие альтернативных форм занятости, а на оказание помощи людям, потерявшим работу. В нестабильной экономической ситуации пред­приятия не заинтересованы создавать новые рабочие места, расши­рять производство.

Как видно, сегодняшняя ситуация на рынке труда характеризуется нестабильностью. Это связано с дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, смещением трудовых и мотивационных ценностей в сознании современной молодежи. И, как отмечалось, ситуация имеет ряд особенностей, характерных именно для Республики Беларусь. Все они должны быть исследованы, и умело обращены на благо общества.

Целью написания данной курсовой работы является:

-         Определение понятий занятость и политика занятости”;

-         Рассмотрение видов политики занятости;

-         Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;

-         Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.

 

 


1. Занятость и политика занятости в переходный период

 

 

1.1. Сущность понятия занятость, классификация занятости

 

Чтобы определиться в вопросах политики занятости, необходимо, прежде всего, выяснить, что же собой представляет занятость с экономических и социальных позиций.

Занятость с точки зрения экономических позиций общест­ва - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предо­ставление всем желающим и способным трудиться в общест­венном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобра­зовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общест­венных организаций (не по найму) и т. д.

Учет всех видов экономической и социально-полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Однако с точки зрения развития самого общества решаю­щее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический, потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом и благосо­стояние отдельных граждан. Занятость в общественном произ­водстве можно рассматривать как продуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость.

Какое значение имеют эти понятия для политики занятости на рынке труда?

1. Во-первых, они определяют более точно трудовой потен­циал общества, участвующего в создании национального дохода, в условиях, когда участие и неучастие в общественном труде определяются не только экономическими факторами, но и потребностями самого человека, его приоритетами в сфере занятости и возможностями их реализации.

2. Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование, как в мас­штабах всей страны, так и по регионам с учетом их экономиче­ского и демографического развития.

3. В-третьих, появляется возможность более дифференциро­вание разрабатывать социальную политику, выбирать приори­теты, разрабатывать социальные программы, определять источ­ники их финансирования и условия реализации.

Чтобы определиться в этих вопросах, в международной статистике широко применяются категории экономически активное население и экономически неактивное (пассивное) население (рисунок 1).

Согласно рекомендациям МОТ по статистике труда, к эко­номически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая производ­ство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования.

По категориям к экономически активному населению относятся: лица наемного труда - рабочие и служащие; само­стоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезон­ные и случайные работники; лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т. п.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на про­изводстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например, по возрасту вступ­ления в активную трудовую жизнь. В США этот возраст опре­делен в 15 лет, как в большинстве других стран, в Швеции -16 лет. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащие­ся, работающие неполное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов.

Трудовой статус экономически активного населения коли­чественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календарный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых.

Экономически активное население на текущий период в странах рыночной экономики определяется как рабочая сила.

К экономически неактивному населению международная статистика относит всех, кто, независимо от возраста, не входит в категории экономически активного населения, о чем говори­лось выше.

В составе экономически неактивного населения можно выделить также несколько групп. Самую большую группу со­ставляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получаю­щие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.

К экономически неактивному населению относятся также отдельные функциональные группы населения, такие как заня­тые на неоплачиваемой общественной работе, лица, оказываю­щие добровольные, бесплатные услуги, другие лица, занятые деятельностью по оказанию милосердной помощи социально слабым слоям населения.

К той же категории экономически неактивного населения относятся также лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объ­ективных причин. Они составляют особую группу в классифи­кации экономически неактивного населения.

Половозрастные характеристики. По половозрастным кате­гориям деление трудоспособного населения на экономически активное и неактивное в странах с примерно равным уровнем развития экономики, тем не менее, различно.

2

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Содержание понятия “занятость”

 

 

 

 

 

2

 


 

Это зависит и от политики, проводимой в сфере образо­вания, и от политики кадров на предприятиях, и от развитости систем социального обеспечения, и от экономической конъ­юнктуры, и от развития НТП и других факторов.

Помимо категории занятости, понимаемой как занятость в общественном производстве, есть категория незанятости. Эта категория включает два понятия - безработицы и вынужденной незанятости.

Кто входит в категорию безработных? Согласно опреде­лению международных организаций — МОТ и ОЭСР, безработ­ные — это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе, предпринимали усилия найти работу в течение пре­дыдущих четырех недель (либо обращаясь непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы заня­тости, либо к друзьям), и кто мог работать в течение недели обследования, лица, временно уволенные, или лица, наня­тые на новую работу, которые должны приступать к работе в течение 30 дней.

Если определение статуса безработного в различных стра­нах примерно одинаково и совпадает с определением между­народных организаций, то в отношении подсчета числа без­работных имеется два методологических подхода. Первый подход состоит в определении числа лиц, отвечающих статусу безработного в период недели обследования.

Деление неработающих людей трудоспособного возраста на вынужденно незанятых и безработных является основой политики занятости, предусматривающей разработку комплек­са мер экономической и социальной помощи нетрудоустроен­ным категориям населения.

Недозанятость — еще одна категория, требующая особого внимания в определении и проведении политики занятости. Недозанятость существует в двух формах: видимой и невиди­мой, другими словами - количественной и качественной.

Количественная форма недозанятости выражается в про­должительности рабочего времени, ее вынужденного сокраще­ния по сравнению с нормативной, качественный аспект — это низкая заработная плата, низкая производительность труда, недоиспользование профессионально-квалификационного уров­ня работников и другие качественные аспекты использования рабочей силы.

Незанятость такого плана переводит проблемы занятости на уровень глобальных экономических проблем.

Исследования динамики занятости населения по половоз­растному составу в ряде развитых капиталистических стран выявляют, таким образом, ряд расхождений в показателях соотношения экономически активного и неактивного населения по отдельным категориям. К ним относятся: молодежь в воз­расте 16—19 лет; женщины с семейными обязанностями; пожи­лые трудящиеся предпенсионного и пенсионного возраста.

 

 

1.2. Занятость населения в переходный период и её специфика

 

Переходный период – это этап перехода экономики от плановых методов управления к рыночным. В этот период на первый план выходит понятие рынка труда и поведение рабочей силы на нем.

Рынок труда — сфера формирования и реализации спро­са и предложения рабочей силы. Составной частью рынка труда является рынок рабочих мест, поскольку зачастую предлагается (имеет спрос) совершенно определенное ра­бочее место.

Рынок, труда имеет ряд черт, отличающих его от рын­ков обычных товаров. В нем действуют особые регуляторы и социальные силы. Можно отметить следующие особен­ности.

1. Рынок труда существует не только во внешней по отношению к предприятию среде, он распространяется и на сферу производства, так как отношения купли-прода­жи не прекращаются с поступлением работника на пред­приятие. Принятый на предприятие работник может ис­кать другую работу как внутри, так и вне данного пред­приятия, а предприниматель подбирает кандидатов, как среди занятых, так и незанятых работников.

2. В отличие от рынка обычных товаров при продаже рабочей силы работник не утрачивает право собственнос­ти на нее, он продает лишь право использования этой ра­бочей силы. В процессе использования рабочая сила не уничтожается.

3. На структуру спроса и предложения рабочей силы влияет большое число автономных факторов, т. е. факто­ров, формирующихся вне рынка труда.

Одним из таких факторов является степень осведом­ленности трудоспособного населения о конъюнктуре на субрынках труда. При недостатке информации о текущем положении на рынке труда, если даже и существует отно­сительное равновесие спроса и предложения, нельзя ожи­дать оптимального распределения труда.

Решение индивида о том, какое количество труда пред­ложить, — это своего рода компромисс между досугом и купленными потребительскими благами. Кроме того, учи­тываются такие характеристики места работы, как безопас­ность, престиж, комфорт и возможность продвижения по службе.

Участие человека в экономической деятельности харак­теризуется его потребностями и возможностями их удов­летворения, которые обусловлены характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессио­нализмом. Таким образом, человек в рыночной экономи­ке выступает, с одной стороны, как потребитель эконо­мических благ, производимых предприятиями, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необхо­димых предприятиям, государственным и общественным органам.

Взаимосвязи населения и предприятий осуществляют­ся через рынки экономических благ и ресурсов. В рас­сматриваемом аспекте важнейшим из рынков экономичес­ких ресурсов является рынок труда. На нем спрос форми­руется информацией предприятий о необходимом количест­ве рабочих мест, а предложение — информацией о числен­ности и профессионально - квалификационных характеристи­ках людей, желающих работать. Кроме этого, учитывается информация о возможных ставках оплаты труда.

На рынке товаров и услуг спрос формируется исходя из потребностей населения и его доходов, а предложение — исходя из характеристик продукции и услуг, их объемов и стоимости.

Предложение рабочей силы качественно и количествен­но изменяется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и об­щей подготовки, в силе влияния международного рынка труда на внутренний рынок и т. д. Дифференциация в пред­ложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковые возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, опыту, а это, несомненно, сказывается на спо­собности выполнять данную конкретную работу.

Изменение потребности в рабочей силе является в ос­новном результатом сдвигов в спросе и, соответственно, производстве товаров и услуг, а также изменений в техни­ке и технологиях.

Таким образом, сбалансированность спроса и предло­жения рабочей силы на рынке труда затрудняется тем, что на них влияют различные силы: с точки зрения предложе­ния главными факторами являются образование и про­фессиональная подготовленность, а с точки зрения спро­са — тенденции экономического и технологического разви­тия страны.

Главная цель политики в отношении рынка труда за­ключается в том, чтобы достичь приближения к количес­твенному и качественному равновесию спроса и предложе­ния рабочей силы.

Рисунок 2. Структура занятости населения (группировка по занятости)

При решении проблем занятости обычно выделяют тру­доспособное и нетрудоспособное население страны. По­тенциальными кандидатами на свободные рабочие места являются в большинстве своем лица трудоспособного воз­раста и некоторая часть лиц нетрудоспособного. На рисунке 2 представлена структура занятости населения страны в соответствии со степенью способности работать по найму.

С точки зрения занятости любой человек относится к одной из трех следующих групп. Он может быть занятым, безработным или находящимся вне совокупной рабочей силы.

Согласно критериям Минстата, к занятым относятся лица трудоспособного возраста (от 16 лет и старше), а так­же лица младших возрастов, которые:

1) выполняют работу по найму, за вознаграждение, а также иную приносящую доход работу;

2) временно не работают из-за болезни или травмы, в связи с необходимостью ухода за больными родственни­ками, находятся в трудовом отпуске или пользуются отгу­лами;

3) выполняют работу без оплаты на семейном предприятии;

4) самостоятельно обеспечивают себя работой. Сюда относятся предприниматели, члены производственных кооперативов; люди, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью; лица, занятые в производстве ма­териальных ценностей и услуг для личного (семейного) потребления, если такое производство составляет значи­тельный вклад в общее потребление семьи;

5) являются военнослужащими;

6) находятся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком;

7) избраны, назначены или утверждены на оплачивае­мую должность.

В отличие от международных стандартов, в Беларуси от­носят к числу занятых обучающихся в общеобразователь­ных школах, профессионально-технических училищах; студентов, проходящих очный курс обучения в высших, средних специальных и прочих учебных заведениях.

Безработными следует считать тех, кто не работает, хо­чет работать и подтверждает свою готовность активными усилиями по поиску работы. Занятые и безработные, как группы населения, образуют совокупную рабочую силу.

Количественным показателем состояния дел на рынке труда считается норма безработицы. Она исчисляется как процентное отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы. Например, если на троих заня­тых приходится один безработный, то отсюда следует, что совокупная рабочая сила состоит из четырех человек, а норма безработицы равняется 25 процентам.

Существует количественная взаимосвязь между эконо­мической активностью и безработицей, которая исчисля­ется согласно следующему закону: для того, чтобы безра­ботица не прогрессировала и ее показатель оставался на стабильном уровне, необходимо ежегодное увеличение ва­лового национального продукта примерно на 2,7%. Каж­дые дополнительные 2% прироста валового ВНП умень­шают долю безработных на 1 процентный пункт. И наобо­рот, каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост нормы безработицы на 1 про­центный пункт. Следовательно, норма безработицы может рассматриваться как результат кумулятивного экономичес­кого роста. Естественно, что прямым следствием спада национального производства является пропорциональный ему рост безработицы.

Особенностью занятости в экономических условиях хозяйствования является также и то, что помимо открытой, существует и скрытая безработица. Она проявляется в том, что значительное количество людей, официально имею­щих работу и числящихся занятыми, в действительности длительное время не участвуют реально в производстве. Это люди, находящиеся в принудительных отпусках по инициативе администрации без сохранения содержания или с частичной оплатой.

Проявлением скрытой безработицы в Беларуси можно считать и такое характерное для сегодняшнего дня явле­ние, как периодическое задерживание зарплаты.  Многое работники переведены на сокращен­ную рабочую неделю — это «частичная безработица».

Данные о масштабах неполной занятости не включают тех людей, чья высокая квалификация остается невостре­бованной; а возможность получения более высокой зарпла­ты — нереализованной. В широком смысле неполная заня­тость — это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответству­ет его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, работая в полном объеме и пол­ностью реализуя свои возможности. Если определить пол­ную незанятость как хроническое недоиспользование ква­лификации и способностей, то значительную часть рабо­тающих на производстве можно рассматривать как страда­ющих от неполной занятости.

Среди источников безработицы в экономических условиях выделяют циклические, функциональные, сезонные и структурные.

Циклическая безработица связана с колебаниями спроса на рабочую силу, обусловленными циклически чередующимися спадами и подъемами производства. В период спада производства, согласно приведенному выше закону, показатель безрабо­тицы резко возрастает, а в период подъема снижается, и большинство безработных снова возвращаются на рабочее место.

Сезонная безработица возникает в результате сезон­ных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагива­ет тех, чей труд обусловлен спецификой времени года, — занятых в рыболовстве, строительстве, сельском хозяй­стве.

Функциональная безработица — это временная незаня­тость, связанная с переходом с одного рабочего места на другое или поисками более подходящей работая; Этот вид безработицы существует и в условиях здоровой экономи­ки в период подъема производства. Можно предположить, что и при полной занятости всего экономически активно­го населения работники наемного труда будут переходить с места на место в поисках лучших условий труда и более высокого заработка.

Наиболее тяжелой, и опасной для общества является структурная безработица. Это невозможность для опреде­ленных групп населения получить или сохранить за собой рабочие места из-за отсутствия спроса на профессию, не­достаточно высокой или ставшей недостаточной квалифи­кации, дискриминации по половому или возрастному при­знаку, или в силу инвалидности. Даже в периоды эконо­мического подъема, когда общий уровень занятости до­статочно высок, среди этих категорий населения сохраня­ется непропорционально высокая безработица. Динамика безработицы демонстрирует неравенство возможностей трудоустройства для женщин, особенно имеющих мало­летних детей, молодежи, людей предпенсионного возраста и инвалидов. К этой же группе безработных относятся люди, потерявшие работу в связи с автоматизацией произ­водства, устойчивым снижением спроса на те или иные товары и услуги, закрытием предприятия и оттоком капи­тала из данной отрасли.

Таким образом, нормальный рынок труда как состав­ная часть рыночной экономики в целом представляет со­бой сбалансированную и жизнеспособную структуру спроса и предложения на рабочую силу. В этой структуре с неиз­бежностью будут возникать колебания в соотношении спро­са и предложения, обусловленные состоянием экономи­ческого организма. Но в здоровом экономическом орга­низме рынок труда сохраняет постоянную тенденцию к восстановлению естественно необходимого соотношения спроса и предложения.

 

 

1.3. Политика занятости, ее виды и специфика в переходный период

 

Согласно законодательству Республики Беларусь, политика занятости - это система мероприятий, реализуемых Государственной службой занятости для изменения сложившейся неблагоприятной ситуации и (или) поддержания стабильности на рынке труда и обеспечения эффективной занятости.

Политика занятости - это деятельность, включающая два основных направления (вида): политика занятости активная и политика занятости пассивная. Она осуществляется на основе программно-целевого подхода. Основными задачами политики занятости являются: сдерживание с учетом имеющихся экономических и финансовых ресурсов увеличения масштабов безработицы; создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан; обеспечение целевой поддержки граждан, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы.

Приоритетные направления политики занятости: опережающее профессиональное обучение, профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников, расширение масштабов подготовки и финансовой поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса; увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных; реализация общефедеральных и региональных мероприятий по поддержке регионов с критической ситуацией на рынке труда; финансовая поддержка работодателей, создающих ученические и рабочие места для отдельных категорий граждан, а также осуществляющих профподготовку персонала.

Активная политика занятости (АПЗ) - совокупность мер, направленных на снижение уровня безработицы путём стимулирования организации новых рабочих мест и трудоустройства безработных, переподготовки незанятого населения. Включает в себя субсидирование создания новых рабочих мест, переподготовку безработных, организацию новых рабочих мест для безработных (через систему общественных работ).

Приоритетные направления АПЗ:

- содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, гибкие формы занятости, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости, поддержка малого бизнеса.

- освобождение на определенный период от налогообложения, обеспечение выгодных кредитных ставок, сроков кредитования, страхование риска и т.д.

Содержание АПЗ включает:

- создание, сохранение и перепрофилирование рабочих мест для высвобождаемых и безработных;

- перепрофилирование производства, санация предприятий, их оздоровление путем реализации инвестиционных программ;

- профобучение и социальная адаптация безработных;

- поддержка разнообразными методами частного предпринимательства, в особенности малого бизнеса, как наиболее выгодного  направления  реализации  инвестиционных  программ с точки зрения сдерживания общей и скрытой безработицы;

- сохранение занятости за счет компенсационных выплат и субсидий к зарплате работникам видимой части скрытой безработицы (в качестве фактора, сдерживающего ее перелив в открытую форму);

- организация общественных работ, временной занятости и т.п.;

- профилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путем: а) тщательного подбора вариантов трудоустройства; б) опережающего профобучения высвобождаемых работников.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Методы политики занятости в рыночных условиях делятся на три большие группы:

      международное сотрудничество в области разделения труда;

      ак­тивная политика в вопросах распределения труда;

      поли­тика доходов.

Активная политика в вопросах разделения труда долж­на быть ориентирована на обеспечение полной занятости и создание условий, при которых изменения в структуре занятости становятся более приемлемыми и легче перено­сятся, на смягчение отрицательных последствий сокраще­ния рабочих мест и на помощь работникам, потерявшим работу. Активная политика предполагает наличие агентств в области рабочей силы (служб занятости), хорошо обес­печенных информацией и способных всесторонне оценить положение на рынке труда, имеющих в своем распоряже­нии административный аппарат, обладающий соответству­ющими правами и полномочиями. Мероприятия, связан­ные с политикой в области использования труда, должны финансироваться из национального бюджета.

Государством должен быть принят комплекс мер, упреждающих рост безработицы и препятствующих ее пе­реходу в застойную форму. Одной из таких мер может стать субсидирование из средств государственного бюджета до­полнительной рабочей силы на функционирующих пред­приятиях. Предприятия, создающие дополнительные ра­бочие места, должны получать льготные кредиты для оплаты труда принятых на эти места работников. Другим возможным шагом в направлении выравнивания спроса и предложения на рынке труда может служить понижение фактического предложения рабочей силы за счет сниже­ния планки пенсионного возраста. Несмотря на то, что предоставление временной работы не является радикаль­ным средством решения проблемы занятости, все же сле­дует использовать и эту возможность смягчения напряжен­ности на рынке труда. Речь идет о создании временных рабочих мест, ориентированных не на получение прибы­ли, а на интересы общества. Это так называемые «общес­твенные работы» — очистка и благоустройство террито­рий, деятельность по охране окружающей среды и т. д. Далее, спрос на рабочую силу можно перераспределять путем перехода предприятий на неполную рабочую неде­лю, привлекая на предприятия дополнительную рабочую силу на неполный рабочий день. Например, в восточных землях объединенной Германии на многих рабочих местах трудятся по два человека, каждый в течение четырех ча­сов. Платят им не только из доходов предприятия, но и за счет федеральной казны. При этом необходимо установить почасовой минимум заработной платы, у нас же законода­тельно утвержден только месячный минимум зарплаты.

Выбор политики доходов зависит от конкретной эконо­мической ситуации в стране. Так, может быть выбрана та­кая политика доходов, которая, ограничивая темпы повы­шения заработной платы и цен, снижает слишком силь­ное влияние фирм и профсоюзов на рынок труда. Жизне­способность этой политики определяется действиями пра­вительствами требует создания эффективной организаци­онной структуры. Однако прямое вмешательство прави­тельства может вызвать определенные социально-полити­ческие последствия, и поэтому подобная политика дохо­дов может использоваться скорее в качестве чрезвычай­ной краткосрочной меры.

Политика доходов может предусматривать: увязку ми­нимальных размеров оплаты труда и пенсий с прожиточ­ным минимумом; введение определенного порядка индек­сации заработной платы и пенсий; определение степени жесткости тарифной системы оплаты труда; установление порядка налогообложения фонда оплаты труда; использо­вание официальной величины - прожиточного минимума при разработке программ по социальной защите населения.

Конкурентоспособность предприятия на рынке труда на современном этапе — это совокупность предоставляемых работникам условий, которые положительно отличают данное предприятие от аналогичных предприятий; способность предприятия быть выбранным в качестве места работы.

 

 

 

 

2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь

 

2.1. Анализ занятости в Беларуси в переходный период

 

 

Рынок труда республики формируется в сложной экономиче­ской обстановке. Опыт государственного регулирования его непро­должителен и во многом опирается на практику государственных служб трудоустройства населения, сложившуюся ранее, до перехода народного хозяйства к рыночным отношениям. Поэтому оценки рын­ка труда неустойчивы, а подчас и противоречивы: ожидание массовой безработицы соседствует с оптимистическими утверждениями, что современный относительно низкий ее уровень сохранится и в бли­жайшей перспективе. В этих условиях особенно важно более глубо­кое изучение рынка труда исходя из анализа экономического развития республики, накопленного трудового потенциала, его пере­распределения между отраслями народного хозяйства, оценки реаль­ной и скрытой безработицы.

Переход к рынку, кризисные явления в экономике усугубили прошлые проблемы занятости населения и добавили к ним новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безра­ботицы.

К наиболее острым из них следует отнести:

      нерациональную структуру занятости населения, приведшую к сверхзанятости женщин и молодежи;

      массовое высвобождение высококвалифицированных кадров из некоторых отраслей народного хозяйства;

      медленные темпы развития негосударственных форм хозяйст­вования (арендных и акционерных предприятий, малого бизнеса) и большая концентрация работников на госпредприятиях;

      слабое развитие отраслей непроизводственной сферы;

      рост реальной и скрытой безработицы в связи со снижением спроса на рабочую силу при увеличивающемся ее предложении.

На рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация (таблица 1), существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается. Напомним, Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2010-2011 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% к численности экономически активного населения.

Показатель зарегистрированной (официальной) безработицы на 1 июля 2011г. самый высокий был по-прежнему в Витебской области (1,2%). На второй позиции - Гомельская, Брестская и Гродненская области (1,1%), на третьей - Могилевская область, где безработица сохраняется на уровне 1%. В Минской области этот показатель равняется 0,8%, в Минске - 0,4%.

 

2

 


 

Таблица 1. Состояние занятости населения и результаты политики занятости в Республике Беларусь

 

2

 


 

2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь

 

Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

Политика на рынке труда в Республике Беларусь предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.

Государство гарантирует безработным:

1. Бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

2. Выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

3. Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

4. Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

5. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

6. Содействие в организации предпринимательской деятельности.

 

При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда наша республика учитывала и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.

Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Проведение эффективной политики на рынке труда означает:

      содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;

      создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;

      предоставление работы всем желающим;

      удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;

      обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.

Специфика безработицы в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. С 2004 года обозначились позитивные тенденции в области занятости, которые характеризовались увеличением приема граждан на работу, уменьшением масштабов высвобождения рабочей силы, увеличением спроса на рабочую силу.

Основной задачей государства по регулированию рынка труда в Беларуси является обеспечение занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.

В рамках реализации  Декрета  Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.

Для стимулирования переселения семей безработных граждан в сельскую местность в сентябре 2008 года были внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало  возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.

Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств Фонда. По опыту 2008 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В целях формирования мотивации к труду осуществляется трудоустройство учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты.

Социальная поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем выплаты пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.

Ситуация в 2009-2010 годах.

В 2009-2010 годах формирование трудового потенциала  происходит в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в  трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Основными источниками пополнения рынка труда являются лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

Особая роль отводится созданию информационного пространства по взаимодействию временно неработающих граждан и нанимателей. Предполагается проведение «Ярмарок вакансий», «Дней предприятий», других массовых информационных мероприятий.

Создана единая компьютерная система массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, осуществляется консультирование по вопросам трудового и социального законодательства, перемены занятий, профессионального обучения, профориентационной работы среди подростков и молодежи.

Нынешний кризис вносит свои коррективы в ситуацию с занятостью населения. По данным Международной организации труда в мире могут потерять работу более 20,0 миллионов человек, в первую очередь, в таких сферах, как финансы, строительство, операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.

В условиях финансовой нестабильности многие профессии могут потерять свою актуальность. Так, в зоне риска могут оказаться люди, чья профессиональная деятельность связана с финансовой сферой. Например, по мнению экспертов, под угрозой безработицы могут оказаться специалисты по оформлению кредитов, банковские работники, брокеры по недвижимости, менеджеры по развитию производства.

В условиях экономического кризиса перед предприятиями стоит задача сохранить кадровый потенциал предприятий, обеспечить сохранение существующих рабочих мест и создание новых, не допустить массового высвобождения работников.

 

 

2.3. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год (далее — Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

1.      Содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

2.      Вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

3.      Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

4.      Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

5.      Повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

6.      Обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

7.      Обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2–1,5 процента от численности экономически активного населения.

В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах — 25,2 тыс., в сельской местности — 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест — с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных смогут получить финансовую поддержку в виде субсидии из средств Фонда для организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов нанимателям установлена броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов — по конкретным заказам предприятий.

Для обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:

1. В Брестской области — Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;

2. В Витебской — Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;

3. В Гомельской — Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;

4. В Гродненской — города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;

5. В Минской — города Вилейка, Березино, Копыль;

6. В Могилевской — Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

В полном объеме будет обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

На выполнение мероприятий Государственной программы в 2011 году выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе средства Фонда — 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) — 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей — 15 341 266 тыс. рублей.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить к концу 2011 года:

1. Численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670–4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области — 640,3–647,2 тыс. человек, Витебской — 573,6–579,7 тыс. человек, Гомельской — 667,2–674,3 тыс. человек, Гродненской — 509,1–514,6 тыс. человек, Минской — 674,7–681,9 тыс. человек, Могилевской — 508,6–514 тыс. человек, г. Минску — 1096,5–1108,3 тыс. человек;

2. Уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2–1,5 процента, в том числе в Брестской области — 1,5 процента, Витебской — 1,6, Гомельской — 1,4, Гродненской — 1,4, Минской — 1,2, Могилевской — 1,5, г. Минску — 0,5 процента.

Для выявления потенциально избыточной численности персонала организаций и разработке планов социально ответственной реструктуризации предусматривается оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

 

 


Заключение

 

Тема данной курсовой работы касается вопросов управления занятостью в современных условиях в Республике Беларусь. По результатам анализа можно сделать некоторые заключения.

Занятость с точки зрения экономических позиций общест­ва - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предо­ставление всем желающим и способным трудиться в общест­венном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном, производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобра­зовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общест­венных организаций (не по найму) и т. д.

Рынок труда — сфера формирования и реализации спро­са и предложения рабочей силы. Составной частью рынка труда является рынок рабочих мест, поскольку зачастую предлагается (имеет спрос) совершенно определенное ра­бочее место.

Рынок труда республики формируется в сложной экономиче­ской обстановке. Опыт государственного регулирования его непро­должителен и во многом опирается на практику государственных служб трудоустройства населения, сложившуюся ранее, до перехода народного хозяйства к рыночным отношениям. Поэтому оценки рын­ка труда неустойчивы, а подчас и противоречивы: ожидание массовой безработицы соседствует с оптимистическими утверждениями, что современный относительно низкий ее уровень сохранится и в бли­жайшей перспективе. В этих условиях особенно важно более глубо­кое изучение рынка труда исходя из анализа экономического развития республики, накопленного трудового потенциала, его пере­распределения между отраслями народного хозяйства, оценки реаль­ной и скрытой безработицы.

Переход к рынку, кризисные явления в экономике усугубили прошлые проблемы занятости населения и добавили к ним новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безра­ботицы.

О необходимости государственного управления рынком труда свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. В силу своей особой роли в обществе государство во все времена регулирова­ло в той или иной мере трудовые отношения. На начальном этапе это вмешательство было обусловлено его собственным возникновением и вытекающей из этого факта необходимостью изъятия в свою пользу определенной части общественного продукта для содержания госу­дарственной машины. Указанные чисто иждивенческие интересы государства определяли его ограниченную, пассивную роль в регулировании рынка труда.

Основной мерой управления занятостью населения в современных условиях является эффективная политика занятости. Важнейшей целью политики занятости Беларуси является все­мерное содействие достижению полной, продуктивной и свободно из­бранной занятости населения, сдерживание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Для этого необходимо обеспечить, в первую очередь, наиболее полное соответствие спроса и предложения рабочей силы, а также социальную защиту населения от безработицы. По-прежнему одной из ключевых проблем остаются вопросы регулиро­вания рынка труда и обеспечения занятости населения.

Реализация целей государственной программы занятости и подобных программ местных органов управления будет способствовать повышению уровня занятости и стабилизации рынка труда.

 


Литература

 

 

1.      Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Н.Б.Антонова; Акад.упр. при  Президенте  Респ. Беларусь; .-Минск. Государственное регулирование социальной сферы.-2009.-236 с.

2.      Астаповская  Е. В. Социально-экономические основы  становления  и функционирования рынка труда в Республике Беларусь: Автореф.дис.... канд.экон.наук: 08.00.05/НИЭИ.-Минск, 2005.-20 с.

3.      Беларусь и страны мира, 2000:Стат.сб./М-во статистики и анализа Респ.Беларусь.-Минск,2010. - 216 с.

4.      Боровик Л.С. Государственное регулирование занятости  населения  в  условиях становления рыночных  отношений  в Республике Беларусь: Автореф. дис. канд.экон.наук:08.00.05/Науч.- исслед.экон.ин-т.-Минск,2009.-21 с.

5.      Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда.-Минск: ООО "Мисанта",2006.-68 с.

6.      Владимирова  Л. П. Экономика труда: Учеб.пособие.-Москва: Изд.дом "Дашков и К", 2010.- 218 с.

7.      Демографическое развитие и становление рынка труда Республики Беларусь: Сб.науч.тр./ Науч.- исслед. экон. ин- т М-ва экономики РБ.- Минск, 2009.-150 с.

8.      Занятость  и рынок труда. Новые реалии,национальные  приоритеты, перспективы/Отв.ред.Л.С. Чижова.-Москва: Наука,2008.-254 с.

9.      Занятость  населения  и оплата труда работников  в  Республике  Беларусь: Стат.сб./М-во статистики и анализа Респ.Беларусь.-Минск, 2009.-318 с.

10. Материалы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

11. Аналитические материалы www.tut.by по актуальным проблемам занятости

2

 

Информация о работе Активная и пассивная политика занятости в переходный период