Азарт в истории развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никакого сколько-нибудь существенного признака в понятие игры вообще. Животные играют - точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх животных.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………3
II.Игровое начало искусства……………………………………………...4
III.История азартных игр…………………………………………………8
IV.Игра как современное явление……………………………………….10
1.Основные понятия
2.Игра
3.Удача
4.Соперничество
5.Деньги
6.Казино
7.Персонал
V.Исследуем азарт с точки зрения науки……………………………….17
1.Игра:меняем маски
2.Выход из игры:постоянство личности
VI.Заключение……………………………………………………………….25
VII.Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Азартные игры в истории развития человеческих цивилизаций долгое время были.docx

— 63.14 Кб (Скачать файл)

 

 Игорные дома впервые возникли в XII веке в Италии. Наибольшего распространения азартные игры получили в XIII -XIV веках в Германии. Это объясняется тем, что игорные заведения поощрялись правительствами, так как могли платить значительные налоги.

    

 В 1655 году  французский математик, физик,  философ и писатель Блез Паскаль,изобрел колесо с вращающимися цилиндрами и точно обозначенным порядком цифр и комбинаций – прообраз современной рулетки.

     

В 1899 году Август Чарльз Фей, усовершенствовав свой прежний  автомат,заменил карты на символы мастей, добавил «подковы» и «звезды», а верхнюю панель украсил популярным патриотическим символом «Liberty Bell» – «колокол свободы». Так появился прадед «однорукого бандита».

    

 Что касается России, то здесь казино появились только в последние десять лет, вместе с формированием рыночных отношений и свободной предпринимательской деятельностью. Но, несмотря на это, игорные традиции сформировались давно и были описаны классиками русской литературы еще в XIX веке - А. С. Пушкиным (“Пиковая дама”), Ф. М. Достоевским (“Игрок”), А. И. Куприным (“Система”). Эти два факта подчеркивают особенность мира российского казино. При том, что эта досуговая деятельность имеет давние историко-культурные корни, казино – это принципиально новый вид досуга и бизнеса для России, место которого в экономике и культуре страны в целом еще плохо (если не сказать, что совсем не) изучено независимыми экономистами и социологами.

    Весь ХХ век территория игрового поля стремительно расширялась. В большей или меньшей степени ей был охвачен весь мир. В СССР также практиковались игры (спортлото, спринт и др.), однако игровой индустрии как таковой не существовало. После распада Советского Союза, на всем постсоциалистическом пространстве, вместе с формированием новых рыночных отношений и свободной предпринимательской деятельностью – стали появляться казино. Наступил период «игрового беспредела», игровые автоматы присутствовали даже в продуктовых магазинах. В настоящее время России вступила в фазу упорядочивания сферы азартных игр. Ужесточается законодательство, для казино и залов игровых автоматов отводятся специальные территории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игра  как современное  явление.

     Россия, как и другие постсоциалистические  страны, вошла в новую историческую эпоху, для которой характерны не только невиданные ранее социальные и культурные реалии, но, что весьма существенно, особый механизм их развития. Социальные системы на всех уровнях проявляют все большую открытость. Их границы становятся все более и более проницаемыми для поведенческих образцов и социальных практик, независимо от их полезности или опасности. Неустойчивость социума достигла таких пределов, что даже незначительные воздействия приводят к весьма быстрым, радикальным и непредсказуемым последствиям. В этих условиях гарантировано стремительное развитие любых форм зависимого поведения, тем более, что они провоцируются рекламой и СМИ, особенно этому способствуют «глянцевые» журналы, плодящие паттерны зависимого поведения. Азарт в любом его виде становится ходовым товаром.

 
Игра  в казино – сложное культурное явление, поэтому для его рассмотрения можно использовать самые разные гуманитарные дисциплины – философию, психологию, культурологию, социологию, экономику. Специфика социологического подхода определяется особым предметом исследования. Казино с социологической точки зрения понимается как некое социокультурное образование, имеющее свои особые субкультурные составляющие - типы рационализации мотиваций, нормы, ценности, стереотипы - и способы их встраивания в общую культуру общества. При помощи этих категорий, можно, например, проанализировать уровень престижа азартной игры как способа досуга в определенном микросообществе или же механизмы выработки логики (рационализации) соотнесения затрат на получение денег в обыденной хозяйственной практике, затрат на игру (проигрыши) и меры получения удовольствия от игры.

Основные  понятия

Игра. Понятие игры в культурологической и социологической литературе встречается часто: примером тому может быть целое направление - драматический подход. При этом игра как отдельная форма жизнедеятельности воспринимается исследователями общества настолько естественной, что, возможно, это стало причиной того, что описание социологических и культурных аспектов игры как таковой в социологической литературе (а тем более в русскоязычной) представлено слабо.

Наиболее известной  работой по этой тематике можно назвать  книгу Й. Хейзинги “Человек играющий”, в которой игра понимается в широком культурологическом аспекте, что позволяет нам использовать данные им определения как рабочие для описания игр в казино. Выделим ее основные составляющие.

Как пишет Хейзинга, игра старше культуры, поскольку игровые формы деятельности можно встретить и у животных. Поэтому корни игры уходят глубоко в биологические (или генетические) особенности, отражая тем самым жизнь как таковую. Но, с другой стороны, игра всегда что-то значит, то есть всегда предполагает некоторый ясный для всех участников смысл, и тем самым игра претендует на выход за пределы биологического на уровень если не культурного, то антропологического. Таким образом, игра по природе своей противоречива. В ней переплетается культурное и биологическое, рациональное и инстинктивное, искусственное и естественное.

Далее Хейзинга выделяет несколько признаков игры. Во-первых, игра – это-свободная деятельность. “Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса” [1]. Во-вторых, “игра не есть обыденная жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность” [2]. Игра вклинивается в обыденную жизнь как нечто временное, ценное само по себе, процессом своего совершения. В-третьих, обособленность игры от обыденной жизни неизбежно предполагает, что игра конечна - она имеет временные и пространственные границы. И своей ограниченностью игра облегчает восприятие целостности себя как некой культурной формы. И, наконец, последняя характеристика - это наличие правил. “Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. ... Малейшее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает”. Игра начинается там, где установлены правила, единые для всех либо специальные для каждого участника. Порядок (или правила) оказываются стержневой составляющей игры. Они задают темп и определяют весь ход игры - напряжение, равновесие, балансирование, чередование, контраст, вариантность, завязка и развязка, разрядка, разрешение.

Основываясь на основных составляющих игры, предложенных Хейзингой, я предлагаю рассматривать игру как явление вариативное, представляющее собой некий континуум. На одном конце этого континуума игры с минимальным количеством правил, которые необходимы только для того, чтобы игра все же состоялась. Эти правила часто эмержентны - то есть они возникают по ходу развития игры; спонтанное реагирование на изменяющуюся ситуацию - основное требование этой игры. Результат непредсказуем и зависит только от ситуативного, “здесь и сейчас” расклада сил. В английском языке такому пониманию игры соответствует слово “play” [3].

На другом полюсе расположена не игра, а скорее пьеса - проигрывание уже установленного сценария. Это подобно классическим театральным постановкам, в которых  конец пьесы известен. Такая игра захватывает не результатом, а самим  процессом. К такому типу игры можно  отнести проигрывание ритуальных социальных ролей, соответствующих определенным статусам, демонстративные презентации, заранее подготовленные выступления. Правил игры много, и все они жестко детерминируют настоящий момент. Во власти субъекта-деятеля оказывается  слишком мало возможностей для спонтанного  реагирования. Да и спонтанность сама не актуальна - все просчитано, и  основная цель - четко придерживаться “сценария” (“game”).

Таким образом, критерий жесткости правил и заданности сценария оказывается одним из векторов, который формирует социальные игры, а вместе с тем и социальные идентичности субъектов игры – игроков. Одни игры более естественны с точки зрения “обыденности”, другие – редки и экзотичны. Каждая социальная игра задает границы репрезентируемых внутри нее идентичностей, предоставляя субъекту возможность их смены, переходов от “игры” к “игре”.

Обращая понимание  правил игры к моей теме, мы предполагаем, что казино как раз является тем местом, где предоставляется легитимная возможность выйти за рамки “социального сценария обыденной жизни” и произвести спонтанный выплеск сдерживаемых желаний. В связи с этим игра в казино может рассматриваться и как тип постоянно действующего “карнавала” [4] - организованного процесса, направленного на урегулированное, но все же позволительное проявление неконтролируемых эмоций, на отход от предлагаемых обществом рациональных конструкций, в том числе и конструкций рационального действия, на вхождение в совершенно иной мир, позволяющий реализовать те внутренние побуждения, которые оказываются “зажаты” доминирующей “цивилизированной” культурой. В этот момент “карнавализированная”, дионисийская культура восстает против культуры “высокой”, духовной, взрываясь и раскрывая иную “правду” о мире, раскрепощая человеческие страсти и желания.

Удача. Азартные игры отличаются от неазартных тем, что в них присутствует везение - удача, тогда как в последних положительным результатом является успех - рационально объяснимый, и потому предсказуемый. Как считает Т. Веблен, вера в удачу - необходимая характеристика азартного игрока. Истоки веры в удачу он находит в доисторических временах, в так называемой хищнической культуре. Он противопоставляет современный рациональный тип мировосприятия, с четким осознанием причинно-следственных связей, позволяющих прогнозировать ближайшие результаты деятельности, типу доэкономическому, одушевляющему окружающие неживые предметы и наделяющему их силой влиять на исход событий. Такой тип он называет анимистическим. “Вера человека, обладающего спортивным темпераментом в удачу и случай - т. е. в причинную обусловленность случайного - является слабо выраженным или рудиментарным анимистическим чувством” [5].

“В своей  простой форме вера в удачу  есть инстинктивное ощущение какой-то загадочной телеологической “склонности”, свойственной предметам и ситуациям. Вещи или события наделяются “предрасположением”  к определенному исходу, понимается ли этот исход как случайный или как преднамеренно преследуемый. От этого простого анимизма вера в удачу переходит в другую, производную от первой форму или стадию, в более или менее оформившуюся веру в сверхъестественную силу. Эта сила оказывает свое действие через посредство видимых предметов, с которыми она ассоциируется в сознании, хотя и не отождествляется с их материальной сущностью”[6].

Высокая доля случая в азартных играх, предлагаемых в  казино, провоцирует игрока на развитие в себе этого анимистического  иррационального чувства - в казино игроки часто загадывают желания, соотнося их исполнение с выигрышем, оставляют  себе фишки как талисманы удачи, а предметы, “решающие” исход игры, олицетворяют с той самой сверхъестественной силой:

“В принципе, рулеточному шарику совершенно все  равно, сколько денег поставлено на кон. Но в процессе игры все неживые  предметы - антураж казино - оживают, превращаются в химеру, с которой  начинаешь бороться как с живым  организмом. Вот, например, кто-то хочет  доказать свою настойчивость и в  шестой раз ставит на черное, при  постоянном выпадении красного. И, в  очередной раз, убедившись, что выпадает красное, восклицает: “Эх, опять не дала!” Но кто? Шарик? Рулетка? Эта  жуткая, манящая химера? Или его  судьба?” (Из интервью с одним из игроков).

Соперничество. Еще одна характеристика азартной игры - это победители и побежденные. В результате игры обязательно кто-то побеждает, либо игроки - посетители казино, либо казино в лице крупье, разыгрывающих кон. Согласно все той же работе Т. Веблена, именно соперничество в азартной игре раскрывает ее хищнический характер. “Жажда победы... - это желание добиться <собственного> превосходства ценой проигрыша противника” [7]. Таким образом, в азартной игре встречаются на одном поле противоречащие друг другу характеристики. Несмотря на то, что атрибутивным признаком игры является свободная форма участия в ней игроков, азартная игра включает в себя и противоположное “свободе” свойство – “насилие”, которое как раз проявляется через правило соперничества, через принятие и противопоставления духа хищника - победителя и жертвы - побежденного.

Деньги. И, наконец, последняя характеристика азартных игр - это игра на деньги. Деньги, имеющие множественное значение в связи с их различным использованием в обществе приобретают в казино еще несколько культурных измерений. Во-первых, это особый тип денег. Только в казино, как в сказочном мире, можно уйти из зала с “полными фишек карманами” и обменять их на “приличную сумму денег”. Это деньги удачи – легкие деньги, можно сказать почти без усилий приходящие, а потому пьянящие своим появлением.

Во-вторых, этот особый тип денег в казино начинает играть особую роль. Деньги как одна из антропологических характеристик (измерений, отображений) современного человека подвергается изменениям вслед  за изменением идентичности их обладателя. В казино деньги начинают играть роль субъективного мерила азарта, адреналина, переживаний, связанных с описанным  выше духом соперничества: “пропорционально размеру денежного выигрыша или  проигрыша победа одной стороны  оказывается более блистательной, а поражение другой – более тяжелым и унизительным” [8].

В-третьих, в  противоположность субъективному  мерилу азарта, деньги выступают и  объективным показателем социального  статуса игрока. Демонстрация определенного  количества денег, выделенных на игру, и объявление ставок, соответствующих  этому количеству, обладают таким  же маркирующим свойством, как и  товары, предназначенные для разных социальных слоев. Это подчеркивается не только наличием фишек и ставок, разной денежной стоимости, но и существованием разных столов, и даже залов (“private”, VIP), дифференцирующих игроков по их финансовым аппетитам и возможностям и, тем самым, подчеркивающих их социальный статус. Если игрок идет играть в зал “private” или “VIP”, то он не только собирается, но и может играть по-крупному.

“Я до сих  пор никак не могу понять. Приходит простой человек, в каких-то немыслимых ботинках, в старых протертых джинсах, идет на “приват” и проигрывает  там сто тысяч долларов. Где  он взял эти деньги? Я просто не могу это понять”. (Из интервью с официанткой  в казино)

И, наконец, в-четвертых, трюк казино заключается в том, что  все денежные манипуляции как  бы камуфлируются, поскольку деньги в казино вообще исчезают. Вместо них  появляется некий денежный суррогат - фишки, имеющие, однако, так же как  и денежные купюры и монеты, разную стоимость и, также как и деньги, позволяющие подчеркивать статусную  иерархию ставок, столов, залов. “Понятие деньги в казино исчезает, на смену  ему приходят фишки. Напитки, сигареты оцениваются при помощи фишек - денежную цену они утрачивают”. (Из интервью с игроком). Манифестация нового культурного  измерения денег посредством  смены денежного стандарта играет важную для казино экономическую  роль. Так, стоимость фишек как  мерила азарта нивелирует своим доминированием в рамках игрового пространства другие “обыденные” измерения денег, отвлекает  игрока от осознания их “обыденной”  полезности. Так, в процессе игры игрок  может испытывать счастье от последнего выигрыша и довольствоваться продолжающимся праздником. И только за его пределами, оценив впоследствии свои доходы, все  же осознать, что он в проигрыше.

Казино. Итак, теперь все описанные выше понятия поместим в реальное поле их воплощения - мир казино. Казино - это пространство двух противоположных, но уравновешенных “сил”. С одной стороны, - это место отдыха, спонтанного “карнавала”, где каждый посетитель, в отличие от театра и других зрелищ, - действующее лицо, а с другой, - это жестко структурированная организация персонала, которая контролирует “спонтанность” происходящего точностью исполнения своих обязательств.

Всех участников “спектакля” казино можно разделить  на три типа: игроки, не-игроки (сочувствующие, приятели, компания), и вне-игроки (обслуживающий  персонал казино). Игроки - это центральные  фигуры. Их присутствие обеспечивает начало и бесконечное продолжение  этого “сказочного мира”.

Не-игроки - это  люди, пришедшие в казино не ради игры. На первый взгляд, они могут  казаться лишними, второстепенными, но при детальном рассмотрении оказывается, что они выполняют своеобразные социальные роли. Большинство из них  являются друзьями, приятелями или  членами компании игрока, демонстрирующими собой его социальное окружение и его возможности манипулировать свободным временем других.

“Очень интересный персонаж приходит к нам. Он - директор крупного российского предприятия N. Магнат. Хотя наша промышленность находится  на более низком уроне, чем западная, но все равно, он сказочно богат. Он голубой. Каждый раз он приходит с  молодыми мальчиками. То есть вот он показывает - смотрите на меня. Кормит их, одевает. Гладит по головке ласково  при людях, не стесняется. Действительно  хорошие ребята, какие-то модели. А  сам он неприятный, рыжий. Имеет телохранителей. Просто неприятно, когда человек  имеет много денег, то он может  купить все что угодно” (Из интервью с официанткой в казино).

Но, кроме того, бывают и “независимые” не-игроки:

“Вот два  примера. Девушка, которая одета  совершенно обычно. Понятно, что она  сюда пришла не затем, чтобы найти  себе партнера на ночь. Она останавливается  около какого-нибудь игрока, начинает выражать свою заинтересованность его  игрой, сочувствовать ему, когда  он проигрывает, радоваться вместе с  ним его выигрышам. Так они  сходятся, и она становится партнером  в его “грязном деле” - просаживании денег. Никто не может посочувствовать ему в этом, а она может. С выигрыша он дает ей фишку-две, чтобы она поставила сама, но в ее планы не входит играть. Она позже обменяет их на деньги. Потом она идет к другому игроку и ее “работа” продолжается.

Но так “работают” не только девушки. Среди этой категории  посетителей казино можно встретить  и парней. Молодой человек, который  помнит всех своих “друзей”. Вот  он радостным возгласом приветствует одного из них по имени, хотя этот игрок  не появлялся здесь уже полгода. Но это еще не все - он полностью  может расположить только что  вошедшего, но уже начинающего бредить  казино игрока, напомнив ему о его  привычках: “Ты все также любишь ставить на черные, четные и большие?”  Добившись, таким образом, расположения, он становится другом ему на все  его пребывание в казино в эту  ночь”. (Из интервью с игроком)

Персонал.И, наконец, еще один тип действующих лиц - персонал казино. Казино имеет очень жесткую иерархическую структуру должностей - дилеры, менеджеры разных уровней, администраторы.

“У нас много  администраторов, которые за всем следят, у менеджеров за стойками находятся  мониторы, в зале установлено много  видеокамер. Вот менеджеры сидят  и следят за работой дилеров и  официанток. Если что-то не так, то они  звонят боссу, главному администратору, вызывают и говорят: “Вот в вашей  работе замечены ошибки, исправьтесь”. (Из интервью с официанткой)

Задача менеджеров как и в любой другой коммерческой организации - контролировать денежную прибыль - реализуется через наблюдение за “финансовыми возможностями” игроков, формированием определенного отношения  к ним и проведением особой “гостевой” политики по привлечению крупных игроков.                     

V.Исследуем азарт. Игра с точки зрения науки  
 
"Не понимаю. Совершенно. Приходит парень с улицы, в жутких ботинках и протертых джинсах, идет в приват-зал и спокойненько спускает там сто тысяч баксов. Откуда они у него? Вот этого я до сих пор не пойму" (признается официантка в казино). 
"- Мои друзья тоже бывают в казино. Но не здесь, не в Голден Палас. Это для них несолидно. 
- Но вроде бы здесь тоже есть VIP-зал? 
- Ну да, есть. Но пойми, если их тут увидят, их примут за лохов каких-то… Не, для них это не катит" (разговор двух игроков). 
Наконец, все манипуляции с деньгами в казино словно покрыты туманом, замаскированы - сами деньги в зале просто исчезают. На их замену приходят фишки, своеобразный денежный суррогат, тем не менее, исправно выполняющие денежную функцию - подчеркивать иерархию статусов игроков. "В казино нет такого понятия - деньги. Здесь всё оценивается фишками - сигареты, напитки, так как прежнюю денежную цену эти товары теряют" (из разговора с игроком). Объявление новой функции денег через смену денежного стандарта имеет немаловажную экономическую роль. В частности, фишки как мерило азарта отвлекает игрока от осознания их ценности. К примеру, игрок может радоваться от своего последнего выигрыша - его праздник продолжается. И только потом он понимает, что в итоге проиграл больше.  
Теперь давайте поместим все вышеописанные понятия в мир, где они существуют - в казино. Этот мир представляет собой также поле приложения двух противоположных, но сбалансированных между собой сил. С одной стороны, клиенты приходят сюда, чтобы получить свою дозу отдыха, это карнавал, где каждый игрок - главный герой своего собственного спектакля. С другой же стороны - это жестко структурированный персонал, контролирующий проявления спонтанности посетителей казино путем строго соблюдения правил, принятых в заведении.  
Все люди в казино принадлежат к трем лагерям: игроки, не-игроки (спутницы, приятели, компания) и над-игроки (персонал казино). Главный персонаж - это, несомненно, игрок. Их присутствие - залог существования "праздника" в казино. Не-игроки - или друзья и приятели - пришли в казино не для того, чтобы играть. Вы можете сказать, что они - бесполезный балласт. На самом же деле это свита - нематериальный показатель статуса игрока, его возможности манипулирования досугом своих знакомых.  
"К нам часто приходит один персонаж. Он - директор крупного предприятия, магнат, и очень богатый. За ним еще телохранители ходят. Он голубой и постоянно он приводит с собой мальчиков. Выставляет их напоказ - вот, глядите, какой я, кто со мной пришел. Прилюдно кормит их, гладит, не стесняясь. Красивые ребята, а сам тип неприятный, рыжий. Просто противно смотреть - если человек богатый, он покупает себе все что захочет" (вздыхает официантка в казино). Встречаются и независимые не-игроки.  
"Приведу два примера. Во-первых, приходит девушка. Обычная, одета не роскошно - понятно, что пришла не затем чтобы снять кого-нибудь. Она подходит к какому-нибудь игроку и начинает сопереживать его игре - огорчаться проигрышам, радоваться, когда он выиграет. То есть становится "близким" человеком, поддерживающим игрока в его игре. Другим на него наплевать, а ей - нет. Он может подарить ей фишку-другую с выигрыша - пускай тоже поставит, но она не хочет играть. После она обналичит эти фишки. Потом точно так же идет к следующему игроку и "работает" дальше.  
Так поступают не только девушки, встречаются и парни. Молодой человек помнит всех своих знакомых по казино и при встрече радостно приветствует, называя по имени. Пусть даже этот знакомого здесь уже полгода не видели. А еще он помнит все его привычки и напоминает об этом: "А что, ты все еще предпочитаешь ставить на комбинацию красные и большие?" Таким образом, он сразу становится лучшим другом для этого клиента, пока тот не уйдет" (из разговора с игроком). Роль над-игроков, я думаю, очевидна - обеспечивать возможность "карнавала" каждому посетителю. Они имеют четкую иерархию - дилеры, менеджеры, администраторы.  
"У нас администраторы за всем следят - за стойками менеджеров стоят мониторы, а в зале понатыкано видеокамер. Вот они и сидят, следят за порядком, как дилеры с официантками работают. Если замечают, что ты ошибешься, то звонят боссу, тебя вызывают к главному администратору и говорят: "Тогда-то и в том-то вы ошиблись, будьте внимательней" (из разговора с официанткой). 
Задача менеджеров состоит в контроле над денежной прибылью. Они выполняют свои обязанности, наблюдая за тем, как клиенты играют, каковы их финансовые возможности, пытаются привлечь в казино крупных игроков. 
"- А может менеджер следить одновременно за несколькими игроками? - Ну да, это же их работа. Допустим, приносишь чек на подпись менеджерам, а они между собой переговариваются: "Маловато он сегодня принес, всего-то штук тридцать. Можно за ним и не следить" (из разговора с официанткой).  
 
Игра: меняем маски  
Обстановка в казино, начиная с крыльца (яркая иллюминация, красивая вывеска, атмосфера веселья и роскоши), помогает посетителям забыть об обыденных заботах и погрузиться в мир праздника, где он сможет забыть о себе-повседневном и стать собой-праздничным. Здесь он вполне законно становится "просто другим человеком". Он снимает с себя одежды рациональности, эмоциональной холодности, невозмутимости, необходимые в профессиональной деятельности, и окунается в мир страстей, мир, где властвуют хаос, интуиция и Госпожа Удача. 
"Казино - это "ма-аленький такой дурдомчик". Любой респектабельный человек, попав в казино, преображается так, что его не узнать. Горящие глаза, ни о чем думать не хочет… Вспоминается Данте с его "Забудь о… как там было, не помню… всяк сюда входящий" (из разговора с игроком).  
Подобная смена личин в научной литературе рассматривается обычно с точки зрения психологии - иными словами, декларируется предрасположенность человека к азарту. Психоаналитик прошлого века Ш. Ференци (Ferenczi S. Further Contributions to the Theory and Techniques of Psychoanalysis. New York: Norton, 1926), называет страсть к азартным играм и на фондовой бирже "затянувшимся желанием инфантильного всемогущества". Он считал детей не послушными ангелочками, а всемогущими существами, ибо им подчиняются послушные взрослые. Дети сильны потому, что не осознают, насколько они слабы и уязвимы, и лишь со временем они постигают границы собственных возможностей. Быть взрослым - означает не только знать, что мы можем делать, но также и осознавать собственную ограниченность.  
"В казино чаще ходят те, у кого проблемы с собственным "Я", неудовлетворенность собой. Псевдореализация уязвленного самолюбия прекрасно осуществляется при помощи острых ощущений - риска, стремления побороться с судьбой. Если ставишь крупную сумму, сначала в душе ты замираешь, а затем - либо взлет, либо падение. Мужчины способны испытывать подобные яркие переживания также на войне, когда рискует собственной жизнью. Но по крайней мере, казино предпочтительней потому, что здесь угроза жизни минимальна. Если ты мало дрался мальчишкой, как я, ты дореализовываешь потребность в адреналине здесь, в казино" (из разговора с игроком).  
Границей, отделяющей обыденный мир от праздничного, является касса, где обыденные деньги меняют на местную валюту - на фишки. Деньги здесь как бы частично замещают личность игрока - и, расставаясь с ними и получая фишки, игрок одновременно меняет частичку своей личности на личность игрока. 
Как и в остальных сферах жизни, деньги игрока имеют четкую структуру. Первоначально игрок строго определяет сумму, которую он готов потратить на игру, и больше на фишки не обменивает. Количество фишек символизирует ту границу, за которую он не хочет заходить в самоотождествлении своего "я" с "я-игроком". Однако - игра идет, страсти бушуют, и наконец Рубикон перейден. Игра все больше захватывает посетителя, и он идет менять оставшиеся деньги.  
"Любой игрок во время игры испытывает чувство вины. Он отлично понимает, что деньги, что он тут тратит, лучше бы вложить в какое-нибудь более важное дело. Да и вообще - не бывает денег на игру, они всегда находятся за счет денег на другие расходы". (из интервью с игроком).  
С течением времени игра все более завораживает, превращая посетителя в "я-игрока". Минус азартных игр в казино состоит в том, что на стороне заведения всегда оказываются теория вероятностей и статистика, что не улучшает положения игрока. Любой игрок пытается бороться против Случая, когда все работает не в его пользу, не в пользу человека, и неизбежно проигрывает. Сознание поражения провоцирует игрока на взятие реванша, все глубже загоняя его в замкнутый круг поражение-ставка-поражение. Вырваться из этого круга способен далеко не каждый. Таким образом, статистическое превосходство проигрышей над выигрышами ставят перед человеком следующую проблему: как соотносится труд по зарабатыванию денег с их стремительными тратами? Возможно ли оправдать такое положение вещей?  
Выход из игры: постоянство личности  
Давайте подумаем, существует ли оправдание расходов на азартные игры с точки зрения экономики? Чем игрок может объяснить подобное времяпрепровождение? Для ответа на эти вопросы необходимо выйти за рамки игры, чтобы оценить ее контекст. Так ли сильно отличаются механизмы функционирования игры от закономерностей протекания обыденной жизни? Что заставляет игрока включать азартные игры в свою жизнь?  
С первого взгляда личность игрока отличается от той, что требуется для успешной работы и повседневных забот. Игроки зачастую ведут себя в казино иррационально, свято веря в свою счастливую звезду и совершая иррациональные поступки. Тем не менее они чувствуют, что принадлежат к особой касте - касте "игроков казино". Это достаточно высокий статус, чтобы оправдать все свои денежные потери. 
В отличие от рабочего пространства, жизнь игрока проходит на людях, на глазах других игроков. Клиент приходит в казино не только для игры, а еще и для того, чтобы "других посмотреть, себя показать". Социальный статус игрока демонстрируют не вещи, которые окружают игрока, а сами деньги (в данном случае - фишки), которые он готов проиграть, и само поведение - насколько мужественно он готов с ними расстаться. Каждый игрок, несмотря на принадлежность к сообществу "бойцов с казино", ведет свой непримиримый бой на глазах у остальных посетителей. 
Азарт объединяет игроков, но тем не менее, каждый играет по своей собственной стратегии. Их можно разделить на следующие типы.  
1. Игрок, пришедший сюда заработать. Любой выигрыш такие игроки считают своим доходом (бывает, что основным). Именно этот тип описан в книгах (Dowries D., Davis В., David M" Stone P. Gambling, Work and Leisure. London: Routledge, 1976), в которых авторами доказывается экономность и расчетливость игроков. Такие люди осторожны, бережливы и аккуратны.  
2. Игроки, пришедшие поразвлечься. "Приходят поиграть, не скупятся на чаевые. То есть и себя покажут, и других посмотрят. Выкинуть несколько тысяч баксов - для него это пустяк" (из разговора с официанткой). Такие люди достаточно преуспели в жизни, а игра в казино - добавочный бонус к своему статусу. Принадлежность к "игрокам казино" обеспечивает им уважение персонала.  
3. Игроки, играющие по-крупному. Именно для них создаются VIP-залы и private-залы. Там они в полной мере могут испытать азарт от крупных ставок, от большой игры.  
Поведение также немало может рассказать о психологии игрока. Если человек работает начальником, то привычки большого босса у него остаются и за пределами офиса. Он точно так же может сорвать свое недовольство как на подчиненном, так и на крупье - кто платит, тот и заказывает музыку.  
"- Что изменилось, когда ты устроилась работать в казино? 
- Я сильно изменилась. Сама я не замечаю, но кто меня давно не видел, говорят, что я стала агрессивнее. Наверно, это из-за работы, когда либо тебя норовят ущипнуть, либо пьяный болван туда-сюда гоняет. А ничего не попишешь, клиент всегда прав. Надо улыбаться, даже если тебя обзывают по-всякому. Люди приходят проигрывать свои деньги, большие деньги. Ходит к нам мужик один, армянин, что ли, видно, что не русский. Карта у него наша есть. Господи, как он матерится! Бедные дилеры, мне их так жалко! 
- И что, никто ему ничего сказать не может? 
- Нет, это не принято. Девушек оттуда почти выносят. 
- А почему такие правила, вам объяснили? 
- Да и так понятно. 
- То есть для казино важно выжать из посетителя все деньги, которые он может проиграть? 
- Ну да. Пусть ведет себя как хочет, главное чтобы ему было хорошо. А если видят, что человек максимум баксов двести проиграть может - так бывает, выводят. Есть у нас специальная зеркальная комната, туда выводят гостей, нарушающих порядок. Если уж вывели, то на какой-то определенный срок - такие порядки" (из разговора с официанткой).  
Давайте подумаем, существует ли оправдание расходов на азартные игры с точки зрения экономики? Чем игрок может объяснить подобное времяпрепровождение? Для ответа на эти вопросы необходимо выйти за рамки игры, чтобы оценить ее контекст. Так ли сильно отличаются механизмы функционирования игры от закономерностей протекания обыденной жизни? Что заставляет игрока включать азартные игры в свою жизнь?  
С первого взгляда личность игрока отличается от той, что требуется для успешной работы и повседневных забот. Игроки зачастую ведут себя в казино иррационально, свято веря в свою счастливую звезду и совершая иррациональные поступки. Тем не менее они чувствуют, что принадлежат к особой касте - касте "игроков казино". Это достаточно высокий статус, чтобы оправдать все свои денежные потери. 
В отличие от рабочего пространства, жизнь игрока проходит на людях, на глазах других игроков. Клиент приходит в казино не только для игры, а еще и для того, чтобы "других посмотреть, себя показать". Социальный статус игрока демонстрируют не вещи, которые окружают игрока, а сами деньги (в данном случае - фишки), которые он готов проиграть, и само поведение - насколько мужественно он готов с ними расстаться. Каждый игрок, несмотря на принадлежность к сообществу "бойцов с казино", ведет свой непримиримый бой на глазах у остальных посетителей. 
Азарт объединяет игроков, но тем не менее, каждый играет по своей собственной стратегии. Их можно разделить на следующие типы.  
1. Игрок, пришедший сюда заработать. Любой выигрыш такие игроки считают своим доходом (бывает, что основным). Именно этот тип описан в книгах (Dowries D., Davis В., David M" Stone P. Gambling, Work and Leisure. London: Routledge, 1976), в которых авторами доказывается экономность и расчетливость игроков. Такие люди осторожны, бережливы и аккуратны.  
2. Игроки, пришедшие поразвлечься. "Приходят поиграть, не скупятся на чаевые. То есть и себя покажут, и других посмотрят. Выкинуть несколько тысяч баксов - для него это пустяк" (из разговора с официанткой). Такие люди достаточно преуспели в жизни, а игра в казино - добавочный бонус к своему статусу. Принадлежность к "игрокам казино" обеспечивает им уважение персонала.  
3. Игроки, играющие по-крупному. Именно для них создаются VIP-залы и private-залы. Там они в полной мере могут испытать азарт от крупных ставок, от большой игры.  
Поведение также немало может рассказать о психологии игрока. Если человек работает начальником, то привычки большого босса у него остаются и за пределами офиса. Он точно так же может сорвать свое недовольство как на подчиненном, так и на крупье - кто платит, тот и заказывает музыку.  
"- Что изменилось, когда ты устроилась работать в казино? 
- Я сильно изменилась. Сама я не замечаю, но кто меня давно не видел, говорят, что я стала агрессивнее. Наверно, это из-за работы, когда либо тебя норовят ущипнуть, либо пьяный болван туда-сюда гоняет. А ничего не попишешь, клиент всегда прав. Надо улыбаться, даже если тебя обзывают по-всякому. Люди приходят проигрывать свои деньги, большие деньги. Ходит к нам мужик один, армянин, что ли, видно, что не русский. Карта у него наша есть. Господи, как он матерится! Бедные дилеры, мне их так жалко! 
- И что, никто ему ничего сказать не может? 
- Нет, это не принято. Девушек оттуда почти выносят. 
- А почему такие правила, вам объяснили? 
- Да и так понятно. 
- То есть для казино важно выжать из посетителя все деньги, которые он может проиграть? 
- Ну да. Пусть ведет себя как хочет, главное чтобы ему было хорошо. А если видят, что человек максимум баксов двести проиграть может - так бывает, выводят. Есть у нас специальная зеркальная комната, туда выводят гостей, нарушающих порядок. Если уж вывели, то на какой-то определенный срок - такие порядки" (из разговора с официанткой). 

Заключение.

Множество ярких  мигающих огней и красочная привлекающая вывеска у входа в казино манифестируют  внешнюю границу мира обыденного и мира сказочного, переходя которую, словно совершая волшебное действо, посетитель, возможно, несколько часов  назад усердно бившийся над повышением прибыльности своего дела, расстается со своим “я-предпринимателем”  и превращается в другого - “я-игрока”. Здесь он получает то, что не могут  предоставить ему другие сферы обыденной  жизни - легитимное изменение своей  собственной идентичности. Он на время  расстается с рациональностью, холодным рассудком, безэмоциональностью, которые ему просто необходимы в профессиональной деятельности, позволяющей получать достаточный для игры в казино доход, и погружается в совершенно противоположный мир, где бушуют безудержные страсти и эмоции, спонтанные действия, где расчет уступает место непредсказуемости и интуиции. Скорее всего, данные рассуждения следует рассматривать как стремление обратить взор социологов на ранее не рассматриваемые, не традиционные для академической науки аспекты социальной жизни, которые могли бы дать новый материал для дальнейшей проблематизации извечных социологических вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Беккер Г.  Экономический анализ и человеческое  поведение // Thesis. 1993. Vol. 1. No. 1.

2. Бусова Н.А. Homo Publicus - герой нашего времени // Социологические исследования. 1998. №4. Стр. 108-111.

3. Большая игра. Периодическое издание. Публикуется  также в интернете. http://www.opencity.ru/biggame А.А. Органов Теория культуры. М., 2003г.

4.Шпенглер О.   Закат Европы.

5.Тавризян Г.М.  О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры.

6. Веблен Т. Теория праздного класса. М: Прогресс, 1994.

7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа “Прогресс”, “Прогресс-Академия”, 1992.  

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. С. 17.

[2] Там же, с. 18.

[3] Рассуждения о лексических особенностях английских слов play и game см. в: Игра // Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991. С. 111.

[4] Более подробно идея карнавалов в описании современности представлена в: Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998., Batalle G. The Accursed Share. Vol. 1. New York: Zone Books. 1988.

[5] Веблен Т. Теория праздного класса. М: Прогресс, 1994. С. 269.

[6] Там же, с. 270.

[7] Там же, с. 268.

[8] Там же, с. 268.


 

  


Информация о работе Азарт в истории развития человека