Аграрное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:40, контрольная работа

Краткое описание

Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 N 96-З "О безопасности генно-инженерной деятельности" оперирует такими двумя основными понятиями, как:
а) генно-инженерная деятельность - деятельность, связанная с созданием генно-инженерных организмов, высвобождением их в окружающую среду для проведения испытаний, использованием в хозяйственных целях, ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь и транзитом через ее территорию генно-инженерных организмов, их хранением и обезвреживанием;

Вложенные файлы: 1 файл

moya_kr_agr_pravo_GIO.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Уяснив порядок  проведения экспертизы, необходимо обратиться к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. N 1195 «Об утверждении положения о порядке государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, породгенно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов», которым утверждено положение «О порядке государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов» для того, чтобы понять прядок осуществления государственной регистрации. Согласно данному положению:

- государственную регистрацию генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов, используемых в хозяйственных целях, осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия [п. 2]. Для государственной регистрации генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов юридические лица и индивидуальные предприниматели, проживающие на территории Республики Беларусь, представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия документы в соответствии с перечнем административных процедур, совершаемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. N 1370 [п. 3]. Заявитель для государственной регистрации новых генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов, выведенных методами традиционной селекции с использованием в качестве исходного материала генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов, ранее включенных в Государственный реестр сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов (далее - реестр), представляет заявление с приложением документов, определенных перечнем [п. 4]. (Реестр представляет собой единый банк данных о сортах генно-инженерных растений, породах генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в хозяйственных целях [п. 5]. Реестр ведется Министерством сельского хозяйства и продовольствия [п. 6]. Условием включения генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов в реестр является наличие положительного заключения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов и положительных результатов испытаний генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов [п. 7].) Рассмотрение заявления о государственной регистрации с прилагаемыми документами проводится Министерством сельского хозяйства и продовольствия в 30-дневный срок со дня его подачи [п. 14]. Министерством сельского хозяйства и продовольствия запрашиваются самостоятельно для государственной регистрации генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов: заключение государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов, рекомендации экспертного совета по безопасности генно-инженерных организмов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, сведения о положительных результатах государственного испытания генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов, для государственной регистрации новых генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов, выведенных методами традиционной селекции с использованием в качестве исходного материала генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов, ранее включенных в реестр, - сведения о положительных результатах государственного испытания генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов.

Однако эти документы заявитель вправе представить и самостоятельно [п. 15]. Министерство сельского хозяйства и продовольствия в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации по форме, утвержденной данным Министерством [п. 16]. Сведения о государственной регистрации генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов публикуются ежегодно Министерством сельского хозяйства и продовольствия в реестре [п. 17].

- Исключение из реестра генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов производится в случае: 1) неиспользования их в хозяйственных целях в течение трех последних лет; 2) утраты их хозяйственной значимости; 3) представления сведений о неблагоприятном влиянии их на здоровье человека и окружающую среду [п. 9]. Исключение из реестра осуществляется на основании решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия по представлению государственных организаций, находящихся в его подчинении, и других государственных органов [п. 10]. Информация о включении генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов в реестр или об исключении их из реестра представляется в государственное научное учреждение "Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси" в течение 5 дней после принятия соответствующего решения [п. 11]. Реестр издается ежегодно Министерством сельского хозяйства и продовольствия [п. 12] .

 Также следует  отметить, что существует постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 29 августа 2006 г. N 56 «О требованиях безопасности к опытным полям и другим объектам, предназначенным для проведения испытаний непатогенных генно-инженерных организмов при их первом высвобождении в окружающую среду», которым установлено, что опытное поле или другой объект, предназначенные для проведения испытаний непатогенных генно-инженерных организмов при их первом высвобождении в окружающую среду (далее - опытное поле), должны иметь: 1) информационную доску, которая размещается возле входа на опытное поле и на которой указываются наименование юридического лица или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя, осуществляющего испытания генно-инженерных, площадь опытного поля, предупреждающая надпись о том, что на данном опытном поле проводятся испытания генно-инженерных организмов, 2) паспорт опытного поля, который находится у юридического лица или индивидуального предпринимателя. Паспорт опытного поля утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 3) ограждение, препятствующее несанкционированному проникновению на их территорию людей и животных и обеспечивающее защиту генно-инженерных организмов от несанкционированного перемещения за пределы опытного поля, передачи ими свойств, приобретенных в результате генно-инженерной деятельности, другим организмам, 4) оборудование для уничтожения генно-инженерных организмов и их остатков, 5) хранилище продукции генно-инженерных организмов с обеспечением защиты от несанкционированного доступа в случае, если необходимо осуществлять хранение такой продукции на опытном поле, 6) площадку или помещение для очистки техники после ее контакта с генно-инженерными организмами, которые исключают несанкционированное перемещение за пределы опытного поля генно-инженерных организмов или их частей. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие испытания генно-инженерных организмов на опытном поле, должны контролировать эффективность мер защиты и соблюдать технику безопасности работ с генно-инженерными организмами [п. 2]. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие испытания генно-инженерных организмов на опытном поле, несут ответственность за нарушение безопасности генно-инженерной деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [п. 3].

Также следует  уделить внимание тем требованиям, которые установлены законодательствм при транспортировке объектов генной инженерии. Правовое регулирование в этой области осуществляется посредством следующих нармативных-правовых актов: Соглашение «О международном железнодорожном грузовом сообщении» (СМГС), закон «О безопасности генно-инженерной деятельности», инструкция «О требованиях безопасности при транспортировке условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов». Установлено, что транспортировка условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов из одного структурного подразделения организации в другое допускается на основании письменного разрешения: руководителя структурного подразделения организации - для условно-патогенных; руководителя организации - для патогенных генно-инженерных организмов. Форма письменного разрешения на транспортировку условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов утверждается руководителем организации. При транспортировке оформляется акт передачи условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов из одного структурного подразделения организации в другое и производится регистрация в журнале выдачи генно-инженерных организмов [п. 2 Инструкции]. Транспортировку условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов из одной организации в другую разрешается производить только на основании: письменного запроса организации, желающей получить условно-патогенные и патогенные генно-инженерные, подписанного руководителем организации-получателя и заверенного печатью, с указанием номера и даты выдачи аттестата аккредитации, удостоверяющего, что в данной замкнутой системе организации допускается осуществление работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности; письменного разрешения руководителя организации, транспортирующей условно-патогенные и патогенные генно-инженерные организмы в организацию-получатель [п. 3]. Транспортировка условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов за пределы Республики Беларусь, в Республику Беларусь и перемещение транзитом через ее территорию разрешается только при наличии у организации разрешения на ввоз, вывоз или транзит условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, выданного в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [п.4]. Организация-отправитель обязана сообщить организации-получателю дату отправления и вид транспорта, которым транспортируются условно-патогенные или патогенные генно-инженерные организмы [п. 6]. Условно-патогенные и патогенные генно-инженерные организмы транспортируют в лиофилизированном состоянии или на плотных питательных средах. Транспортировка вирусов допускается в консервирующей жидкости или в замороженном состоянии [п. 8]. Транспортировка условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов осуществляется в герметически закрытых емкостях (запаянные ампулы, пробирки, завальцованные флаконы, запечатанные трубки из толстого стекла или пластического материала, а также пробирки, закрытые пробкой и герметизированные различными пластификаторами). Герметически закрытые емкости с условно-патогенными и патогенными генно-инженерными организмами заворачивают в поглощающий материал (лигнин или гигроскопическую вату), помещают в металлический плотно закрывающийся или завинчивающийся пенал (далее - пенал). Упаковка герметически закрытых емкостей с условно-патогенными и патогенными генно-инженерными организмами в пенале должна исключать возможность их свободного перемещения внутри пенала во избежание нарушения целостности при транспортировке, а поглощающий материал должен быть в достаточном количестве для сорбции всей жидкости в случае повреждения упаковки. Пеналы с герметически закрытыми емкостями, содержащими условно-патогенные и патогенные генно-инженерные организмы, обертывают бумагой (обшивают материалом), ошнуровывают и опечатывают сургучной печатью организации-отправителя или пломбируют [п. 9]. Для транспортировки условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов пеналы с герметически закрытыми емкостями дополнительно обертывают ватой, чтобы исключить возможность их свободного перемещения, и укладывают в деревянный ящик или ящик из пластического материала (далее - ящик). Ящик обшивают тканью и опечатывают сургучной печатью организации-отправителя или пломбируют. На стороне ящика, на которой указаны наименование и место нахождения организации-отправителя и организации-получателя, также должны быть указаны:1) отметка фиолетового цвета "Опасно! Не открывать во время перевозки". При транспортировке за пределы Республики Беларусь дополнительно указываются следующие отметки фиолетового цвета на русском и французском языках: "Скоропортящиеся биологические вещества" ("Substances biologiques perissables"), "Опасно: не открывать во время пересылки" ("Dаngereux: Ne pas ouvrir pendant le transporte"), 2) наименование генно-инженерного организма, 3) номер и дата выдачи свидетельства о регистрации генно-инженерного организма, выданного Министерством здравоохранения, 4) сведения о транспортировке, хранении, применении и обезвреживании генно-инженерных организмов. Внутрь ящика с условно-патогенными и патогенными генно-инженерными организмами помещают инвентаризационную опись с указанием перечня и количества находящихся в ней условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов. Копия инвентаризационной описи остается у организации-отправителя [п. 10]. Организация-отправитель составляет акт об упаковке условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов в двух экземплярах, первый из которых выдается работникам организации-получателя, , второй - остается в организации-отправителе [п. 11]. Организацией-получателем в течение трех дней после доставки условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов составляется в двух экземплярах акт вскрытия упаковки ящика произвольной формы, один из которых вместе с письмом, подтверждающим получение условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, направляется в организацию-отправитель. Организация-получатель обязана направить копии акта вскрытия упаковки ящика и письма, подтверждающего получение условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, в государственное учреждение "Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии" Министерства здравоохранения Республики Беларусь для учета созданных в Республике Беларусь, ввозимых в Республику Беларусь, вывозимых из Республики Беларусь и перемещаемых транзитом через ее территорию условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов [п. 12]. Работники организации-получателя, осуществляющие транспортировку условно-патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, а также работники транспорта о случаях аварии, катастрофы, утраты и хищения ящиков во время транспортировки должны сообщать в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для принятия мер по охране места происшествия, ликвидации последствий, организации розыска потерянного или похищенного [п. 13].

 Контроль  за выполнением требований безопасности  при транспортировке условно-патогенных  и патогенных генно-инженерных  организмов осуществляют комиссии  по контролю за соблюдением  требований биологической безопасности  и противоэпидемического режима областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, государственного учреждения "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии", Министерства здравоохранения Республики Беларусь и органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор [п. 14].

Согласно действующему законодательству в зависимости  от степени общественной опасности  деяния и наступивших последствий  установлена как административная, так и уголовная ответственность  за нарушение правил безопасности при  обращении с генно-инженерными организмами. Ст. 15.4 КОАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами (ч. 1) и влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до тысячи базовых величин. Ст. 278 УК предусматривает уголовную ответственность за: 1) нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо заведомо создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде и наказывается общественными работами, или штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до шести месяцев (ч. 1),т.е. необходимым условием наступления уголовной ответственности является наличие административной преюдиции; 2) нарушение тех же правил, совершенное на экологически неблагополучной территории либо повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере и наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения; 3) нарушение тех же правил, повлекшее по неосторожности смерть человека либо заболевания людей и наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от одного года до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА,

А ТАКЖЕ СДЕЛКИ С НИМИ

 

С.В.ОВСЕЙКО,

кандидат юридических  наук,

кандидат экономических  наук

 

Материал подготовлен  с использованием

правовых актов по состоянию

на 3 октября 2012 г.

 

 

Вариант 4.

 

Задача 1.

Определите, к  какой группе мер государственной  поддержки в классификации их по степени искажающего воздействия  на торговлю относятся следующие  меры:

  1. меры, предусмотренные частями третьей и пятой ст. 3 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Классификация мер государственной поддержки  по степени искажающего  воздействия на торговлю определены в ст. 3 соглашения «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства», согласно которой меры государственной поддержки сельского хозяйства подразделяются на: 1) меры, не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю государств Сторон сельскохозяйственными товарами , 2) меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю государств Сторон сельскохозяйственными товарами, 3) меры, оказывающие искажающее воздействие на взаимную торговлю государств Сторон сельскохозяйственными товарами. Перечень некоторых мер находят своё отражение соответственно в Приложениях № 3 и 4 к этому соглашению.

 ч. 3 закона  предусматривает, что становление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства фермерских хозяйств, оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки, осуществляются государственными организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского бюджета. Согласно приложению № 3 к соглашению, меры государственной поддержки производителей сельскохозяйственных товаров (далее - производители), не оказывающие негативного воздействия на взаимную торговлю Сторон сельскохозяйственными товарами, должны соответствовать следующим основным критериям: 1) поддержка предоставляется за счет средств бюджета (включая невостребованные доходы), в том числе в рамках государственных программ, а не за счет средств потребителей, 2) следствием поддержки не должно являться поддержание цен производителей. По условию задачи эти 2 условия соблюдены. МБ ЭТО 3 МЕРА,ТК ЕЕ НЕТ НИ В 1-М ПЕРЕЧНЕ….

Информация о работе Аграрное право