Характеристика принципов русской орфографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Обсуждение принципов русской орфографии стоит начать с определения принципов графики, т.е. письма. Принципы графики регулируют способы передачи звучащей речи на письме, в то время как принципы орфографии предусматривают правила передачи звучащей речи графическими символами. Иначе говоря, графика первична по отношению к орфографии.

Содержание

1. Характеристика принципов русской орфографии 3
2. Письмо как вид деятельности 11
3. Принципы орфографии в письменной речи 16
Литература 20

Вложенные файлы: 1 файл

принципы русской орфографии-реф.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Обратимся к операциям, обеспечивающим грамотное написание слова в соответствии с морфематическим принципом. Считается, что "построение морфологической системы должно предшествовать построению системы орфографической" (Цейтлин, Русакова, Кузьмина 1999: 189). Иначе говоря, на основе анализа собственного речевого опыта ребенок устанавливает аналогии и ассоциации, определяя тождественность значения, скрытого за вариативным звучанием.

Написание слов в соответствии с морфематическим принципом  опирается на более высокий уровень переработки слуховой информации: необходимо произвести анализ не только "текущей" фонетической реальности, но и актуализировать звуковой облик иных слов, содержащих данную морфему. Естественно, существенно усложняется программа деятельности. Такого рода деятельность нуждается в "дополнительной подпрограмме" по анализу речевого опыта для установления морфемных границ. До планирования моторной программы последовательности графем необходимо установить состав графем, актуализируя все известные слова, содержащие данную морфему в другом окружении и принимая решение об "эталонном" облике морфемы (по сильной позиции). В свою очередь, требуется избирательная активация. Избирательная активация предполагает, что какие-то компоненты деятельности протекают без контроля сознания, "сами собой". Очевидно, в тень должны уйти технические предпосылки письма.

Итак, "морфемное письмо" обеспечивается развитием когнитивного опыта (умения обобщать), метаязыкового  чутья (умения наблюдать за речью  и анализировать речевой материал), автоматизацией технических предпосылок письма, избирательной активацией.

Перейдем к обсуждению функциональных компонентов и основ  письма в соответствии с грамматическим принципом. Поскольку грамматический принцип отражает стремление передать на письме грамматическое значение, присущее данной словоформе, для овладения письмом в соответствии с этим принципом необходимо уметь выявлять передаваемые значения. В психологическое содержание применения грамматического принципа входит анализ грамматических значений словоформы, имеющих свой собственный план выражения на письме. Это весьма сложная когнитивная операция. Когнитивная сложность этой задачи обусловливает наибольшее количество ошибок, допускаемых на правила, отражающие грамматический принцип, по сравнению с тем, которое встречается на правила, отражающие морфематический, а тем более фонематический принципы. Грамматические значения, в отличие от лексических, сознательно не выбираются говорящим и осознанно не анализируются слушающим. Следовательно, для отражения на письме грамматического значения морфемы необходимо научиться анализировать неосознаваемое в своей речевой деятельности, научиться "выводить в окно сознания" непосредственно не наблюдаемые факты языка.

Таким образом, психологическое  содержание процесса письма в соответствии с различными орфографическими принципами не одинаково. Наиболее сложным оно оказывается в соответствии с принципами, отражающими присущие языку закономерности, но непосредственно не отражающими фонетическую реальность. В таком случае для грамотной письменной речи недостаточен опыт устного общения. Грамотность формируется на основе коммуникативного опыта в письменной речи, некоторой лингвистической эрудиции, метаязыковой компетенции, произвольного контроля за своей деятельностью. Напомним, что в процессе письма ребенка, осваивающего этот новый для себя вид деятельности, участвуют все компоненты структурно-функциональной организации мозга. Грамотное письмо - это сверхзадача по отношению к овладению письмом. Она должна ставиться поэтапно и решаться адекватными методами.

Наконец, как и любая  деятельность, письмо начинается с  мотива. Овладеть грамотным письмом  без сформированной мотивации невозможно.

 

Литература

  1. Зиндер Л.Р. Теория письма. М., 1987.
  2. Зиндер Л.Р. Введение в теорию письма // Прикладное языкознание. Л., 1996. С. 15 - 25.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977.
  4. Лурия А.Р.. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М., 2002.
  5. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие (Под ред. О.Б. Иншакова). Москва - Воронеж, 2001.
  6. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001.
  7. Цейтлин С.Н., Русакова М.В., Кузьмина Т.В. Правила русского письма в аспекте их онтогенетического освоения // Проблемы детской речи - 1999. СПб., 1999.



Информация о работе Характеристика принципов русской орфографии