Характеристика принципов русской орфографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Обсуждение принципов русской орфографии стоит начать с определения принципов графики, т.е. письма. Принципы графики регулируют способы передачи звучащей речи на письме, в то время как принципы орфографии предусматривают правила передачи звучащей речи графическими символами. Иначе говоря, графика первична по отношению к орфографии.

Содержание

1. Характеристика принципов русской орфографии 3
2. Письмо как вид деятельности 11
3. Принципы орфографии в письменной речи 16
Литература 20

Вложенные файлы: 1 файл

принципы русской орфографии-реф.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, для успешного  освоения правил, воплощающих определенный принцип, необходимо иметь представление о стоящих за этим принципом языковых закономерностях.

  1. Установим принципы, мотивированные традициями письменной коммуникации. Строго говоря, традиции письменной коммуникации отражают все принципы, поскольку все они основаны на традиционно сложившейся графике. В данном случае мы имеем в виду приоритет традиции перед иными возможными мотивировками. Прежде всего, только традицией мотивирован традиционный принцип. Традиционно мотивированы принципы передачи на письме заимствованных слов. Явно проявляется мотивировка традицией у дифференцирующего принципа, в соответствии с которым графема, разграничивающая омонимы, выбирается произвольно и ее употребление закрепляется традицией. Наконец, стоит упомянуть и грамматический принцип, при реализации которого средство для выражения грамматического значения выбирается произвольно, а далее - воспроизводится по традиции.
  2. Принципы, обладающие наибольшей сферой применения и регулирующие написание трех четвертей всех словоформ (фонематический, морфематический и грамматический), отражают присущие языку закономерности.
  3. Очевидно, при обучении грамотному письму необходимо использовать различные приемы и методы. Для усвоения правил, основанных на мотивированных закономерностями языка принципах, необходим сознательный анализ языковых фактов: фонемного и морфемного состава слова, присущих ему грамматических значений и т.п.. Усвоение написания слов по правилам, основанным на мотивированных письменной традицией принципах, происходит прежде всего благодаря осмысленному запоминанию верного графического облика слова.

2. Письмо как вид деятельности

 

Как любой вид деятельности, письмо представляет собой сложную  организацию взаимосвязанных и взаимообусловленных операций. При этом частные операции в системе деятельности направлены на решение частных задач, приближающих достижение главной цели. В свою очередь, достижение главной цели удовлетворяет актуальный для индивида мотив, без которого индивид и не приступил бы к осуществлению деятельности (Леонтьев 1977). Следовательно, для того чтобы овладеть письмом, а также правилами орфографии и пунктуации, у носителя языка должен сформироваться стойкий мотив достижения определенной цели, недостижимой без умения писать грамотно.

Письмо - это сознательная форма речевой деятельности. Основоположник нейропсихологии и нейролингвистики Александр Романович Лурия сформулировал  основное отличие усвоения письменной речи от устной: "Если устная речь усваивается чисто практически, "живым прилаживанием" к речи взрослых, а ее артикуляция еще долго остается неосознанной, то письмо уже с самого начала является осознанным актом, произвольно строящимся в процессе специального сознательного обучения" (Лурия 2002: 13).

Необходимым условием формирования сознательного отношения к речи и овладения письмом является психофизиологическая готовность ребенка. Характеристика психофизиологической готовности ребенка к обучению письму приводится как в специальных  вузовских учебниках (Дубровинская, Фарбер, Безруких 2000; Семенович 2002), так и в научных публикациях физиологов, педагогов и нейропсихологов. Исследователи отмечают, что трудности в начальный период овладения письмом (вплоть до дисграфии) обусловлены разнообразием операций - функциональных компонентов письма.

Письмо характеризуется  сложным психологическим содержанием, т.е. предполагает серию взаимосвязанных  операций с хранимыми в сознании образами морфем и слов. Это сложная  функциональная система, состоящая  из многих звеньев - функциональных компонентов. А.Р. Лурия так определил психологическое содержание письма: "В его психологическое содержание с необходимостью входит звуковой анализ подлежащего написанию слова, уточнение фонематического состава этого слова, сохранение порядка входящих в него звуков. Этот процесс в значительной мере сводится к превращению отдельных звуковых "вариантов" в четкие устойчивые фонемы и к анализу их временной последовательности" (там же: 74).

Звуковой анализ слова  подразумевает сознательное отношение к своей речи, т.е. умение отвлечься от значения слова и сконцентрировать внимание на его плане выражения - последовательности звуков. На основе звукового анализа происходит осознание эталона, хранимого в сознании "образца", сформировавшегося в результате восприятия речи окружающих; на основе сходства с эталоном происходит опознание звукового облика морфем и слов. Первоочередная задача овладения письмом - установление устойчивой взаимной ассоциации между единицами звучащей речи и их обозначениями на письме. Для ребенка, осваивающего алфавитное письмо, это ассоциация фонема - буква (сочетание букв): "… ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего с теми звуками, из которых состоит это слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать. Следовательно, предметом его осознания уже с самого начала должны быть те способы, с помощью которых он должен обозначить нужное слово, и тот набор звуков, который отличает данное слово от других, близких слов" (там же: 13).

Иначе говоря, первоочередной задачей оказывается усвоение алфавита и графики. Решение этой задачи занимает не один месяц: "Весь первый период начального обучения грамоте отличается тем, что  ученик еще очень долго принужден  отдавать свое внимание овладению техническими предпосылками письма - способами разложить слово на звуки и записать их в буквах" (там же). Это означает, что у ребенка может не остаться "свободных" психофизиологических и интеллектуальных ресурсов для решения более сложных задач, в частности - уже известных ему орфографических (раздельное написание слов, написание заглавной буквы в начале предложений и имен собственных и т.п.).

Итак, психологическое  содержание письма определяют его функциональные компоненты. Письмо как функциональная система включает ансамбль операций. В работах ученицы А.Р. Лурия, нейропсихолога Татьяны Васильевны Ахутиной (1998, 2001а, б; 2002), обсуждается значение для успешного овладения письмом всех операций, организующих письмо как функциональную систему. Это операции:

  • по переработке слуховой информации (анализ звучания);
  • по переработке двигательной (кинестетической) информации (анализ артикуляционных движений и движений при графическом изображении объекта);
  • по переработке зрительной и зрительно-пространственной информации (анализ зрительного образа буквы, ее расположения на листе, соразмерность деталей отдельной буквы, взаимное расположение деталей буквы и самих букв; зрительный облик написанного слова);
  • по серийной организации движений (последовательности движений при написании как отдельной буквы, так и слова и целого предложения);
  • по программированию (планированию) и контролю деятельности (сопоставлению результата - написанной детали буквы, целой буквы или слова с тем, что планировал написать);
  • по избирательной активации (умению произвольно сосредоточивать внимание и активность на отдельных компонентах деятельности) (Ахутина 2002).

Т.В. Ахутина замечает, что "все выделенные А.Р. Лурия  компоненты структурно-функциональной организации мозга участвуют  в процессе письма ребенка, осваивающего новый вид деятельности" (Ахутина 2001б: 10).

Компоненты структурно-функциональной организации мозга развиваются  неравномерно. Естественно, разновременным и неравномерным оказывается  и формирование операций, обеспечивающих письмо. В частности, переработка слуховой информации и анализ артикулем (установление соответствий движения органов речи некоторому слуховому образу) обычно к началу школьного обучения уже сформированы. Что касается других операций, то они обычно продолжают формироваться в школьном возрасте. Переработка двигательной информации при написании букв и слов, переработка зрительной и зрительно-пространственной информации - технические предпосылки письма, составляющие содержание первоначального этапа обучения. В нейропсихологическом обследовании учеников первых - четвертых классов общеобразовательных школ г. Москвы О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова и Т.В. Ахутина обнаруживают значительные проблемы в технических предпосылках письма у младших школьников. Соответственно, даже если стойкая ассоциация "фонема - ее графическое обозначение" сформирована и при опознании звука устной речи образ буквы и последовательность движений, необходимых для ее написания, возникают в сознании ребенка, вероятны сбои в организации серийных движений. Страдают регуляторные предпосылки к письму, программирование и контроль деятельности.

Формирование функции  программирования и контроля завершается  только в юношеском возрасте. Более  того, различные звенья функциональной системы "письмо" развиваются  неравномерно, уровень их развития отличает широкая индивидуальная вариативность. Так, индивидуальные различия в развитии серийной организации движений проявляются в том, что многие взрослые (весьма успешные в другом отношении) не в состоянии научиться хорошо танцевать, вязать сложные узоры - словом, выполнять те виды деятельности, которые состоят из последовательности одновременно совершаемых разными органами произвольных движений.

Отметим, что перечисленные  функциональные компоненты письма определяют успешность решения отнюдь не только первоочередной (овладение техническими предпосылками письма), но и последующих более сложных задач. В частности, "сбои" в программировании и контроле письменной речи приводят к орфографическим, пунктуационным, грамматическим и стилистическим ошибкам. В письме как речевой деятельности каждого носителя языка ключевую роль играет операция по избирательной активации. В качестве иллюстрации можно привести ошибки, возникающие в письменной речи учеников средней школы, да и взрослых носителей языка, на известные им правила: в силу разных причин у пишущего "не срабатывает" автоматизм письма (или просто не выработан навык), а внимание на решение конкретной орфографической задачи избирательно не активировалось.

Итак, подведем итоги  обсуждения письма как вида речевой деятельности.

  1. Письмо - сознательно осваиваемый вид речевой деятельности.
  2. В функциональную систему "письмо" в качестве компонентов входят операции, формирующиеся в различном возрасте и развивающиеся неравномерно.
  3. Овладение письмом происходит поэтапно. Начальный этап предполагает овладение техническими предпосылками письма.
  4. Овладение правилами речевого поведения в письменной речи, орфографией прежде всего, происходит в начальной школе параллельно с автоматизацией "технических предпосылок" письма.
  5. Человек стремится освоить письменную речь, когда у него для этого сформирован мотив. Освоение любой деятельности без сформированной мотивации малоуспешно. Следовательно, невозможно научить грамотно писать того, кто не считает грамотность необходимым условием языковой компетенции. Ребенка целесообразно обучать письму в период, когда он достиг психофизиологической готовности.

3. Принципы орфографии  в письменной речи

 

Обратимся к обсуждению взаимосвязи функциональных компонентов  письма и наиболее простых правил поведения в письменной речи - орфографических.

Каково психологическое  содержание написания слова в  соответствии с базовыми принципами орфографии? Какую роль в написании  слова в соответствии с разными  принципами орфографии играют различные функциональные компоненты письма? Иначе говоря, попытаемся ответить на вопросы: какие операции лежат в основе грамотного написания слова в соответствии с фонематическим принципом; какие операции оказываются ведущими для грамотного написания слова в соответствии с грамматическим принципом и т.п.

Естественно, грамотное  написание слова востребует все  функциональные компоненты письма, все  операции, описанные в работах  нейропсихологов (например, в статьях  Т.В. Ахутиной). Хотелось бы напомнить, что для многих школьников вплоть до подросткового возраста письмо представляет чрезвычайно непростую техническую задачу.

Для решения текущей орфографической задачи необходим прежде всего сознательный анализ звукового состава морфем, входящих в слово. Иначе говоря, предметом анализа оказывается фонетическая реальность. Успешное определение звукового состава морфем - предпосылка для грамотного написания в соответствии с фонематическим принципом. На основе практики складывается навык - механически, или автоматически, анализировать фонетическую реальность.

Итак, первоначально складывается письмо на основе фонетической реальности; это оказывается достаточным  для грамотного написания морфем в соответствии с фонематическим и транскрипционным принципами. Специально оговоримся, что такое написание окажется грамотным при условии устойчивой ассоциации фонема - графема (буква или сочетание букв), а также при сформированности моторных навыков изображения графемы. Фонематический (и транскрипционный) принцип письма востребует сравнительно простую программу деятельности: план включает моторную (двигательную) программу последовательности графем, выведенную на основе анализа фонетической реальности, и контроль поступающей кинестетической зрительно-пространственной информации (верно ли изображена буква, верна ли последовательность букв), "сверяемой" с фонетической реальностью (все ли звуки и их характеристики отразил на письме).

Разумеется, письмо в  соответствии с фонематическим принципом  отнюдь не всегда приводит к грамотному написанию слова: написание русского слово обычно регулируется разными принципами. Например, в слове пятак, отображенном в "фонетическом письме", неизбежна ошибка в передаче первого гласного [и], поскольку за его написание "отвечает" морфематический принцип.

Информация о работе Характеристика принципов русской орфографии