Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Вложенные файлы: 1 файл

ормирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

Воспитатель бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т. п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т. д.

17. «Что сегодня на обед? »

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т. п.) .

Ход игры:

Дети по указанию воспитателя называют свои продукты. Воспитатель спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.) . Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.) . Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную) ». Воспитатель помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т. д.

18. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т. д. Дети составляют предложения с новыми словами: Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

19. «Вырасти дерево»

Цель: упражнение детей в подборе родственных слов с опорой на зрительную модель.

Материалы: предметные картинки, картонное дерево с прорезями в кроне.

Ход игры:

 Воспитатель дает ребенку картинки: снег, снегурочка, снежинка, снеговик, снегопад, снегоуборочная машина, снежный ком. Говорит, что все это родственные слова, просит найти самое короткое слово и поместить его в корень к дереву. Остальные произносить и помещать на ветках. Составление «смешных» предложений с «похожими» словами: Снегурочка позвала снеговика и они скатали из снега большой снежный ком.

 20. «Сказка о словах-близнецах»

Цель: развитие навыка нахождения родственных слов в тексте.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям сказку и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых являются родственными словами:

 Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки — слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными. (Воспитатель еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов). (Фрагмент занятия представлен в Приложении 2)

21. «Подбери словечко».

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Ход игры:

Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый,

Шарф синий, а шарфик. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая) .

Дом низкий, а домик. (низенький) .

 Примерный лексический материал:

серый — серенький

вкусный — вкусненький

сладкий — сладенький

 тонкий — тоненький

умный — умненький.

С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

(Фрагмент занятия представлен в Приложении 3)

22. «Назови подарок»

Цель: закреплять навык подбора соответствующих слов к прилагательным, обучение составлению развернутого предложения с образованными словами.

Ход игры:

 а) воспитатель предлагает подобрать предметы (которые можно получить в подарок, про которые можно сказать: деревянные (-ая, кожаный (-ая, снежный (-ая, бумажный (-ая). Назвать эти предметы вместе с их признаками. Например:

Деревянный (шар, карандаш, кубик, пароход) — деревянная (лошадка, скамейка)

Кожаная (сумка, шапка, рукавица) — кожаный (портфель, мяч) и т. д.

б) воспитатель предлагает детям составить предложения, употребив прилагательные из задания а) .

Мальчику на Новый год подарили кожаный мяч.

На столе стоит мой подарок - деревянный Буратино и т. д.

23. «Лишнее слово»

Цель: совершенствовать навык выделения неродственных слов из предложенной цепочки, обучение анализу слов, имеющих общее звучание.

Ход занятия:

Воспитатель предупреждает, что сейчас не все слова в цепочке будут родственными и,чтобы найти такие слова, надо помнить о связи значений родственных слов.

 Вода — водный, водяной, водолаз, завод, подводник, проводка, водоросли, перевод, водолей и пр.

 Рука — ручной, рукомойник, безрукавка, круг, вокруг, рукодельница, друг, рукава и пр.

Лев — львенок, львица, львиный, левый, клевать, налево и пр.

24. «Игра в мяч»

Цель: закреплять навык различения родственных и неродственных слов, умение составлять сородственными словами короткий рассказ.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поймавшему мяч ребенку назвать детеныша того животного, которое при этом будет названо воспитателем, И сказать, родственные ли это слова: слон, овца (ягненок, свинья, корова, лошадь, медведь, собака, кошка и пр.

 


Информация о работе Формирование словообразования