Речевые штампы и проблема выразительности в художественном и публицистическом стилях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение понятия речевых штампов, их использования в речи и тексте, проблемы речевой избыточности и недостаточности, определение средств художественной выразительности в публицистическом и в литературно-художественом стиле.
Задачи работы:
1. Определить понятие речевых штампов, установить их признаки и сферы распространения.
2. Обозначить проблему речевой избыточности, способы её устранения, а также проблему речевой недостаточности, методы борьбы с ней.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Речевые ошибки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Речевые штампы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Речевая избыточность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Речевая недостаточность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Глава 2. Проблема выразительности текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.1. Языковая выразительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Средства выразительности в публицистическом стиле . . . . . . . . . . . . . . .27
2.3. Средства выразительности в литературно-художественном стиле. . . . . .29
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Вложенные файлы: 1 файл

ШТАМП РЕЧЕВОЙ.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Средства языковой выразительности в публицистическом стиле

Для публицистического  стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики (общественное мнение, воротилы шоу-бизнеса), а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др. 
В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с) (антифашизм, деморализация, межрегиональный), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Для лексики публицистического  стиля характерно использование  образных средств, слов в переносном значении, ярко окрашенных эмоциями слов.

Средства эмоционального воздействия, используемые в этом стиле речи, многообразны. Большей частью они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той разницей, что основным их назначением является не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, кроме того, содержание публицистических произведений служит передаче сообщений и разъяснению, комментированию событий.

К эмоциональным средствам  выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.  

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя медлить ни одного дня, ни одного часа, ни одной секунды), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).  

Сюда также относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логичностью текста, смысловым выделением особо важных слов, сочетаний, отдельных частей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в текстах газет, для выразительности речи часто используются термины в переносном значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

Общественно-политическая лексика обновляется в результате возрождения известных ранее слов, которые получили новое значение. Например, слова предприниматель, бизнес, рынок и др.

В публицистическом стиле речи, как и в научном, нередко используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы. 

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Кроме того, для публицистического стиля характерно наличие риторических вопросов (До каких пор мы должны это терпеть?) и восклицаний (Предателям в нашей стране делать нечего!)

Образец текста публицистического  стиля:

«Как передает наш специальный корреспондент, вчера вечером над центральными районами Тульской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В нескольких деревнях в результате удара молнией возникли пожары. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильный паводок, в результате произошло затопление обширной территории. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами». (Информационная заметка в газете)

В целом, публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (в газете, журнале), в политических выступлениях, речах на собраниях и т.д. Публицистичность — это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливает действенность речи.

 

 

2.3. Средства  языковой выразительности в литературно-художественном стиле

Средства художественной выразительности разнообразны и  многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы и т.д.

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком либо отношении. Наиболее распространенные виды троп – аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метомия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Главная особенность  стиля художественной литературы состоит в том, что слово здесь является средством создания образа, передачи образного смысла произведения.

Художественный стиль  отличается от других функциональных стилей тем, что использует языковые средства всех жанров для создания художественных образов и воздействия на ум и чувства читателя. Эти средства, что очень важно, в художественном стиле имеют измененную функцию – эстетическую. Кроме того, в художественной речи используются внелитературные средства языка – просторечия, жаргон, диалекты и т.д., которые также используются не в их первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.

 Например:«Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа»27.

Также средством создания образа может стать фамилия героя, так называемая «говорящая фамилия» — Скотинины, Простакова, Правдин, Скалозуб. Такая фамилия может многое сказать о своём носителе.

В художественном стиле  речи очень широко используется речевая  многозначность слова, что открывает  в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки:

«Бурлит река вся в кружеве белой пены»; «На рассвете родился мороз».

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия — изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску: «Из гроба тогда император, очнувшись, является вдруг...»28

Художественному стилю  свойственно большее использование конкретной лексики и меньшее – абстрактной:

«Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.  
 Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей».

В художественно-литературном стиле широко используется употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов:

«Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда   время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами».29

Ещё одно средство выразительности — глагольное речеведение. Писатель называет по очереди каждое движение (физическое и/или психическое) и изменение состояния. Нагнетание глаголов усиливает читательское напряжение.

«Григорий спустился  к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы…Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию»30.

Доминантами художественного  стиля являются образность и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звуков). Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое количество тропов, особая художественная точность, использование специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи – ритма, рифмы, даже в прозе особой гармонической организации речи.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Льва Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир созданный автором. 

Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота — в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.

Например: «О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно» – олицетворение. «Все флаги в гости будут к нам» – синекдоха. «Мужичок с ноготок», «мальчик с пальчик» – литота. «Ну, скушай же тарелочку, мой милый» – метонимия и т.д.

Можно сказать, что в  художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.

В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковых средств.

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены проблема речевых штампов, речевой избыточности и недостаточности, а также средства языковой выразительности текста публицистического и литературно-художественного стиля.

Речевые штампы обедняют и портят речь, тем не менее, одни постепенно выходят из употребления, другие становятся «модными», поэтому невозможно перечислить и описать все случаи их употребления. Важно уяснить, что речевые штампы лишают речь образности и выразительности, и препятствовать их возникновению и распространению.

Небрежность или беспомощность автора обычно приводят к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Экономное, точное выражение мысли — важнейшее требование стилистики, о котором нередко забывают. Важно помнить об этом и избегать избыточности речи.

Речевая недостаточность  возникает из-за небрежности автора к формулировке сообщения, что приводит к неточности и искажению информации. Речевая недостаточность на письме легко поддается правке, достаточно вставить недостающий фрагмент. Сложнее поймать мысль собеседника при разговоре. Устная речь часто бывает неподготовленной, в ней встречаются и пропуски, и опущения слов. Такие высказывания нельзя редактировать, поэтому дело говорящего — донести свою мысль до собеседника так, чтобы его поняли.

Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (в газете, журнале), в политических выступлениях, речах. Главное здесь — это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливает действенность речи.

Художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковых средств.

В целом, люди должны быть внимательными к своей речи, ведь многие неясности в языке случаются именно из-за пренебрежительного отношения к точности высказываний, к их смысловой нагрузке. Важно тщательно работать и над формой, и над содержанием своей речи, чтобы за россыпью красивых слов не скрывалось отсутствие смысла, а хорошая мысль была действительно красивой и понятной, а не сухо и небрежно изложенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Голуб И.Б. Курс лекций по литературному редактированию. — М., «Айрис-пресс», 2004.
  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие. — 4-е изд. — М., «Айрис-пресс», 2006.
  3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. — 4-е изд. — М., «Айрис-пресс», 2003.
  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М., «Айрис-пресс», 2009.
  5. Накорякова К.М. Литературное редактирование. — М., «Икар», 2004.
  6. Сбитнева А.А. Литературное редактирование. История. Теория. Практика. — М., «Флинта», 2009.
  7. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование. — М., «Айрис-Пресс», 2009.
  8. Степанов А.В. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями. — М., «Издательство МГУ», 2005.
  9. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. — М., «Издательство МГУ», 1971.
  10. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html
  11. http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/hudozhestvennyiy-stil-yazyik-i-osobennosti
  12. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/106-hudogestvennyistilrechi.html
  13. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. — М., «Художественная литература», 1975.
  14. Пришвин М.М. Лесной хозяин. — М., «Правда», 1984.
  15. Шолохов М.А. Тихий Дон. — М., «Эксмо», 2010.
  16. Чехов А.П. Рассказы. Повести. Пьесы. — М., «Художественная литература», 1974.
  17. Лавренев Б.А.. Повести и рассказы. — Спб., «Лениздат», 1987.
  18. Тютчев Ф.И. Стихотворения. — М., «Художественная литература», 1990.
  19. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. — Спб., «Лениздат», 1974.
  20. Горький М. О том. Как я учился писать. — М., «Государственное издательство», 1928.
  21. Есенин С.А. Избранное. — М., «Детская литература», 1985.
  22. Берггольц О.Ф. Голос совести. — М., «Московская городская организация Союза писателей России», 2011.
  23. Пушкин А.С. Полн. собр. соч., т. 7. — Спб., АН СССР, 1935.
  24. Чехов А.П. Дом с мезонином. Повести и рассказы. — М.,  «Художественная литература», 1983.
  25. Евтушенко Е.А. Счастья и расплаты. — М., «Эксмо», 2012.
  26. Барто А.Л. Стихи детям. — М., «Эксмо», 2007.
  27. Парандовский Я. Алхимия слова. — М., «Правда», 1990.
  28. Блок А.А. Избранное. — М., «Московский рабочий»,  1973.
  29. Гоголь Н.В. Мертвые души. — М., «Азбука-классика», 2010.
  30. Маяковский В.В. Избранное. — М., «Диамант», 1998.
  31. Салтыков-Щедрин М.Е. Пестрые письма. — М., «АСТ», 2011.
  32. Эренбург И.Г. Война. Апрель 1942 — март 1943. — М., «Воениздат», 2004.
  33. Горький М. Рассказы. — М., «Художественная литература», 1983.
  34. Маяковский В.В. Клоп. — Спб., «Азбука-Аттикус», 2011.
  35. Горький М. Товарищи. — М., «Гослитиздат», 2008.
  36. Горький М. Детство. — Спб., «Астрель»,  2011.
  37. Рождественский Р.И. Избранные произведения в двух томах. Том 1. — М., «Художественная литература», 1979.
  38. А.С.Грибоевдов. Горе от ума. — М., «Эксмо», 2000.

Информация о работе Речевые штампы и проблема выразительности в художественном и публицистическом стилях