Развитие теории ораторского искусства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Содержание

Введение.………………………………………….........................…………….…2
1.Особенности древнерусского красноречия……………………………...……3
2.Развитие риторики в России………………………………….......………...….7
Заключение………………………………………………...……..........................17
Список использованной литературы………………….......................................19

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

"О изобретении", "О украшении", "О расположении".

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

В последующий период так  и не появилось труда, по научным  достоинствам равного Ломоносовскому. Тем не менее, продолжал свое существование и развивался тип теоретических руководств по риторике. Так, весьма самобытны представления о хорошей и правильной речи у Н.Г. Курганова, отраженные в его знаменитом "Письмовнике" (1769 г.). Особенно влиятельными и популярными были книги учебно-воспитательного направления: риторика Амвросия – «Краткое руководство к оратории Российской», сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося. М., 1778. "Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочиненная" (М., 1787), учебное пособие Г.А. Глинки "Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесныя науки" (СПб., 1797).

 В конце XVIII - начале XIX в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского. Риторика М.М. Сперанского была написана в 1792 г., опубликована же лишь в 1844 г. под названием "Правила высшего красноречия". Это произведение не представляет собой исчерпывающего и планомерного курса теоретической риторики. Книга посвящена искусству церковной проповеди. В отличие от авторов других академических риторик М.М. Сперанский придавал особое значение эмоциональной стороне речи: "Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий". Вслед за д'Аламбером М. М. Сперанский подчеркивал: «Ораторская кафедра есть театр великих движений духа». В наибольшей степени автора интересовала стилистика индивидуальной речи, представления о которой он раскрыл, излагая теорию слога. В книге М.М. Сперанский поставил вопрос о стилеобразующих различиях слога, о самых характерных чертах языка личности. Совершенно иной была риторика А.С. Никольского. Первая краткая риторика опубликована в 1790 г. (Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах). Третье издание вышло в составе книги "Основание Российской словесности" (СПб., 1807). Отличительные черты этой риторики - ее "грамматикали-зованность", усиленное внимание к проблемам жанрово-ситуативных форм речи, синкретические характеристики прозаической, ораторской и стихотворной речи. В части риторики "О сходстве слога с родом сочинений" автор классифицировал слог в зависимости от жанровых разновидностей речи (разговорный, письменный, учебный, философский, исторический, баснословный, романический, ораторский и даже театральный). Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика И.С. Рижского. Его "Опыт риторики" вышел в свет в 1796 г. (3-е изд. - в 1809 г.). Вопросы чистоты и правильности русской речи занимали в этой книге особое место. Культура национальной речи была в то время одной из центральных проблем эпохи. В своей основной части риторика И.С. Рижского приближалась к практической стилистике. В ней присутствовали параграфы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинений, о благозвучии речи. При этом подчеркивалось значение такого эстетического понятия, как вкус ("вкус времени или века, вкус народа"). Учение о красноречии в труде И.С. Рижского, как писал академик В.В. Виноградов, обобщалось "до значения нормативной системы литературной речи" (Виноградов В.В. Поэтика и риторика).

Развитие теории русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка, что не могло не отразиться во взглядах на новую риторику - в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее шестнадцати риторик широкой теоретической и практической ориентации, основной пафос которых был направлен на определение принципов организации прозаических текстов, всей сложившейся художественно-речевой практики. Структура риторических сочинений в то время претерпела определенные изменения. Учебная риторика, излагающая основы красноречия, существовала в двух формах: общей и частной риторики. Общая риторика обобщала законы изобретения, расположения и выражения мыслей, частная же разрабатывала принципы строения текстов по жанрам красноречия. Наиболее показательны в этом отношении риторики Н.Ф. Кошанского и К. Зеленецкого. "Общая риторика" Кошанского (1-е изд. - 1818 г., 7-е - 1849 г.) состояла из трех традиционных разделов: "Изобретение", "Расположение" и "Выражение мыслей", насыщенных, однако, новым содержанием. В центре внимания - категория стиля, именуемая слогом. Н.Ф. Кошанский определил слог как "способ выражать мысли, как искусство писать". Принципиальная позиция Кошанского в понимаили стиля - требование соответствия слога изображенным мыслям, предмету изложения и закрепленность каждого вида "слога" за определенными жанрами. "Частная риторика" (СПб., 1832) понималась как "руководство к познанию всех родов и видов прозы". "Частная риторика" Кошанского давала рекомендации по пяти видам красноречия: "письма", "разговоры", "повествование", "ораторство" и "ученость". Тот же принцип разграничения использован в "Общей" и "Частной" риторике К. Зеленецкого. В "Общей риторике" (Одесса, 1849) излагалось общее учение о красноречии, а "Частная риторика" (Одесса, 1849) посвящалась другому аспекту красноречия - теории отдельных родов прозы. Нововведения К. Зеленецкого в общей риторике касались пересмотра традиции (имеется в виду отказ от учения об "изобретении" и "распространении") и детальной разработки раздела "О чистоте письменной речи русской в лексическом отношении". Риторика все в большей степени продвигалась в сторону практической стилистики и культуры индивидуальной речи.

Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе  образования появляется новый предмет  – теория словесности. Под этим названием  выходили школьные нормативные руководства  с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы.

 Новым явлением в  развитии теории риторики было  создание в 1918 г. в Петрограде  Института живого слова, у истоков  которого стояли выдающиеся научные  и общественные деятели: С.М.  Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.

Важнейшая эпоха в становлении  культуры речи как особой дисциплины в российском языкознании связана  с именем профессора С.И. Ожегова. Он был не только талантливым исследователем и крупнейшим лексикографом, но, что  не менее важно, - основателем сектора  культуры русской речи в Институте  русского языка АН СССР в 1952 г. и организатором  научной работы в этой области. Академия наук в лице ее головного института  и сектора культуры русской речи, как считал С.И. Ожегов, должна активно  следить за современным состоянием живого и развивающегося литературного  языка с тем, чтобы наиболее адекватно  отражать эти знания в трудах Института. Центральные проблемы, выдвинутые С.И. Ожеговым, группировались вокруг следующих основных разделов: теория нормализации, теория нормы, теория ортологии (или, как тогда чаще всего говорили, правильности речи и ее практической кодификации).

С.И. Ожегов был инициатором  и ответственным редактором широко известной научно-популярной серии "Вопросы культуры речи" (1955-1967 гг.), в восьми выпусках которой освещались наиболее острые и актуальные научные  проблемы.

Теоретическое осмысление опыта  работы коллектива соратников С.Л. Ожегова  уже после его смерти (в 1964 г.) было предпринято в обобщающем труде "Актуальные проблемы культуры речи" (под ред. В.Г. Костомарова и Л.И. Скворцова. М., 1970). В книге рассматривались теоретические, практические и историографические вопросы культуры речи как научной дисциплины: понятие языковой нормы и ее аспекты; литературный язык и его взаимоотношение с диалектами, профессиональным языком и терминологическими структурами; методы и приемы исследования и пр.

 В 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

 В наши дни происходит  возрождение интереса к риторике; это естественно и гармонично  согласуется с возрождением бесценных  сокровищ отечественной культуры. Ренессанс риторики, наблюдающийся  в отечественной лингвистике  (см. труды С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского и др.), поддерживается и достижениями неориторики в США и Европе.

 Возрождение риторики  было связано с социальным  заказом – необходимостью повышения  устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и появлением  новых учебных дисциплин –  лингвистики текста, прагматики  и др.

 В последние годы  риторики начали обучать в  вузах, в отдельных школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных  и элективных курсов. Появились  авторские программы.

 Однако единого подхода  к определению предмета и содержания  современной риторики как научной  дисциплины и учебного предмета  в настоящее время не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

 Нет ни одной области  человеческих знаний, человеческой  деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная  профессиональная или бытовая  речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе  новых мыслей, новых соотношений  между старыми мыслями, наполнена  уже известными сентенциями, а  нередко не содержит в себе  никаких мыслей как таковых.  А как часто именно такую  речь мы слышим в институте,  по телевизору, на улице.

 Каждый человек должен  уметь точно, кратко и красочно  выражать свои мысли. Именно  этому и может научить предмет  риторики.

 Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

 Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.

Важность  изучения риторики становиться в  наши дни все  более очевидной. Старинная наука  возрождается, растет всеобщий интерес  к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

     Тот, кто обладает риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной  литературы

 

1.                Александров Д.Н. «Риторика», М., «ЮНИТИ», 1999

2.                Апресян Г.З. «Ораторское искусство», М., МГУ, 1986

3.                Гаудина Л.К., Ширяев Е.И. «Культура русской речи», М., 1988

4.                Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая  риторика», Ростов н/Д, «МарТ», 2001

 


Информация о работе Развитие теории ораторского искусства в России