Развитие ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:55, реферат

Краткое описание

Речь и власть-проблема,рассматриваемая в риторике еще с Древнего Рима.Формы речи,принятые в тоталитарном обществе,напрямую зависят от форм власти.
«Монолог в речи есть не только проявление власти говорящего над слушающим,обладание адресатом как вещью,как объектом воздействия.Это еще и претензия на обладание истиной,стремление обладать истиной единолично.Таковы были монологи людей,вставших у власти,таковы были их речи,в формах которых отражалась власть.»

Вложенные файлы: 1 файл

Публичные выступления.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Развитие  ораторского искусства.

Речь и власть-проблема,рассматриваемая в риторике еще с Древнего Рима.Формы речи,принятые в тоталитарном обществе,напрямую зависят от форм власти.

«Монолог в речи есть не только проявление власти говорящего над слушающим,обладание адресатом как вещью,как объектом воздействия.Это еще и претензия на обладание истиной,стремление обладать истиной единолично.Таковы были монологи людей,вставших у власти,таковы были их речи,в формах которых отражалась власть.»

Михальская А.К. Основы риторики.Мысль и слово.М.1996.С.314.

Иначе складываются взаимоотношения  оратора и аудитории в демократическом  обществе,которое гарантирует свободу слова и дает возможность оратору сделать свое выступление интересным для слушателей,завоевать их внимание,т.е. творческий подход.

Композиция публичного выступления.

Чтобы слушатели могли  внимательно слушать оратора  его речь должна быть стройной,лаконичной,чистой. Цель выступления должна быть ясна не только выступающему,но и аудитории.

Особое значение имеет  начало речи,оно должно заинтриговать слушателей,вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. «Известный русский оратор адвокат А.Ф.Кони подчеркивал,что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни,который заинтересует каждого,потому что нечто подобное пережили,испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей прадоксом,какой-нибудь странностью,как-будто не имеющей отношения к теме,а на самом деле связанной со своей речью.»

Главная часть речи,ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.Чтобы завладеть вниманием аудитории нужно посвятить содержание своей речи….

«Многовековая риторическая практика доказала,что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут (именно поэтому такова продолжительность академического часа и школьного урока).Поэтому не следует затягивать выступление,если объем информации,которую вам хочется донести до слушателей,слишком велик,то лучше из множества вопросов выбрать один,наиболее важный, и всесторонне осветить его,а другие только назвать,связав их с предметом обсуждения.»

Завершить выступление нужно  четко выделив заключение.Нельзя оборвать речь на полуслове.Привлечь внимание аудитории можно обратившись к ней с призывом,например.Можно процитировать важное для понимания речи высказывание.Не следует только возвращаться к сказанному даже если осталось время,нельзя « прощаться много раз». Заключение обязательно должно быть оптимистичным.Независимо от содержания речи,в которой может быть много грустных мотивов,в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад.Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим.

В конце выступления можно  предложить слушателям задать вопросы.Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт оратора с аудиторией.

Приемы изложения  речи.

Чтобы речь была понятной и  легко воспринималась аудиторией,оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц,схем,графиков,чертежей,фотографий и т.д.

Существует две важные формы изложения: анализ и синтез. Анализ(греч.analysis-разложение,расчленение,разбор) позволяет путем расчленения понятия,явления глубже проникнуть в его сущность. Синтез-это мысленное соединение в одно целое частей объекта,явления или их признаков, полученных в результате анализа.

В зависимости от состава  слушателей оратор избирает индуктивный  или дедуктивный метод объяснения. Если перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, он прибегает к индуктивному методу – это логический метод ,состоящий в обобщении единичных случаев, в получении общего вывода, сделанного на основании изучения отдельных фактов. Дедукция-это логическое умозаключение от общих суждений к частному выводу. Этим методом дает воспользоваться подготовленная и доброжелательная аудитория.

Весьма распространенный прием изложения-аналогия( от греч. Analogia-сходный,соответсвенный )-умозаключение о принадлежности предмету,явлению на основании сходства в существенных признаках этих предметов,явлений  с другими.

Оратор должен постараться  убедить аудитории в справедливости выдвинутых им утверждений,приводя неоспоримые доводы и аргументы. Аргумент-логический довод,служащий основанием доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой. Аргументы бывают разными. Например,аргументы по существу дела-факты,полученные в результате наблюдения, а также документы,цифровой материал и т.д. Аргументы к человеку воздействуют на слушателей эмоционально. Например,аргумент к жалости-это стремление вызвать у оппонентов чувство жалости,сотрадания и этим склонить их на свою сторону.Аргументом к авторитету является мнение видных деятелей,ученых,писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего.

Контакт оратора  с аудиторией.

В зависимости от того,произносит ли речь оратор или в беседе участвуют двое,мы говорим о диалоге (греч.dialogos-разговор между двумя или несколькоми лицами) и монологе (речи одного).

Все публичные выступления  по своей природе монологичны.К ним принадлежат:

1)академическая речь (вузовская  лекция,научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция)

2) судебная речь (прокурорская,адвокатская)

3)речь социально-политическая (выступление общественных деятелей  на съездах,конференциях,собраниях,митинговые,дипломатические речи, политический комментарий)

4) речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная,  надгобная)

5) речь духовная (официальная, церковная, проповедь)

Кохтев Н.Н. Риторика. М.,1994.

Все виды публичных выступлений  отличает специфика ораторского  монолога. Выступающий не только обращается к слушателям, он словно беседует с  ними. А они могут  мысленно соглашаться  с оратором или возражать ему. Выступающий чувствует эту реакцию  публики и делает для себя выводы.Происходит подобие диалога,только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик,но это не мешает двустороннему общению. Такую ораторскую речь можно назвать далогичной. Подлинно диалогическими всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы.

Как «завоевать»  аудиторию.

Каждый оратор стремиться привлечь внимание аудитории и удерживать его на протяжении всего выступления. Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда,

когда выступающему удается  создать в аудитории «эффект  общения»,разговаривая со слушателями так,как обычно говорят с близкими,знакомыми людьми. Выступающий старается придать своей речи «разговорность», используя для этого различные способы:непосредственное обращение к слушателям,эмоциональность высказываний,вопросы,восклицания,прямую речь…Переходить на разговорный тип речи оратор не должен.Используемые оратором стилистические приемы,придающие речи особую выразительность,лексика и фразеология выступления,наконец само его содержание не укладываются в разговорный стиль. Именно то,что оратор иммитирует разговорность,создавая у слушателей впечатление живого общения, и является искусством публичного выступления. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы, на которые сам же отвечает,сталкивая мнения,показывая несостоятельность своих оппонентов.

Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора-непременное условие достижения чувства аудитории.

«Постарайтесь смотреть в  глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого,но так, чтобы не казалось,что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько,чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем,на кого смотрите,его ответный взгляд. Читайте его реакцию по глазам, следите за тем,чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории слишком долго.Такая тактика поможет достичь эффекта общения,создать у каждого из слушателей впечатление,что говорят именно с ним.»

Михальская А.К. Основы риторики.Мысль и слово.М.1996.С.109.

Голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним  и для него.Перевводя взгляд и одновременно изменяя направление головы,охватывая все больше слушателей, оратор добивается живой реакции аудитории.

Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы  не утратить его, контролирует реакцию  аудитории не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей- эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой- нибудь смешной случай из жизни, афоризм, пословицу, притягивая к развитию темы, делает «лирическое отступление». Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжает речь.

Как готовиться к  выступлению.

Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.п.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская  речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.

Необходимо определить и  точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для  данной аудитории. Название доклада должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Например, из двух вариантов заглавий - «Борьба с курением» и «Истоки проблемы курения и как от нее избавиться»- предпочтительнее второй, так как более конкретный.

Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Готовясь к выступлению  лектору следует узнать, кто придет его слушать(взрослые или дети, молодые или пожилые, национальные и религиозные особенности, образованные или нет). Это важно для определения содержательной стороны выступления, его стиля, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Главная составляющая подготовки к выступлению – поиск и  подбор материала. В зависимости  от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное  чтение,беглый просмотр статей,обзоров). Обращение к справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям,таблицам,картам и меют важжную роль, если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории.

Аудитория сразу невзлюбит  докладчика, который станет читать свое выступление «по бумажке». Лучше  подглядывать в «шпаргалку», в которой  можно найти справочный материал, ключевые слова,афоризмы, пословицы и т.п.

Оратору следует серьезно относиться к мимике и жестам. Владение «языком движений» - этодейственный способ удерживать внимание аудитории. Поза,  жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разноообразны, а главное – они должны быть мотивированы содержанием речи.

Мастерство публичного выступления  приходит с опытом. И все же надо знать главные секреты ораторского искусства и учиться применять их в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публичные выступления: техника и  тактика.

 

 

 

Реферат Трошкиной Екатерины Геннадьевны

Предмет: Русский язык и культура речи

Преподаватель Омелин М.В.

 


Информация о работе Развитие ораторского искусства