Развитие рациональной риторики в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 06:34, контрольная работа

Краткое описание

Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика.

Содержание

1) Введение.

2) Развитие рациональной риторики в 18 веке.

3) Заключение.

4) Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

риторика контрольная работа..docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

· душевные (острый ум и память),

· телесные (громкий  голос, «долгое» дыхание, приятная внешность  и осанка).

Однако одних  природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия  является знание элементов и структуры  публичной речи. В «Риторике» Ломоносова (так для краткости принято  называть эту книгу) предлагается строить  речь из четырех частей:

· вступление,

· пояснение,

· утверждение,

· заключение.

Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности  речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы  разбудить чувства, нужно глубоко  знать «нравы человеческие», учитывать  состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей»

· образность речи,

· выразительность  стиля,

· убежденность оратора.

В своём учебнике Ломоносов приводит очень много  метких и полезных наблюдений, советов  оратору, предвосхитив целый ряд  закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками. В наши дни  «Риторика» Ломоносова не может служить  практически учебным руководством. Однако и сейчас она имеет огромное историческое значение. По ней можно  составить полное представление  о законах, которым в середине XVIII века подчинялась русская литературная речь.

В этой книге  М. В. Ломоносов предостерегал от слепого подражания образцам древних  риторов. Опираясь на богатый опыт народного  красноречия, Ломоносов создал теоретические  основы русского гражданского ораторского мастерства, лишив тем самым церковно-богословскую риторику монопольного положения, которое она занимала в России в течение многих столетий. В отличие от прежних курсов, написанных на труднопонимаемом церковно-славянском языке или еще менее доступном русскому читателю латинском, «Риторика» Ломоносова была изложена простым образным русским языком и предназначалась для широкого круга читателей.

По определению  Ломоносова, риторика — это наука  о слове как могущественном средстве общения, просвещения и убеждения  людей. Нужно не только красиво говорить о «предложенной материи», но и  убедить слушателей в справедливости своих высказываний. «Кто в сей  науке искусен, — писал Ломоносов, — тот называется ритором.»

Самым важным моментом для публичного выступления Ломоносов  считал выбор темы. Особенно важно  доказать значимость предложенной темы. Для этого необходимо, чтобы слово  лектора убеждало, увлекало и воспламеняло. Слово, обращенное к слушателям, должно воздействовать не только на их разум, но и на чувства. «Что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону  или не утолит противных?»

Ломоносовская «Риторика» была высоко оценена наиболее просвещенными людьми того времени. Историк и государственный деятель  В. Н. Татищев назвал ее «особливо  изрядно, хвалы достойной». Она положила начало борьбе за очищение русского литературного  языка от старых, вышедших из употребления церковно-славянских слов, смысл которых  для народа был уже непонятен. В «Риторике» Ломоносов четко  сформулировал свое отношение к  русскому языку. Он считал, что совершенство ораторского произведения достигается  чистотой стиля, который «зависит от основательного знания языка, от частого  чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Советуя прилежно изучать грамматические правила, выбирать из достойных книг изречения и пословицы и заботиться «о чистом выговоре при людях, которые  красоту языка знают», он подчеркивал: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна  история, сомнительна юриспруденция  без грамматики». Вдохновенные строки посвящает Ломоносов могучей  силе русского языка, его великому будущему. Этот язык «имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому  европейскому языку не уступает. И  для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся»

Ломоносов утверждал, что русский язык, закрепивший  громадный практический опыт народа, способен передавать самые сложные  научные построения, если только эти  построения отвечают действительности.

Деятельность  Ломоносова в области совершенствования  русского языка тесно связана  с его трудами, направленными  на создание отечественной научной  и технической терминологии, основанной на особенностях русского языка и  закономерностях его развития.

Создавая науку  об искусстве словесного воздействия, Ломоносов отбросил схоластические определения, вроде того, что «речь  — хитрость добре глаголати». В  противоположность этому он выдвигает  свое понимание речи: «Слово дано для  того человеку, чтобы свои понятия  сообщать другому».

В ораторских произведениях  Ломоносова, особенно в его «похвальных  словах», можно проследить сочетание  двух противоположных стилей. С одной  стороны, яркий и живой язык образов, искреннее выражение чувств; с  другой — пышность, витиеватость, изобилующая  метафорами, гиперболами, риторическими  фигурами. Когда Ломоносов говорит  о близких и волнующих его  темах, например, о развитии науки  и просвещения, о расцвете Родины, он употребляет простые, убедительные образы, слова звучат доходчиво и  непринужденно. Вот как он рассказывает слушателям о пользе географической науки: «Что полезное есть человеческому  роду к взаимному сообщению своих  избытков, что безопаснее плавающим  в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение  мест, течение рек, расстояние градов, величину, 

В 90-е годы XVIII в. появляются еще три работы, которые  мы условно относим к ломоносовскому периоду:

1. 1792 г. - А.С.Никольский  «Основания российской словесности»,

2. 1792 г. - М.М.Сперанский  «Правила высшего красноречия»

3. 1796 г. - И.С.Рижский  «Опыт риторики»

Опыт А.С.Никольского  по логике, риторике, а затем и  словесности были наиболее влиятельны благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены  вопросы:

· Структуры  публичного выступления,

· Аргументации,

· Композиции,

· Выразительности  речи.

Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувств и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому - это «склонить  ум, тронуть сердце». М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора:

· Изобретение,

· Расположение,

· Изложение  речи.

Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который  наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого  расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:

· Все мысли  должны быть связаны между собой  так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому,

· Все мысли  должны быть подчинены одной, доминирующей.

Наиболее разработанный  курс риторики был написан профессором  И.С.Рижским.

И.С. Рижский (1759-1811) - первый ректор Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время  наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского. Но до этого 10 лет (1786-1796) он преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище.

«Опыт риторики», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге учились  несколько поколений русских  учащихся. Учебник состоял из 4-х  частей. Первая часть была посвящена  чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, - её чистота. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого  благовоспитанного россиянина,» - писал  он.

Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в  развитии русской риторики.

Риторика и ее практическая сторона -искусство красноречия не только упорядочивают мыслительную способность человека, пробуждают искры таланта, но и формируют многогранность личности, универсализм в творчестве.

Применение риторического  учения в жизни, так же как и  литература, требует мастерства в  создании и выборе средств выражения, мастерства элокуции в самых разнообразных условиях -от бытового общения до ораторского выступления.

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х  гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При  этом вслед за революционно-демократической  критикой крупнейшие филологи - А. А. Потебня  и А. Н. Веселовский - провозглашают  основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном  аппарате нет механизма создания и усиления изобразительности, направленного  на раскрытие психологических компонентов  убеждающей речи. Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет  конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в  золотой фонд русского ораторского  искусства входят речи известнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира  Даниловича Спасовича (1829-1906),

Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет  академического красноречия, представленного  именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так  называемого "парламентского" красноречия  в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы  увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в  Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели  этого института предлагают программы  курсов лекций по теории красноречия  и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие  исследования. Например, "Программа  курса лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом.

Тем не менее в последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов (1895-1969). В русской литературе XVIII века главенствующее положение занимала поэзия. Ораторская проза до 60-х годов XVIII века была единственным развивающимся в русской литературе того времени видом прозы. С XIX века проза выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.

В эпоху эллинизма  «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию  дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в  связи со снижением роли политического  красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после  падения демократических форм правления  в Греции и в Риме. В Средневековье  такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере  школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой - учением о христианском церковном проповедничестве. Представители  гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как  от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления  о собственном предмете углубляло  отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении  завершилось кризисом риторики в  середине 18 в. Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители Нового времени - Блез Паскаль, Мишель Монтень, Френсис Бэкон и другие. В их произведениях мы находим много глубоких и точных рекомендаций. Вновь на первый план, как в античности, выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие. Красноречие проникается светскими мотивами, приобретая социально-политическую направленность. Целая программа действий оратора содержится в высказывании французского философа и физика Б.Паскаля (1623-1662), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи: «Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть. Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что, прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, - только тогда наша речь дойдет до него и его убедит».

Информация о работе Развитие рациональной риторики в 18 веке