Психологические факторы публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание.

Содержание

Введение ……………………………………………………......…………………3

Глава 1. Понятие публичного выступления ………………………......………...4

Глава 2. Подготовка к выступлению……………………………………….....…7

2.1.Начало выступления ………………………………………….....…………..17

2.2.Как завоевать и удержать внимание аудитории…………….....…………..19

2.3. Завершение выступления…………………………………….....…………..23

Заключение…………………………………………………………....………….24

Список используемой литературы……………………………………...………26

Вложенные файлы: 1 файл

MOSKOVSKIJ_UNIVERSITET_MVD_ROSSI1.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Как завоевать и удержать внимание  аудитории

 

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним  своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно  считать справедливым по отношению  ко многим выступающим. Очень часто  все становится ясно уже после  первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

При чтении связь между докладчиком и  слушателем обычно пропадает после  пяти минут чтения. Некоторые сложные  места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как  на слух такие вещи воспринимать сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорить нужно просто и ясно, недлинными предложениями -- будто рассказываешь. Говорить достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можно переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые вами рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводить примеры. Смотреть на людей, улыбаться , не бояться пошутить или скаламбурить. Не пугаться, если вдруг потеряешь нить рассуждений или что-то забудешь. Это нормальные перерывы в речи человека.

Если  трудно смотреть на людей в зале, сделать следующее. Выбрать среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказыватьбудто ему одному.

 

Важно помнить  о видах внимания аудитории. В  том случае, когда внимание возникает  независимо от воли, сознания, говорят  о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

 

1) человек  сталкивается с чем-то необычным,  неожиданным, интересным для него;

 

2) в поле  зрения или слуха человека  попадает то, что его волнует,  заботит, соответствует практическим  интересам и потребностям;

 

3) действует  сильный, меняющий свою интенсивность  или контрастный раздражитель.

Очень важно  обращение к слушателю. Контакт  со слушателями устанавливается  в откровенной и дружеской  манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности  или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать  состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно  часто употребляемое обращение "уважаемые  присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод  о том, что слушатели всего  лишь "присутствующие". Обращение  не обязательно в начале речи, его  можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных  местах оно служит для улучшения  контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать  его.

Все, что  говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это  неинтересно. Слушателю всегда интересны  факты и мысли, которые относятся  к нему самому.

Обычно  вступление способно захватить и  увлечь слушателей. Но как сохранить  и поддержать их внимание в течение  всего выступления, чтобы, как справедливо  замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"? Важнейшее условие  поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать  культурно-образовательный уровень  слушателей, их жизненный опыт.Никогда  не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят  услышать. Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие  чувства и интересы аудитории. В  зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать  предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда  слушатель видит перед собой  мечущуюся фигуру, у него возникает  раздражение. Жестикуляция может и  должна сопутствовать ходу мыслей.

Есть  жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

 

При этом необходимо считаться со следующими правилами:

 

  1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета
  3. Жестикулировать  обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые считаются приемлемыми.

 Жесты  - первооснова любого языка.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность  оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к  ней. Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Завершение выступления

 

Считается, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного.

Заключение  должно быть связано с главной  идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным  по духу.

Хорошо  воспринимаются выступления, конец  которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение. Очень часто  после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить  или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

Чтобы правильно  реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован  неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.

На разъяснительные  вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"

На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней  мереподсказать источник информации.

Никогда не стоит уходить от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важно уметь  работать с аудиторией. Успех выступления  в первую очередь зависит от нас  самих: от умения преподнести себя, от нашего психологического состояния  и от желания донести до слушателя  нужную информацию.

 Очень  важно, чтобы каждый человек  творчески подходил к подготовке  и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал  свои природные данные, индивидуальные  возможности, умело применял приобретенные  риторические навыки и умения.

  Таким  образом, чтобы выполнить свою  задачу и донести до слушателя  слово, выступающий должен обладать  значительным диапазоном разнообразных  знаний, умений и навыков, среди  которых важнейшими являются:

  • знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
  • умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
  • умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая

правила поведения на трибуне и используя  обратную связь с аудиторией;

  • безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
  • умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2003. - С. 120.

 

  1. Русский язык и культура речи.  Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская,   Л.Г. Павлова,  Е.Ю. Кашаева. /  15-е изд. Ростов н./Д:  Феникс, 2006. 

 

  1. Ключи к общению. Основы теории коммуникации. / Игорь Яковлев / СПб, 2006.

 

  1. Шейнов, В.П. Риторика/В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 592с.

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 


Информация о работе Психологические факторы публичной речи