Психологические факторы публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание.

Содержание

Введение ……………………………………………………......…………………3

Глава 1. Понятие публичного выступления ………………………......………...4

Глава 2. Подготовка к выступлению……………………………………….....…7

2.1.Начало выступления ………………………………………….....…………..17

2.2.Как завоевать и удержать внимание аудитории…………….....…………..19

2.3. Завершение выступления…………………………………….....…………..23

Заключение…………………………………………………………....………….24

Список используемой литературы……………………………………...………26

Вложенные файлы: 1 файл

MOSKOVSKIJ_UNIVERSITET_MVD_ROSSI1.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………......…………………3

 

Глава 1. Понятие публичного выступления ………………………......………...4

 

Глава 2. Подготовка к выступлению……………………………………….....…7

 

2.1.Начало выступления ………………………………………….....…………..17

 

2.2.Как завоевать и удержать внимание аудитории…………….....…………..19

 

2.3. Завершение выступления…………………………………….....…………..23

 

Заключение…………………………………………………………....………….24

 

Список используемой литературы……………………………………...………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В какой  бы форме ни осуществлялось деловое  общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие  или большие публичные речи.

 Публичная  речь — это не изящная словесность,  не риторическое упражнение. Она  является средством достижения  деловых целей, а не самоцелью.  И тем не менее она должна  отвечать ряду требований, которые  делают ее убедительной, доказательной,  логичной, продуманной, а то и  просто красивой.Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска  речи сегодня являются обязательными  условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как  на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной  частью общей культуры человека, его  образованности.

 А.  П. Чехов говорил: "Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать".

Сегоднятаких  знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь  этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой  риторикой, с правилами верного  обращения со словом, техникой его  использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие публичного выступления

 

С древнейших времен люди стремились понять, в чем  секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного  кропотливого обучения и самообразования.Найти  ответы на эти вопросы очень сложно. В определенной степени ответ  на этот вопрос дает риторика.

Понятие "риторика" (от греч. rhetoriketechne —  ораторское искусство) охватывает следующие  области знаний:

  1. теория речи
  2. искусство речи
  3. ораторское мастерство

 

Любой человек, который поставил перед собой  задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю  и теорию риторики, труды известных  ученых, уметь применить знания на практике.

Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь — главнейшее оружие.

Ораторство  — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского  искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как  своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

 Для  большинства людей выступление  перед аудиторией кажется нелегкой  задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

 Что  является причиной неожиданных  изменений в человеке, как только  ему поручают подготовиться к  выступлению, изложить свои мысли?  Почему нормальный интеллигентный  человек вдруг становится невыразительным,  начинает запинаться, а жесты  становятся беспорядочными? Почему  он часто теряет нить своего  рассуждения и отказывается именно  от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением?Для большинства людей разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Дело в том, что меняется роль человека.

 В  повседневной жизни, участвуя  в разговоре, люди  редко испытывают давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Люди  знают, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, они могут отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.

 Такие  условия общения позволяют сконцентрироваться  на главном — передаче своих мыслей и информации.

 Иначе  обстоит дело, когда люди предстают перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к аудитории. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.

 В  частном разговоре можно остановиться  в любой момент, и всегда найдется  кто-нибудь, кто его продолжит.  Во время разговора по лицам  и высказываниям собеседников  сразу же можно оценить эффект, который произвели слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ можно получить только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на высказывания. Никто не отвечает на вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения.

Можно ли узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому прежде всего следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Подготовка к выступлению

 

Подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его. Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик.

Речь  как компонент делового общения  должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер, темы и используемых средств:

 

  1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе

интересной  и полезной.

 

  1. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, главную смысловую часть и заключение.

 

  1. Речь должна быть обращена к разнородной аудитории.

 

  1. Она должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух.

 

Основные этапы разработки ораторской речи:

 

А) Определение  темы

 

 Подготовка  к любому выступлению начинается  с определения темы речи. При  этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить  на определенную тему, т. е.  тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо  ее конкретизировать, уточнить.

В выборе темы речи следует учесть такие простые  рекомендации, как: обратиться к литературе, опыту или собственным знаниям; провести предварительные беседы со специалистами, заинтересованными  лицами или возможными слушателями; продумать и записать возможные  варианты темы выступления; выбрать  круг вопросов, подготовка по которым  даст

вам и  вашим слушателям больше пользы; выбрать  уместную тему, подходящую ситуации, условиям, времени; выбрать тему, подходящую аудитории.

  1. Основные интересы обычно касаются основных вопросов жизнедеятельности. Выбор темы, связанной с основными интересами, всегда актуален, и слушатели обычно охотно включаются в обсуждение данных вопросов, если они не ставятся в отвлеченно-абстрактной форме.
  2. Групповые интересы — другая лучшая тема для выступления. Оратор, выделив их, своей речью еще больше сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг их группового интереса.
  3. Злободневные интересы — это интересы сиюминутные, остроактуальные. Выбор такой темы также делает речь успешной. Нужно иметь в виду, что актуализирована может быть практически любая тема. Главное — сделать это не искусственно, для чего нужно обращать внимание на конкретные ин­тересы.
  4. Конкретные интересы — это повседневные интересы людей, то, что более всего их занимает. Конкретные интересы по своей сути — это актуализированные основные интересы большинства людей, их потребности в конкретных предметах (жилье, питание, транспорт, условия работы, развлечения и т. п.).

Имея  в виду различные интересы, требуется  формулировать цели публичной речи.  Конкретная цель речи может быть выражена сразу простым и понятным тезисом. Такая цель проста и понятна. Следует  только иметь в виду, что конкретная цель не должна формулироваться в  общеизвестных понятиях.

 

Б) Название темы

 

Выбрав  тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности, кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

 

В) Формулировка цели

 

 Приступая  к подготовке речи, необходимо  определить цель выступления.  Говорящий должен ясно представлять  для чего,

с какой  целью он произносит речь, какой  реакции слушателей добивается.

 

Г) Подбор материалов

 

 В  методической литературе определены  основные источники, из которых  можно черпать новые идеи, интересные  сведения, факты, примеры, иллюстрации  для своей речи. К ним относятся:  официальные документы; научная,  научно-популярная литература; справочная  литература: энциклопедии, энциклопедические  словари, словари по различным  отраслям знаний, лингвистические  словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;  художественная литература; статьи  из газет и журналов; передачи  радио и телевидения; результаты  социологических опросов; собственные  знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения.

 Чтобы  выступление получилось содержательным, лучше использовать не один  источник, а несколько.

 При  подготовке к выступлению нельзя  забывать и о так называемом  местном материале, т. е. имеющем  отношение к жизни слушателей  региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление,  привлекает к нему внимание  слушателей, вызывает у них интерес  к выступлению.

 

 

 

Д) Отработка  навыков

 

На этом этапе подготовки к выступлению  формируется необходимый для  оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого  навыка. Ряд авторов указывают  на необходимость следующих действий: припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления; просмотр личной библиотеки или каталога; просмотр каталогов в библиотеке; просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей; просмотр библиографических  изданий (летописей книг, журналов и т. п.); просмотр справочников.

 Во  время чтения важно уметь осмыслить  содержание прочитанного, соединить  его с теми знаниями, которые  были получены ранее. Это помогает  анализировать и систематизировать  материал, делать необходимые выводы.

 Верный  признак понимания прочитанного  — умение передать его содержание  своими словами. Этот навык  особенно необходим для оратора,  который постоянно делится своими  знаниями с аудиторией, воспроизводит  по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного  — своеоб­разная тренировка для  оратора: обогащается его речь, совершенствуется лекторское мастерство.

 При  подготовке к лекции, докладу  нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного.

Информация о работе Психологические факторы публичной речи