Понятие и основные черты римского частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

Римское право – это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира – Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств. Оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (первые три века нашей эры).

Содержание

1. Понятие и основные черты римского частного права……………………….... 3
2. Учение о вещах………………………………………………………………...… 5
2.1. Владение……………………………………………………………………...… 7

ЗАДАЧА…………………………………………………………………………… 10

Список используемой литературы……..………………………………..……….. 11

Вложенные файлы: 1 файл

РИМСКОЕ ПРАВО.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: «Римское право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

1. Понятие и основные черты  римского частного права……………………….... 3

2. Учение о вещах………………………………………………………………...… 5

2.1. Владение……………………………………………………………………...… 7

 

ЗАДАЧА…………………………………………………………………………… 10

 

Список используемой литературы……..………………………………..……….. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и основные черты римского  частного права

 

Римское право – это  система права, сложившаяся в  наиболее развитом государстве древнего мира – Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств. Оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (первые три века нашей эры).

Римское право включает две части:

1. публичное право;

2. частное право.

Публичное право –  право, которое регулировало властные отношения, отношения между государством и частными лицами. Его нормы были обязательны во всех случаях и  не могли быть изменены соглашением  сторон (частных лиц) [1].

Частное право регулировало имущественные отношения между частными лицами. Его положения могли быть изменены соглашением сторон обязательства.

Римские юристы создали  стройную систему норм, регулирующих частно-правовые отношения, которые неоднократно использовались при создании правовых систем других государств. Данная система была наиболее разработанной в истории античности, что предопределило рецепцию римского права и его изучение как в научных, так и в учебных целях.

На всем протяжении истории  общества не встречается другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.

Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов, и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего в Риме развития в первые века н.э., и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора [2].

Римское частное право  является предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы правового  самоопределения имущих слоев свободного населения. К началу н.э. уже давно исчезли пережитки первобытно-общинного строя, проявления семейной общности имущества. В центре частного права стоит единоличный субъект собственности, самостоятельно выступающий в обороте и единолично несущий ответственность за свои действия. Индивидуализм в римском частном праве - это индивидуализм домохозяина, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося на рынке с другими такими же хозяевами.

Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.

Точность формулировок, ясность построения и аргументации и глубокая жизненность, конкретность и практичность права и вместе с тем полное соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса - все это является отличительными признаками частного римского права. Недаром многие римские юридические выражения и формулы перешли в века.

 

2. Учение о вещах

 

Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.

Термин «вещь» употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире (с этой точки зрения термин «вещь» употреблялся не только юристами, но и философами Древнего Рима), так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом [4].

Наиболее общим образом вещи делились на:

1) вещи Божественного права (священные, святые и религиозные). К вещам Божественного права относились храмы, земля, на которой они находились, гробницы, скульптуры богов;

2) вещи человеческого права:

а) публичные, принадлежащие политической совокупности граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами рек;

б) частные, принадлежавшие отдельным лицам.

Главным деление вещей  по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей.

Нетелесные вещи – те, которые  не могут быть осязаемы, таковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, обязательства, заключенные каким-либо образом.

Телесные вещи – те, которые  могут быть осязаемы, такие как: земля, раб, платье, золото, серебро и т.д [3].

В римском праве кроме  телесных и бестелесных существовали и другие категории вещей:

1) изъятые и не изъятые  из оборота;

2) манципируемые и  неманципируемые;

3) простые и сложные;

4) потребляемые и непотребляемые;

5) делимые и неделимые;

6) главные и побочные;

7) определяемые родовыми  признаками и индивидуально-определенные;

8) движимые и недвижимые;

9) телесные и бестелесные [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Владение

 

Владение – это  фактическое обладание вещью, соединенное  с волей лица самостоятельно обладать вещью для себя. Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим собственно владение и держание [4].

Для наличия владения необходимы были два элемента:

1. фактическое обладание  вещью;

2. воля, намерение владеть вещью как своей собственной.

Фактическое обладание  – это материальный признак владения. Он состоял в том, что лицо физически  держало вещь у себя или находилось на ней.

Воля – субъективный элемент владения. Воля как элемент  владения могла быть как у собственника, у другого законного владельца, так и у недобросовестного владельца [4].

Отсутствие последнего элемента означало, что нет владения, а есть держание вещи.

Держание чаще всего  возникало на основе договора с собственником  вещи (договор аренды, хранения и т.д.).

Юридическое значение различия между владением и держанием  заключалось в том, что владельцы  могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств  на вещь, в то время как держатель вещи (например, арендатор) вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику и сам подавать иск не мог.

В римском праве различают:

1. законное владение;

2. незаконное владение.

Законное владение означает, что лицо имеет право владеть  вещью (например, собственник).

Незаконное владение означает, что лицо, владеющее вещью, не имеет права ею владеть.

Незаконное владение могло быть как добросовестным (владелец не знает и не должен был знать, что он имеет права владеть  вещью), так и недобросовестным (лицо знает или должно было знать, что незаконно владеет вещью, например похититель вещи).

Добросовестное и недобросовестное владение влекли разные юридические  последствия (например, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности  на вещь в силу приобретательной давности).

Владение также различалось  на цивильное, посредственное и преторское.

Цивильное владение –  это владение в соответствии с  цивильным правом. Наиболее ярким  примером такого владения является владение домовладыки для себя и от своего имени; подвластные владели от его имени.

Посредственное владение имело место, когда владельцем было одно лицо, а физически вещь находилась в обладании другого лица.

Преторское владение – владение, которое признавалось и защищалось претором до истечения  срока владельческой давности [4].

Владение приобреталось  с момента соединения двух элементов: фактического обладания вещью и  намерения владеть ею как своей. Например, арендатор договаривается с собственником о выкупе арендуемого имущества до прекращения действия договора аренды, а также многими другими способами. Владение могло быть приобретено не только лично, но и через представителя.

Владение прекращалось с утратой хотя бы одного из двух элементов владения, а также в  результате гибели вещи или изъятия  ее из оборота.

Владение пользовалось самостоятельной владельческой защитой. При защите владения не только не требовалось доказательств права владения вещью, но даже не допускалась сама ссылка на такое право.

Таким образом, во владельческом  процессе предметом доказывания  были факты самого владения, но не вопрос о его правомерности.

Владение, в отличие  от права собственности, защищалось не исками, а интердиктами.

Интердикт – это распоряжение претора о немедленном прекращении  действий, нарушающих права граждан.

Интердикты могли быть:

1. об удержании владения, то есть для защиты владельца, который еще не утратил обладание вещью;

2. о возврате владения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1

 

Великий римский поэт Публий Овидий Назон попал в немилость  к императору Октавиану Августу. Предполагается, что он был обвинен в том, что его ранние произведения были нескромны и легкомысленны. Император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание в Скифию. Какого статуса правоспособности лишился в этом случае Овидий? Какие юридические последствия имела для Овидия утрата этого статуса?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Основы римского частного права. Под ред. В.Б. Романовская, Э.Б. Курзенин. Нижний Новгород, 2000 г.;

2. Римское частное право. Учебник. Под редакцией профессора И.Б. Новицкого и профессора И.С. Перетерского. – М.: 2011 г.;

3. Римское частное право: учебное пособие для ВУЗов. Баринова М.А., Максименко С.Т. – «ЗАО «Юстицинформ», 2006 г.;

4. Римское право (конспект лекций). Кудряшов И.В. – М.: «Приор-издат.», 2004 г.

 


Информация о работе Понятие и основные черты римского частного права