Особенности проведения дискуссии, мозгового штурма, спора, полемики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в ознакомлении с такими понятиями как: дискуссия, мозговая атака (мозговой штурм), спор, полемика и основными правилами процесса их проведения.
Предмет работы: дискуссия, полемика, спор, мозговая атака (мозговой штурм).
Объект работы: методы и правила проведения дискуссии, полемики, спора, мозговой атаки (мозгового штурма).

Содержание

Введение.............................................................................................3-4
Дискуссия и основные правила ее проведения...............................5-6
Стадии проведения дискуссий....................................................6-7
Виды дискуссий........................................................................... 7-8
Примеры дискуссий....................................................................8-10
Полемика.........................................................................................11-12
3.1 Цель полемики..........................................................................12-13
3.2 Примеры полемики..................................................................13-14
Мозговая атака (мозговой штурм).....................................................15
4.1 Стадии мозговой атаки............................................................15-17
4.2 Примеры мозговой атаки..............................................................17
Спор.......................................................................................................18
Виды спора............................................................................... 19-20
Примеры спора..........................................................................20-21
Заключение......................................................................................22-23
Список используемой литературы................................................24-25

Вложенные файлы: 1 файл

Анисимов. Реферат (изменен).docx

— 102.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Цель полемики.

  Победа над другой стороной, утверждение своей точки зрения. Средства, которые употребляются в полемике, могут быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все. Каждый из участников применяет те приемы, которые считает необходимыми для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике называется не оппонентом,как в дискуссии, а противником. Вследствие этого, полемика очень сильно отличается от дискуссии и в отношении применяемых средств, и в отношении цели. В основном метод полемики пересекается с методом дискуссии при ведении спора. Крайний случай полемики – риторический спор, в котором важно не приблизится к истине, а лишь одержать победу над противником.11

 

Примеры полемики.

  1. В V в. до н. э. полемика процветала в русле судебного красноречия, когда был обоснован особый тип аргументации, позволявший без достаточных улик, ссылаясь на логику и аналогии, убедить суд в правоте. На базе такого рода аргументации сформировалась теория правдоподобия, в русле которой выступали Антифонт, Андокид, Лисий. Отголоски этой теории сегодня можно обнаружить во многих полемических публикациях. Однако с максимальной полнотой и яркостью они проявляют себя в межредакционной полемике.
  2. В 343-342 годах до н. э. начинается яркое противоборство двух ораторов – Демосфена и Эсхина. И если признать ораторское искусство пражурналистским явлением, то здесь мы имеем очевиднейший пример полемической формы массовой коммуникации. В этом споре Демосфен часто использует аргумент «к человеку», столь популярный в современной медийной среде, апеллирует к морали слушателей, использует инвективу, обличение, поношение, разрабатывает варианты убеждения, которые затем с легкостью воспринимает публицистика.12
  3. Например, на полемике между Богом и сатаной выстраивается сюжет Книги Иова. Далее большую часть текста занимает полемика между Иовом, Елифазом, Вилдом, Софаром и Елиуйей. В вопросах и ответах, в сопоставлении разных точек зрения проще показать истину. Здесь в тексте предусмотрены все возражения против справедливости Бога, все возможные доказательства противного – читателю уже нечего противопоставить Книге. Остается только верить.
  4. В ХVII веке полемика проявляется в работах Джона Мильтона, «Ареопагетику» которого до сих пор считают одним из ярчайших образцов утверждения свободы слова и борьбы против любых форм ее ущемления. Следует отметить, что первые полемические выступления в этом направлении можно обнаружить еще в более раннем его произведении – «О разводе». Однако ярко эмоциональная форма «Ареопагетики» в свое время оказала куда более мощное влияние на формирование позиции современников.
  5. Вольтер – также обращается к полемической форме, как в поэтических произведениях, так и в публицистических и исторических сочинениях. Выбирая для выражения своей концепции образные формы, он апеллирует, прежде всего, к эмоциональной сфере человека. В своих «Философских письмах» поэт выступает против религиозной нетерпимости и феодального абсолютизма, подчеркивая, а иногда и значительно утрируя полемический компонент.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мозговая атака (мозговой штурм).

Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблем. А. Осборн в конце 30-х годов ХХ в. предложил мозговую атаку как метод, который был направлен на активизацию творческой мысли учащихся. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека для повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта. Для стимулирования и активизации творческой активности, по мнению А. Осборна, достигается посредством четырех правил:

– поощряется необузданное ассоциирование и выдвижение необычных идей;

– исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой;

– разрешается улучшать идеи, комбинируя и видоизменяя их.

– количество предложенных идей должно быть как можно бóльшим;

Несмотря на то, что мозговая атака по характеру является творческим способом работы, она имеет относительно шаблонные формы. 14

 

 

Стадии мозговой атаки.

1). Выдвигается проблема для ее решения и обсуждения. Определение правил и условий коллективной работы. Формирование рабочих групп по 5 – 9 человек и экспертной группы, в обязанности которой входят оценка и отбор самых лучших идей.

2). Тренировочная сессия (интеллектуальная разминка). Суть данного упражнения заключается в быстром ответе на вопросы тренировочной сессии.Данная стадия необходима для того, чтобы участники освободились от воздействия разного вида психологических барьеров (скованности, волнения, стеснительности).

3). Мозговой штурм поставленной проблемы. Участники выдвигают идеи, а так же фиксируют на бумаге идеи выдвинутые экспертами (за каждой группой закрепляется один или два эксперта). Идеи выдвигаются по кругу, время на выдвижение не более 1- 2 минуты. Когда идеи и предложения заканчиваются, мозговой штурм заканчивается

4). Оценка и отбор группой экспертов лучших идей для их дальнейшей доработки.

5). Разработка на основе выбранных идей вариантов решения, действенных на практике.

6). Сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита.15

Существует большое количество модификаций мозгового штурма. В качестве иллюстрации приведем две из них.

Основа первой модификации – склонность одних людей к генерированию идей, других – к их анализу. При обычной организации мозгового штурма творцы и критики оказываются вместе и мешают друг другу. Данную проблему устраняют посредством формирования групп участников, при этом учитывают способность каждого генерировать идеи, а так же способность их критики и оппонирования. Начинается мозговая атака в группах генерирования идей, которые фиксируются и передаются в группы критиков. Критики в свою очередь отбирают самые лучшие предложения и на их основе дополняют задачу, которая вновь предлагается группам генерирования идей. Данные операции повторяются циклически до тех пор пока не будет получен наиболее приемлимый результат.

Метод эмоциональной атаки. Данный метод в основном применяется для выявления лидера в группе, характеристики взаимодействия членов группы в процессе принятия коллективного решения. Схема метода такова:

1) индивидуальное решение предложенной проблемы;

2) коллективное решение проблемы на основе дискуссии;

3) сообщение эталонного решения;

4) сравнение индивидуального и эталонного решений, подсчет индивидуальной ошибки;

5) сравнение коллективного решения и эталонного решения, подсчет коллективной ошибки.

Вывод делается на основе сравнения индивидуальных и коллективных ошибок.16

 

 

Примеры мозгового  штурма.

  1. Ярким примером мозгового штурма являются интеллектуальные командные игры “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг” и т.п., когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени.
  2. Буддисткие монахи не только медитируют, но и используют методику, как сейчас называют "мозговой штурм", следующим образом -высказывается любая идея, мысль в кругу монахов и те начинаю либо поровергать её, либо доказывать. При этом на определённом этапе, этой "стихийной дисскусии", он меняются ролями - те, кто поддерживал идею, те её начинают опровергать и наоборот. Оскорбления личности не принимаются.17
    1. Спор.

Спор — столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют убеждения противоборствующей стороны. Спор является наиболее напряженной и острой формой аргументации. Спор — важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции противоположной стороны, так и свои собственные. Искусство ведения спора называется эристикой.

Доводы и аргументы , которые использовались в споре, бывают корректными и некорректными. В первых может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана. Другие в свою очередь ничем не ограничены. Они могут простираться от специально неясного изложения и умышленного запутывания до угрозы наказанием и применения грубой физической силы.

Целью спора может быть обнаружение истины или достижение победы. спор направленный не на истину, а на победу, — это всегда спор о ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Все споры о ценностях преследуют цель добиться не истины, а победы. Даже спор об истинности тех или иных утверждений становится спор о ценностях, когда он ориентируется не на истину саму по себе, а на победу одной из сторон.18

 

 

Виды спора:

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.

Прения - споры, которые возникают при обсуждении докладов. Важно отметить, что в прениях каждый оратор может выступить лишь однажды.

Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

Эклектика - спор об истине, использующий и некорректные приемы. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при споре или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 — простое число. Но вряд ли сама истина выиграет при таком способе ее утверждения.

Софистика - ставит своей единственной целью победу в споре любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с добром и истиной.

Дискуссия - публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Полемика – не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противоборство, противостояние сторон, идей и речей, поэтому полемика – борьба противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.19

 

Примеры спора:

  1. Многие европейские страны стали местом противостояния христианства и постхристианства. Яркий пример - спор из-за однополых браков. Одна за другой страны ЕС легализуют право гомосексуалов на семью, ставшее символическим как для левых, так и для правых. Первые видят в нем пример победы толерантности, вторые рассматривают его как аномалию.20
  2. Ярким примером является произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети», главный герой произведения Евгений Базаров верен и предан своей идеи, яро доказывает свою правоту в спорах, верит, что его мировоззрение- это один из лучших вариантов дальнейшего развития мира.21
  3. Одним из ярких примеров, является спор между владельцами журнала «Персона», зарегистрированного в 1996 году, и одноименной газеты «Персона», начавшей выходить годом позже. В 2000 году журнал не смог получить товарный знак по указанным классам МКТУ, а газета получила. Спустя три года - в 2003 газета подала иски в арбитражные суды с целью запретить использование своего товарного знака владельцам журнала «Персона».22
  4. Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили отношения за рамки теологии. Постепенно стали обсуждать философские проблемы, что вызвало недовольство церковной верхушки. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма от латинского слова «nomen» - имя. Согласно этому учению общие понятия - только имена.
  5. Спор физиков и лириков начался в 59-ом году, когда в на страницах " Комсомольской правды" появилась тема о значении науки и культуры для формирования сознания человека. Доказывали они одно и тоже, но на разных языках.Отголоски спора оставались и в 70-х годах, следы - в 80-х и , не так активно, но спорят они до сих пор. Физики спрашивали зачем поэзия нужна, лирики отвечали - "дарует свет, любовь она".На что физики утверждали, что все это бред и чушь. Беда в том, что мир физиков( "технарей") - постижение реальности через эксперимент и моделирование.А мир лириков ("гуманитариев") - это чувственное постижение реальности.Вот они разные языки. И остался спор открытым - так же, как лирик не способен сколотить свой садовый домик прямоугольным, так физик не способен красочно описать свой физический мир...23

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Умение успешно вести деловые переговоры, правильно и грамотно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, служащего, референта. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.

Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношения) эффективность.

Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

Они фиксируются, оформляются в виде протокола (дипломатического, делового), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

Общепринятыми формами деловой коммуникации в труде менеджеров, юристов, релайтеров являются деловые совещания, беседы, переговоры, собрания, конференции, разнообразные деловые встречи. Развитие рыночных отношений в нашей стране, интенсификация, наблюдающаяся на всех уровнях предпринимательской коммуникации вследствие эволюции в сфере информатики, порождают необходимость быстрого и беспрепятственного распространения деловой информации, а значит организации и проведения инновационных форм делового общения, таких, как "круглые столы", презентации, собрания акционеров, пресс-конференции, брифинги, выставки и ярмарки новых товаров.

В традиционных жанрах деловой коммуникации (интервью, публичные речи, консультация, комментарий) в новых условиях реализуются коммуникативные стратегии фирм или деловых партнеров, требующие не только умения самопрезентации, но и умения пропаганды философии компании, организационных ценностей, корпоративной культуры, а также знаний потребительского рынка, финансового рынка, контактных аудиторий, структур власти и т. п. Многоцелевой характер этих жанров требует своих коммуникативных стратегий, технологий, процедур и операций.

Специфическими жанрами деловой коммуникации можно считать спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения, которые зачастую являются составляющими таких форм делового общения, как совещания, собрания и конференции, а могут иметь и самостоятельное значение.24

Информация о работе Особенности проведения дискуссии, мозгового штурма, спора, полемики