Ораторское искусство и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:47, реферат

Краткое описание

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перик-ла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».

Вложенные файлы: 1 файл

Ораторское искусство и политика.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

В академическое красноречие  автор включает три основных вида: собственно академическое (в среде  ученых — научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).

Как подчеркивает А.Е. Михневич, подобная схема разделения жанров искусства  на роды и виды неизбежно огрубляет  реальную действительность, но все-таки она «дает возможность увидеть, обозреть все многообразие живой  человеческой речи, используемой не только в коммуникативной, но и в воздействующей (риторической) функциях»

 

Риторические навыки и умения

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных  навыков и умений. По определению  психологов, навык — это способность  осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. Какие же навыки необходимо иметь оратору? К основным навыкам оратора относятся следующие:

■ навык отбора литературы,

■ навык изучения отобранной литературы,

■ навык составления плана,

■ навык написания текста речи,

■ навык самообладания перед аудиторией,

■ навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора.

Он должен уметь:

■ самостоятельно готовить выступление,

■ доходчиво и убедительно излагать материал,

■ отвечать на вопросы слушателей,

■ устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией,

применять технические средства, наглядные  пособия и т. д.

Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Предположим, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать его в аудитории. Вам удается заинтересовать своим выступлением аудиторию, но вы не научились укладываться в отведенное для выступления время и не успеваете высказать основные положения речи, вы теряетесь, отвечая на вопросы слушателей. Бесспорно, это снижает качество ораторской речи.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий  знает предмет речи. Только в том  случае, если оратор хорошо разбирается  в теме своего выступления, если он сумеет рассказать слушателям много  интересного и привести новые  неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие  вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в  области литературы и искусства, науки и техники.

Нельзя забывать, что оратор не только создатель, но и исполнитель  речи. Поэтому недостаточно подготовить  интересное по содержанию выступление, нужно научиться выступать с  речью, т. е. овладеть методикой ораторского  искусства. И здесь все важно: громкость голоса, интонация, темп и  ритм речи, паузы, жесты и мимика, манера держаться, поведение на трибуне. Даже если один и тот же оратор произносит две речи, одинаковые по содержанию, но отличающиеся по манере исполнения, то оценка слушателями как личности оратора, так и его речи будет разной. Оратор, которому удается расположить аудиторию доверительным к ней обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой и другими средствами, несомненно, добьется успеха у слушателей, и, наоборот, пренебрежение к аудитории, неуверенность в поведении выступающего, невыразительный,

бесстрастный голос вызовут  отрицательное отношение к оратору  и его речи со стороны аудитории.

§ 3. Индивидуальные особенности  оратора

Следует также учитывать, что каждый выступающий имеет  свои индивидуальные особенности, которые  влияют на стиль речи, проявляются  в манере выступления. Поэтому теоретики  ораторского искусства издавна  выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон  в труде «Об ораторе» называл  три типа. К первому он относил  ораторов «велеречивых, с возвышенной  силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы  «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать  и обращать сердца». Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные  и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так  сказать, и сжатой речи». Третий тип  ораторов Цицерон характеризовал так: «...средний и как бы умеренный  род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому».

В современной литературе по ораторскому искусству также  выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского  искусства — логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную  основу. Академик И.П. Павлов в своих  трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной  деятельности — художественного  и мыслительного.

В зависимости от того, к  какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному  произносит речь. Отсюда и разные типы ораторов. Кроме того,

когда говорится о разных типах ораторов, то учитывается, какая  сторона речи преобладает — эмоциональная  или логическая.

Однако каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным  оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его  бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест  и порицание. Вначале он может  произвести сильное впечатление, увлечь своей эмоциональностью, но затем у слушателей наступает разочарование, так как они убеждаются, что в выступлении, кроме громких фраз и пафоса, ничего нет.

 

Проигрывают и те, кто говорит  бесстрастно, неэмоционально. Если оратор не использует богатые возможности  интонации, не разнообразит темп речи, не продумывает заранее, где сделать  паузы, то его выступление звучит монотонно, однообразно, требует от аудитории большого напряжения и  самодисциплины.

§ 4. Каждый ли может стать хорошим  оратором

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим  оратором. Мнения обычно расходятся —  одни считают, что только природные  данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского  искусства. Еще много тысячелетий  тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского  искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и  дошла до наших дней: «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются). Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить для этого определенные усилия. 
Интересно и высказывание А.Ф. Кони:

...если под красноречием разуметь  дар слова, волнующий и увлекающий  слушателя красотою формы, яркостью  образов и силою метких выражений,  то для этого нужно иметь  особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом  воспитательных влияний среды,  примеров, чтения и собственных  переживаний... Поэтому невозможно  преподать никаких советов, исполнение  которых может сделать человека  красноречивым. Иное дело уметь  говорить публично, то есть быть  оратором. Это уменье достигается  выполнением ряда требований, лишь  при наличности которых можно  его достигнуть.

По мнению А.Ф. Кони, следует различать  красноречие и умение говорить публично. Если красноречие — это дар, данный человеку от природы, то умение выступать  приобретается в результате повседневной практики, систематических тренировок и упражнений.

Действительно, хорошим оратором может  сделаться только тот, кто хочет  им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом  успеха.

Давайте обратимся к истории  ораторского искусства.

Кто не знает имени знаменитого  древнегреческого оратора Демосфена? Но, может быть, не все знают, что  его выступления вначале не имели  успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над  ним и, выражая свое недовольство, так кричал, что оратор не мог  довести речь до конца. Только ценой  огромных усилий, постоянного и упорного труда Демосфен добился признания  современников.

Древнегреческий историк Плутарх  в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился  от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укрепить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уединялся на два-три месяца подряд, выбрив себе по-

л овину головы. Ведь в таком виде стыдно было появиться перед людьми, даже если очень захочется.

У Демосфена был неясный, шепелявый  выговор. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться говорить несколько стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания. По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой разговор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в красноречии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземелье и повторял весь разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительный доводы, доказательства. Демосфен учился ораторскому искусству у других прославленных ораторов, его современников. Он внимательно слушал их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недостатки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные другими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.

Все мастерство Демосфена-оратора, вся  его сила были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом.

Необыкновенно образованным, разносторонним и неутомимо совершенствовавшимся оратором, по словам Плутарха, был Цицерон. Будучи подростком, он со страстью впитывал всякую науку, не пренебрегал никаким  видом знания. Благодаря трудолюбию и природным способностям, Цицерон  приобрел известность среди своих  сверстников, на улице они уступали ему самое почетное место, а их отцы даже приходили на занятия, чтобы  собственными глазами увидеть Цицерона и убедиться в его блестящих  успехах.

Закончив школьные занятия, Цицерон  продолжал учиться с огромным усердием: штудировал различные на-уки, знакомился с философскими учениями разных школ, изучал греческий язык. Он оттачивал свое красноречие, словно оружие. Старательно работал сам, посещал знаменитых ораторов, прилежно учился у комического актера Росция и у трагика Эзопа. Когда Цицерон стал выступать защитником в суде, то его речи сразу же привлекли внимание современников.

Плутарх рассказывает, что однажды  афинский оратор Аполлоний, не знавший языка римлян, попросил Цицерона произнести речь по-гречески. Тот охотно согласился, считая, что так Аполлоний сможет лучше помочь ему, укажет на недостатки его выступления. Когда Цицерон умолк, все присутствующие были поражены и наперебой восхваляли оратора. Только Аполлоний, слушая, ничем не выразил удовольствия, а после окончания речи долго сидел, погруженный в какие-то тревожные думы. Наконец, заметив, что Цицерон опечален, он промолвил:

Тебя, Цицерон, я хвалю и твоим  искусством восхищаюсь, но мне больно за Грецию, когда я вижу, как единственные наши преимущества и последняя гордость — образованность и красноречие  — по твоей вине тоже уходят к  римлянам [37, 161].

. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

 

Чувство неуверенности и  страха перед выступлением

Довольно часто перед  публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это  сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у  третьих начинает дрожать голос  и т. п.

Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как  рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и  непоследовательно. А ведь он был  образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Не случайно появилось  даже такое понятие, как «ораторская  лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь  Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено  вам» называет причины возникновения  скованности и страха перед публичным  выступлением и предлагает пути их преодоления.

Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные  переживания. В этом случае автор  рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.

Нередко ораторы просто недооценивают  собственные возможности, поэтому  им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились  к выступлению и

могут сообщить слушателям нечто  важное и полезное. Некоторые ораторы  волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет:

Наберитесь смелости и  при удобном случае попросите  слова; широко используйте возможности  участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д.

Иногда ораторов смущает  воспоминание о провале. Поскольку  неудачи бывают и у опытных  ораторов, следует смириться с  мыслью, что какое-то из выступлений  действительно может оказаться  неудачным, и реагировать на это  спокойно и рассудительно.

Информация о работе Ораторское искусство и политика