Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:05, реферат

Краткое описание

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

Вложенные файлы: 1 файл

Ораторское искусство.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

   «Чьё искусство по славе своей сравнится с ораторским? <…> чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? – на оратором, конечно».

   Знаменитые ораторы  Древнего Рима, как и древнегреческие,  были известными политическими  деятелями. Так, одним из первых  римских ораторов являлся государственный  деятель Рима III – II веков до нашей эры Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

   Выдающимися ораторами  более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы – Тиберий и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец.

   Но самым крупным  политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.

   «Есть два искусства, – писал Цицерон, – которые могут вознести человека на самую высшую ступень почёта: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора».

   Это изречение  раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.

   Как свидетельствует  история, и в последующие периоды  крупными ораторами становились  видные политические деятели.

   Следует иметь  в виду, что ораторское искусство  всегда обслуживало и обслуживает интересы определённых социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

   Кому и как  служит ораторское искусство – вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.

   Нравственная  позиция оратора – это, пожалуй,  самое главное в ораторском  искусстве. Она важна не только  для политического деятеля, но  и для любого оратора, чьё  слово может оказать влияние  на судьбу людей, помочь принять  правильное решение.

   Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

   Ораторское искусство  никогда не было однородным. Исторически  в зависимости от сферы применения  оно подразделялось на различные  роды и виды. В отечественных  риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

  • к социально-политическому красноречию относят выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и так далее;
  • к академическому – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение;
  • к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и другими;
  • к социально-бытовому – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и тому подобное;
  • к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.

   Каждый род  объединяет определённые виды  речи с учётом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

 

Литература:

 

  1. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Изд. 24-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 539 с. – (Высшее образование).
  2. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 382, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).
  3. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М: Логос, 2010. – 432 с.

Информация о работе Ораторское искусство