Методика развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Методика развития речи детей – это прикладная наука, изучающая закономерности пед деятельности, направленные на формирование правильной речи и умение речевого общения у детей дош возраста. Предметом МРР явл процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного пед воздействия. Фундаментальная задача - разработать на научно-пед основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно развивать у детей речевые умения и способности. Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е. содержание). 2. Как учить (условия, методы, приемы, средства обучения развитию речи). 3. Почему так, а не иначе (теоретическое обоснование).

Вложенные файлы: 1 файл

мрр.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Псих основу сл работы составляют исследования Выготского, Эльконина, Люблинской, Рубинштейна, Венгера  и др.

Пед основа – Сохин, Ушакова, Гвоздев и др.

Развитие словаря  – это длительный процесс количественного  накопления слов, освоение их социально-закрепленных значений и формир-е умения использования  их в конкретных условиях общения.

Осн источники  развития словаря:

  1. наблюдение над окружающей действит-тью
  2. общение со взр и сверстниками
  3. речь взр
  4. худ лит-ра
 

15. Особенности овладения  словарем дошкольниками. 

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность — предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова..

Это же явление  на другом содержании прослеживается у более старших детей. И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность  словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

На втором году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек, и др., с которыми они действуют в детском саду и дома. Должны они освоить и названия некоторых действий с предметами, совершаемых ими в быту и играх. Углублений знаний о предметах в этом возрасте выражается в том, что малыши учатся различать части своего тела и тела некоторых животных различать некоторые размеры и цвета.

Количественный  рост словаря:

Осмысленные слова  появляются в конце 1 года жизни. Норма: 10-12 слов.

2 год жизни  – 300-400 слов.

3 год жизни  – 1 500 слов.

4 год жизни  – 1 900 слов.

5 лет – от 2 000 до 2 500 слов

6, 7 лет – 3 500-4 000 слов

Качественное  развитие словаря – развитие значений слов.

Этапы развития обобщ слова:

  1. слово замещает чувственный образ только одного предмета (конец 1 начало 2 г ж);
  2. слово замещает чувственный образ ряда однородных  предметов (конец 2 г ж);
  3. слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (3-3,5 года);
  4. высшая стадия интеграции (5 лет) – реб может рассказать, что такое живое и тд.

Развитие сл происходит в рамках ознакомления реб  с окр действительностью. 

16. задачи и содержание  словарной работы  с д/с.

Особенности в  развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском  саду.

1.   Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2.   Обеспечить  освоение социально закрепленного  содержания слов. Решение этой  задачи предполагает:

а)овладение  значением слов на основе их точного  соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б)освоение обобщающего  значения слова на основе выделения  существенных признаков предметов  и явлений;

в)проникновение  в образный строй речи и умение пользоваться им.

3.Активизация  словаря, т. е. не только Знание слов, но и введение их в практику общения.

Особенности словаря  детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной  работы в детском саду.

Принципы сл работы:

  1. единство развития словаря с развитием восприятия, представления  и мышления;
  2. опора на активное и действенное познание  окр мира;
  3. решение всех задач сл работы во взаимосвязи между собой и с формир-ем грамматич-ой и фонематич-ой сторон речи, развие связной речи.
  4. семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в опред контексте через сопоставление, подбор синонимов).
 

Содержание словарной  работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в  содержании программы словарной  работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1.   Расширение  словаря ребенка на основе  ознакомления с постепенно увеличивающимся  кругом предметов и явлений.

2.   Введение  слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления  знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.   Введение  слов, обозначающих элементарные  понятия, на основе различения  и обобщения предметов по существенным  признакам.

Эти три направления  словарной работы имеют место  во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д. 
 

17. Методика словарной  работы в разных  возрастных группах. 

  1. метод наблюдения: экскурсии и осмотры, рассматр предметов, наблюдения за животными и деят взрослого;
  2. показ картин с малознакомым содержанием;
  3. чтение худ лит-ры;
  4. дид-е игры;
  5. дид-е упр-я;
  6. отгадывание и загадывание загадок.
 

В мл дош в-те основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окр реб жизни, активизации разных частей речи.

Методы:

  1. целевые прогулки
  2. занятия по ознакомлению с предметным миром ( по первичному ознак с предметом, по углублению знания о предметах);
  3. занятия по рассмотрению и обследованию предметов.
 

В мл гр преобладают  занятия с образными игрушками.

Ср  гр.

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно опред  предмет за счет уточнения его  качеств, дифференцируют понятия.

Необходимо использовать наглядность, большая самостоятельность. Превалирует метод как образец. Используется больш кол-во игрушек. В играх усл содержание.

Старш гр.

Наглядный метод  заменяется словесными приемами, снижается  роль игрушек, больше исп-ся картинки, словесные дид-е игры и сл грам-е  упр-я. Испол-ся грамматич-ий образец, но необходимо создавать условия для речевого творчества (опиши картинку). 

18.Грамматический  строй родного  языка, значение  его усвоения для  речевого развития  детей.

Бол.знач. для  понимания особен-тей освоения грам.строя дош-ми имеют работы Гвоздева, Рубинштейна,Эльконина и др.Процесс усвоения грам.строя связан с аналитико-синтетич. Дея-тью коры головного мозга. Гвоздев выделил осн.периоды фор-ния грам.строя речи:

1)1,3-1,8мес. Произносит  однослож.предлож. в слоге.  1,8-1,10 произносит предлож. Из нес-ких слов

2)1,10-2,1 в предлож.  Употребляет полные слова, без  окончания или с неправил.   2,1-2,3 в предлож. Употребляет оформлен.слова.  2,3-3  в предлож. Употребляет  служеб.слова для выражен. Синтаксич.  Отнош.

3)3-8лет период усвоения морфол.системы рус.яз. 

19.Задачи  и содержание по  формированию грамматической  стороны речи у  детей.

1.Помочь в  овладении синтак.стороной речи

2.Помочь детям  в овладении синтак.стороной речи:учить  правильно согласовывать слова  в предлож. И построению разных типов предложен.

3.Сообщить знания  о нек-рых нормах образования  форм слов в словообразовании 
 

20.Пути  формирования грамматической  стороны речи у  детей.

1.Создан. благоприят. Языковой среды,дающей образцы  грам. речи,,повыш. Речев.кул-ры взрослых

2.Спец. обучение  детей трудным граммат. Формам, направленным на предупреждение  ошибок.

3.Фор-ние грам.навыков  в практике речевого общения.

4.Испаравление  грам.ошибок. 

21. Методика формирования  морфологической  стороны речи в  разных возрастных  группах.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматическое значение.

3-4 года –  согласуют слова в роде, числе,  падеже. Употребляются существительные  с предлогами «в», «на», «под»,  «за».

4-5 лет – совершенствование  умения правильно использовать предл., употреблять формы повел. наклонения глагола, хотеть, бежать, ехать, лежать

5-6 лет – совершенствовать  умение согласовывать предложения,  существительные с прилагательными,  формировать умение использовать  нескл. сущ.

6-7 лет – закрепляется  умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимениями + сущ.

Во  всех возрастных группах проводятся непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами (помогают картинки, предметы). Разнообразные упр с рассматриванием картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных.

В мл. группах воспитатель может применять прием отраженной речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры. Для закрепления формы множественного числа глагола х о т е т ь  в мл и средних группах можно проводить игровые упражнения с куклами. В старших группах значительное место занимают словесные упражнения.(для закрепления умения определять род имен существительных, упражнения «Назвони какой» вопросы «Как сказать про поле?», «Какое оно?» и т.д.). Для подбора к прилагательному сущ соответствующего рода, целесообразнее использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание: большой, голубой, меховой, или притяж местоимения мой, твой. Так же можно использовать подсказывающие вопросы-загадки. Метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы. При повторном рассказывании педагога дети заканчивают предложения, вставляют по его указанию пропущенные слова (индивидуально или хором).

  

22. Синтаксис - способ соединения слов в словосочитания и предложения разных типов, простые и сложные. Существуют повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нужно обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Учить детей устранять повторения однотипных конструкций. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. 
Младшая группа - "Закончи предложение"; 
Средняя группа - "Где чей дом?"; 
Старшая группа - " Закончи предложение"; 
Подготовительная группа - " Сочитай слова"
 

23. Методика формирования  способов словообразования в разных возрастных группах. Детей подводят к умению создавать новое слово на базе другого однокоренного слова,которым оно мотивировано, с помощью окончаний, приставок, суффиксов. Нужно выбирать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков.( в существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов, а у глаголов с помощью приставочных глаголов противоположного значения, у имен прилагательных образуется с помощью суффиксов).Ребенка нужно научить образовывать причастия. 
В формировании словообразования даются разные методики для групп детского сада 
Младшая группа - "Чаепитие"; " Оркестр"; 
Средняя группа - "Кто у кого"; 
Старшая группа - " Брат - братец - братик"; 
Подготовительная группа- " Подставь"  
 

Информация о работе Методика развития речи