Мастерство устного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:34, реферат

Краткое описание

Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Начало выступления.........................................................................................4
Способы удержания внимания........................................................................6
Способы поддержания внимания....................................................................8
Как завершать выступление?.........................................................................10
Искусство оратора..........................................................................................12
Заключение......................................................................................................18
Список используемой литературы..........

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 20.34 Кб (Скачать файл)

     При первых признаках утомления аудитории  следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

     Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так  называемые "освежающие отступления" звучат неожиданно и потому позволяют  слушателям отдохнуть.

     Советуем  время от времени переключать  внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает  один вопрос и называет следующий. Еще  больший эффект дает показ наглядных  пособий, а также предложение  что-то записать, ответить на вопрос, сделать  несложное вычисление, сопоставить  два мнения — словом, любая работа слушателей.

     Диалог  с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях  помогает прямое указание на то, что  рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т.п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит. 

     Как завершать выступление? 

     Опытные лекторы считают, что лучше закончить  выступление на минуту раньше, чем  позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают  подбородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные  так, что лектора, превысившего регламент "увозят" на транспортере вместе с трибуной или опускают на сцену. Если выступление подходит к концу, и слушатели проявляют признаки утомления, лучше их не "взбадривать" различными приемами, а подумать о  завершении выступления. Пауза, слова: "итак", "заканчивая выступление" и т.д. переключают внимание, оно  получает дополнительный импульс и  в зале обычно устанавливается тишина. "Обязательно возвещай о том, что  скоро закончишь, иначе со слушателями  может случиться удар от неожиданной  радости", -писал юморист.

     Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Тут уж не до заключения, как бы удалиться  поприличнее! Некоторые выступающие  в таких случаях бодро желают всем здоровья или бросают реплику: "У меня все". Звучит это банально и гасит впечатление от всего  выступления. Ведь известно, что последнее  впечатление самое сильное и  если заключения нет или оно не связано с темой выступления  – суть выступления ускользает от слушателей.

     Достаточно  типично для информационных речей  заключение, в котором подводится итог сказанному.

     В агитационных речах особенно тщательно  продумывается концовка – последние  слова выступления. Оратор старается  сформулировать главную идею своего выступления так кратко и выразительно, чтобы это надолго осталось в  памяти, запало в душу, побудило к  действиям. Концовкой обычно служит яркое афористическое высказывание, призыв или пожелание. Завершение лекции для первокурсников академика А.А. Ухтомского "О знаниях": "Итак, в добрый час! Огорчения и преграды пусть добываются ради радости знать, знать все больше и глубже!"

     Подготовить заключение, как мы уже говорили, надо заранее, но так как ни одно выступление не происходит точно  так, как предполагалось, ведь реакцию  аудитории в точности предсказать  невозможно, то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что не будет воспринята. Лучше  отказаться от нее и, быть может, ограничиться выводами и пожеланиями аудитории.

     Главное - заключение должно быть непосредственно  связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь  оратора с аудиторией, быть мажорным, оптимистическим по духу.

     Пример  неудачного окончания выступления  – неожиданное заявление: "Ну, у меня все!", а также извинения  за то, что задержал, плохо подготовился, не знал, кто придет слушать и  т.п. Заключение должно быть подарком слушателям. Хорошо воспринимается выступления, конец  которых перекликается с началом. Если такое заключение "ложится" на настроение аудитории, оно вызывает эстетическое ощущение высокого искусства  слова. Вот так закончил упоминавшуюся  лекцию о Средиземном море профессор  М. А. Мензбир: " …Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры  или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня - это было бы лучшее, на что я  смею рассчитывать, оставляя аудиторию". 

Искусство оратора.

       Искусство оратора заключается в способности выделять приемы красноречия и речевые тактики, анализировать их уместность и. воссоздавать их в собственной речи с учетом эмоционально-волевых и умственных возможностей слушателей. Оратор не обязан чувствовать и испытывать то, что он внушает другим. Он может даже не верить в то, в чем хочет убедить своих слушателей. Но он должен точно представлять, что могут почувствовать или предпринять слушатели при восприятии тем или иным образом построенной речи. От просто красноречивого человека оратор отличается способностью размышлять над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей те или иные проявления дара красноречия являются особенно уместными и действенными.

     Таким образом, эффективность речи оратора  в первую очередь определяется не ее искренностью, а совершенством  освоенных им речевых умений и  навыков. Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые  молодые ораторы (и таких не так  уж мало) испытывают скованность и  даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной  мере психологически целесообразными  и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками.

     Существует  ряд причин, вызывающих скованность  оратора:

     Чрезмерное  погружение в собственные переживания. Чтобы исключить или ослабить эту помеху, специалисты рекомендуют  сконцентрировать свое внимание на содержании речи, внушая себе при этом: «Представляемая  мною позиция важнее моей особы». Но для этого как минимум надо иметь четкую, продуманную позицию.

     Недооценка  собственных возможностей. Следует  заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению отличная, собранный  по теме материал весьма информативен и должен произвести нужное впечатление  на слушателей. Одной из обычных причин, по которой люди оказываются непонятыми, является то, что они сами недостаточно ясно понимают, что хотят выразить. Поэтому тщательная подготовка к предстоящей речевой коммуникации позволит поверить в собственные возможности.

     Недостаток  опыта. Противодействие здесь одно: накапливать опыт. Рекомендуется  использовать любую возможность  для развития своей коммуникативной  компетенции в целом: выступать  почаще на семинарах, вступать в дискуссии  о спорте, политике, культуре и на другие темы, особенно в кругу друзей.

     Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые  ораторы склонны видеть в любом  негативном поведении аудитории  предвзятое отношение к нему. Иногда это действительно так, но в большинстве  случаев аудитория нейтрально или  доброжелательно настроена по отношению  к оратору, особенно начинающему. Поэтому  необходимо приучить себя видеть в  слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

     Воспоминания  о провале. Нужно смириться с  мыслью, что одно из выступлений  действительно может оказаться  неудачным.

     Преодоление последствий неудач является составной  частью процесса становления оратора, а осуществляется оно путем скрупулезного  анализа выступления, способа изложения  информации и аргументации основных положений, вплоть до манеры изложения  и невербального поведения в  ходе выступления (мимики, жестов, позы и др.).

     При этом словосочетание «молодой оратор»  не означает возраст, а прежде всего  подразумевает опыт. Одному из слушателей курса Д. Карнеги по искусству  речи Дж. О'Хэйру исполнилось сорок  лет, когда он решился пойти учиться  ораторскому мастерству.

     Дело  в том, что, занимаясь продажей грузовых автомобилей, он по пять-шесть раз  проходил перед конторой каждой фирмы  — потенциального покупателя, прежде чем набраться решимости войти  в нее. И даже войдя, он настолько терялся, что не мог произнести ничего, кроме двух-трех бессвязных фраз. Чувство собственной неполноценности, чрезмерное погружение в собственные переживания, недостаток опыта (до этого он много лет проработал механиком и шофером) — все это совершенно извело его. «Первые несколько раз, когда он пытался выступить в группе, у него от страха кружилась голова.

     Прошло  несколько недель, и всякий страх  перед аудиторией у него совершенно исчез; вскоре он обнаружил, что ему  нравилось выступать и что  чем больше людей его слушало, тем приятнее ему было. Он перестал бояться и отдельных людей, собственных  клиентов. Его доходы резко возросли». Он стал одним из лучших торговых агентов  в Нью-Йорке. Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое  и четкое реагирование на различные  неполадки в процессе речи.

     К примеру, выступающий вдруг потерял  нить выступления, оборвал речь на полуслове  и не знает, что говорить дальше. Иной на его месте может просто закончить речь, в лучшем случае затронет новую тему. Что же сделает  оратор-профессионал? Прежде всего  сохранит спокойствие: ничего страшного, такое может случиться с каждым, надо найти нить повествования! Собравшись, повторит последнюю высказанную  мысль, сначала дословно, а потом  другими словами, используя языковую модель: «Я хочу еще раз подчеркнуть...»  Если это не помогло, то следует потянуть время.

       К примеру, превратить мысль последней фразы в начало новой фразы либо рассказать любопытный случай, как бы связанный с последней фразой, — это и украсит речь, и, возможно, поможет вспомнить ее продолжение. Если и это не дало результата, то придется ответить себе (и аудитории) на вопрос чисто логический: какие выводы следует сделать из высказанной напоследок мысли? Эти выводы и станут той нитью, которая соединит прерванное выступление.

     Теперь  остается комментировать вывод (выводы), и помеха устранена. В противном  случае, к сожалению, выступление  следует закончить примерно такими словами: «Это в основном все, что я хотел сказать по этому вопросу. Если в ходе дискуссии мне представится возможность высказаться еще раз, я готов дополнить свое выступление».

     Еще пример — оратор оговорился. Как  тут поступить? Извиниться перед  аудиторией: «Прошу прощения, я оговорился. Такое с каждым может случиться. Я, конечно же, имел в виду следующее...», или сделать вид, что никакой  оговорки вообще не было? Все зависит  от существа оговорки. Следует быстро определить, меняется ли от этого смысл  высказывания? Могут ли слушатели  из контекста понять, что в действительности должно было быть высказано? В соответствии с этим и выбирается вариант речевого поведения.

     Малозначительные  оговорки исправлять не стоит —  просто продолжать выступление. Некоторые  слушатели вообще не заметят ошибки, а большинство из тех, кто все-таки заметит, будет снисходительно к  оратору. Если же из-за оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу  же поправить себя. Бывает и такое: слушатели зевают, переговариваются друг с другом, ухмыляются, что-то выкрикивают  с места, а некоторые даже покидают зал в разгар выступления.

     Здесь надо помнить, что не всякая негативная реакция (или принимаемая за негативную) слушателей вызвана оратором или  относится именно к нему. Не следует  воспринимать ее как личное оскорбление  или неуважение к содержанию выступления.

     Совсем  другие причины могут побудить отдельных  слушателей раньше срока покинуть зал: прием у врача или прием  у инспектора по жилищным вопросам, вызов на дом мастера по ремонту  телевизора, посещение больного и  т.д. Возможно, они заранее договорились об этом с организаторами мероприятия, но те не проинформировали оратора (этот факт, кстати, желательно уточнить после  выступления).

     Не  следует спешить, волноваться, если у кого-то из слушателей слипаются  глаза. Возможно, они провели бессонную  ночь: подготовка к предстоящему экзамену, уход за больным ребенком, затянувшийся домашний праздник и т. д.

     Поэтому не стоит отпускать в их адрес  резких реплик, что может негативно  повлиять на оставшихся слушателей. Напротив, рекомендуется оживить свою речь, чтобы как-то удержать внимание слушателей, разнообразить ее речевыми тактиками (примерами из жизни, любопытной информацией, легким юмором) с учетом конкретной речевой ситуации.

       Разговоры в аудитории могут быть вызваны тем, что предыдущий оратор высказал то же самое или прямо противоположное, и слушатели обмениваются впечатлениями, а может, обсуждают удачно приведенную информацию. Если же слушатели сознательно мешают выступлению, то можно указать им на значимость темы выступления и последующего ее изложения для присутствующих и сослаться на авторитет аудитории в целом.

Информация о работе Мастерство устного выступления