Мастерство устного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:34, реферат

Краткое описание

Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Начало выступления.........................................................................................4
Способы удержания внимания........................................................................6
Способы поддержания внимания....................................................................8
Как завершать выступление?.........................................................................10
Искусство оратора..........................................................................................12
Заключение......................................................................................................18
Список используемой литературы..........

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 20.34 Кб (Скачать файл)

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный университет физической культуры

и спорта»   

Гуманитарный  факультет 

Кафедра «Связи с общественностью»    
 

   Реферат

   по  дисциплине «Русский язык и культура речи»     
 

   Мастерство  устного выступления                                                                       
 

               Выполнил:                                               

      студент гуманитарного факультета

   дневного  отделения

   кафедры  «Рекламы и 

   связей  с общественностью»

   1 курса

   группы  Г11СО

                                                                 Папуша Е.Е. 

   Проверил:

   Валитова  Н.Р. 
 

ОМСК- 2011

Содержание

  1. Введение............................................................................................................3
  2. Начало выступления.........................................................................................4
  3. Способы удержания внимания........................................................................6
  4. Способы поддержания внимания....................................................................8
  5. Как завершать выступление?.........................................................................10
  6. Искусство оратора..........................................................................................12
  7. Заключение......................................................................................................18
  8. Список используемой литературы................................................................19

Введение.

     Устное  публичное выступление – это  речь продуманная, подготовленная, намеренно  выстроенная и произнесенная  с определенной целью.

Оратор обращается к слушателям с определенной целью  и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения  выделяются следующие типы устных публичных  выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.

       Начало выступления. 

     Обычно  у оратора есть возможность оказаться  заранее в том месте, где ему  предстоит выступать, оценить наполненность  аудитории, расположение собравшихся  и мысленно выбрать то место, где  его будут видеть все и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Прийти заранее важно и для  того, чтобы оценить состояние  слушателей и решить, нужно ли использовать какой-либо способ установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся  готовы воспринимать информацию и будут  вполне удовлетворены доброжелательной интонацией.

     В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту, выступления, следует  сделать начальную паузу. Пауза  позволяет собрать взгляды слушателей и служит как бы приглашением к  разговору.

     Первая  фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это  отразится во взгляде, которым он окинет, собравшихся, в улыбке, в  приветливой интонации. А, если нет... тогда ему лучше вообще не брать  слово. После начальной паузы  и приветствия обычно в зале еще  есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в  комнату входит посторонний человек. "Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?" — думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит  как деревянный и ни на кого не смотрит. Все убегут от такого гостя. А что  делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или  находят себе какое-нибудь занятие. Поэтому "первые слова лектора, —  говорил выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно  просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)" Причем произносить их надо не в  пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как  только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, • нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт c ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоотношений положено!

     Первые  фразы, которые позволяют установить; эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином.

     Зачинов, этих своеобразных зацепляющих "крючков" выступлении, существует множество: "...что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая- нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная  со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.".

     Зачином может служить обращение к  непосредственным интересам слушателей, привлечение внимания к рекламному названию выступления, оригинальная цитата, интригующее описание, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос или даже цепочка. Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

     Образец плавного перехода от зачина, которым  служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о  плане предстоящего выступления  — вступление к популярной лекции профессора М.А. Мензбира "История  Средиземного моря, рассказанная его  берегами, волнами и их обитателями", которую он прочитал 13 декабря 1884 г  в Политехническом музее: "Представьте  себя путником, который впервые приезжает  к Средиземному морю, впервые видит, синеву его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышную зеленую растительность, и позвольте  дать вам краткую характеристику современного нам средиземного побережья, начавши с его географического  очерка".

     Итак, в общем случае вступление состоит  из двух частей: зачина и введения в  тему. Задачи вступления - вызвать интерес  к выступлению и овладеть вниманием  аудитории, добиваясь при этом, чтобы  непроизвольное первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимопонимание и завоевать  доверие слушателей.

     Способы удержания внимания. 

     Вступление  способно захватить слушателей. Но как же сохранить поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы "...избежать ситуации, когда  четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?

     Прежде  всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

     Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором  в излагаемом материале все время  раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее  условие поддержания внимания к  выступлению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация  известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

     Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение  терминов, способы определения понятий  продумываются заранее. Сделать  выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и  наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание  теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

     Способна  заворожить слушателей выразительность  речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

     "Нужно  иметь ловкость выхватывать самое  важное и нужное и так же  быстро, как течет моя речь, облекать  свою мысль в такую форму,  которая была бы доступна разумению  гидры и возбуждала бы ее  внимание, причем надо зорко следить,  чтобы мысли передавались не  по мере их накопления, а в  известном порядке...". Кроме того, поддерживают внимание разнообразные  приемы изложения, рассмотренные  ранее. Они произносятся с разной  интонацией, и это тоже оживляет  речь. Диалогизация речи, вопросно-ответный  ход, обращение к слушателям  настолько эффективны, что способны  спасти положение, когда аудитория  начинает засыпать.

     О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное  изображение относящихся к теме событий. Этот прием использовал  древнегреческий оратор Эсхил в  своей речи против Демосфена в  знаменитом споре о золотом венке: "...Представьте себе: стены рушатся, град падает, дом в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно  негодуя не столько на орудия, сколько  на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте  венка губителю Греции..."

     Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации - заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с  ней приходят к конструктивным выводам. 

     Способы поддержания внимания. 

     Поддерживает  внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает  события, затрагивающие чувства  и интересы аудитории. В зале при  этом возникает заинтересованная тишина.

     Не  остаются равнодушны слушатели и  к доверительности, когда оратору  удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

     Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению  и разговору. Манера изложения проявляется  в позе, жестикуляции, выражении  лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной, помогают убедить  слушателей.

     Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность  оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим, отношением к  ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда  нет в сердце у тебя того, что  сходит с языка". Необходим умеренный  темп речи, такой, чтобы слушатели  успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательны  паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность  задать вопрос.

     Постоянный  зрительный контакт позволяет следить  за реакцией слушателей и управлять  их вниманием. "Глаза не только "слушают" — они и "отвечают", — замечает Р: Хофф. Если почувствуется непонимание  или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если же оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих  ботинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели "отключились" и его выступлению  грозит провал.

     Говорить  и смотреть нетрудно. При условии, что вы свободно владеете материалом и хотите, чтобы этот, и этот, и  вон тот человек поняли вас  и вам поверили. Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает  всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Поэтому из всех перечисленных компонентов хорошего выступления, пожалуй, именно этот больше всего "держит" аудиторию. "Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей", — советует Ф. Снелл.

Информация о работе Мастерство устного выступления