Лекции по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:50, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания. 2
2. История изучения словообразования и морфемики в отечественном языкознании. 5
3. Структура русского слова (морфемная, формообразовательная, словообразовательная). 6
4. Структурные типы слов с точки зрения формообразования и словообразования и морфемной членимости. 9
5.Типы основ: основные словоформы, основа формообразования, основа словообразования (производящая). Производная и производящая основы. 10

Вложенные файлы: 1 файл

1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования.doc

— 224.60 Кб (Скачать файл)

Итак, слова в гнезде однокоренных слов находятся в опред. смысловых отношениях. Основу структуры  гнезда представляет словообразовательная цепь. Следовательно, гнездо однокоренных слов – это совокупность определенным образом расположенных словообразовательных пар. Однако в гнезде встречаются такие словообразовательные пары, в которых бывает затруднительно определить, как именно образовано производное слово. Например, наречие сверхмодно может быть мотивировано наречием модно и рассматриваемо как префиксально образованное, но может быть мотивировано прилагательным сверхмодный и рассматриваться как суффиксальное образование. В таких случаях принято говорить о двойной или множественной мотивации. Основы с множественной мотивацией имеют и не одну членимость, поэтому такие основы называются многоструктурными. Кроме, в словообразоват. парах наблюдаются случаи расхождения формальной членимисти производной основы и ее семантической выводимости(нар. по-утиному образ. от прил утиный) Многие производные мотивируются целыми словосочетаниями, а в качестве производящей основы имеют основу одного слова – зачетная книжка – зачетка, подсобное помещение – подсобка)

 

21) Словообразовательный тип и  словообразовательные категории

Производные слова объединяются в определенные словообразовательные типа. Словообразовательный тип –  это формально-семантичесая схема  построения производных слов определенных лексико-семантических разрядов. Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, образуются от основ одной и той же части речи, с помощью одного и того же словообразовательного аффикса. Поэтому производные рыбак и моряк отномятся к одному и тому же словообразовательному типа, а моряк и горняк – к разным, т.к. имеют разные части речи в роли мотивирующих слов. Мотивационные отношения между производящими и производными слова лежат в основе словообразовательного значения производного слова. (храбрец – храбрый человек) Производные слова, имеющие одинаковое словообразовательное значение, относятся к одному и тому же словообразовательному типу. Словообразовательный типа может объединять несколько разновидностей, вызванных теми или иными морфологическими особенностями словообразования, кот. принято называть морфологическими моделями словообразования. Например, ленинградский и омский образованы с помощью одного суффикса –ск-, но в слове омский – модель с наложением морфов. Следовательно, в словообразовательной системе русского языка наблюдается определенная иерархия единиц классификации производных слов: 1) морфологическая модель – самая мелкая единица классификации производных слов; 2) словообразовательный типа – боле крупная единица: тип может включать несколько морфонологических моделей; 3) словообразовательный способ – крупная единица.

Словообразовательный  тип и способ словообразования обладают разной степенью продуктивности. Продуктивным является тот тип (способ), кот служит образцом для образовании новых слов в современном русском языке.Например, большой степенью продуктивности обладает тип сущ. на –ость-, образованных от качественных прилагательных(стойкость, вдумчивость) Непродуктивным явл. типа(способ), не дающий новообразований в современном русском языке. Например, тп прилагательных на – ат –(рога – рогатый, крыло – крылатый) не может считаться продуктивным, несмотря на сравнительно большое кол-во слов такого образования в русском языке, так как он ограничен в производящих основах кругом существительных – названий частей тела человека и  животного и не может дать новообразований.

 

23) Морфемное словообразование (способы  словообразования)

Под способом словообразования понимают образование новых основ  на базе имеющихся в языке морфем. Такой способ называется морфологическим. В морфологическом способе различают 2 вида: аффиксальный (образование слов путем соединения производящих основ и словообразовательных аффиксов) и безаффиксный. В зависимости от того, что выступает в качестве словообразовательного элемента приморфологическом словообразовании, различаются следующие морфологические аффиксальные способы словообразования: суффиксальный, префиксальный, суффиксально–префиксальный, постфиксальный, способ сложения с суффиксацией, префиксально–постфиксальный, суффиксально–постфиксальный, префиксально–суффиксально-постфиксальный.

Суффиксальный – способ образования, при котором в качестве словообразовательного аффикса выступает суффикс. Суффикс как словообразовательный аффикс характеризуется след особенностями: 1) классифицируются в зависимости от принадлежности суффиксальных производных к определенной части речи (суффиксы существительных: учитель – суффикс тель, силач – суффикс ач, музыкант – суффикс ант. суффиксы прилагательных ножной – суффикс –н, талантливый –суффикс –лив. суффиксы глаголов: рифмовать – суффиксы – ова и –ть. суффиксы наречий: красиво – суффикс – о, дважды – суффикс –жды.

2) суффиксы, кроме словообразовательного значении, являются носителями определенного грамматического значения наряду с флексией.

3) одни суффиксы образуют слово той же части речи, что и мотивирующее слово, другие – переводят производное слово в другую часть речи, например: рыбак – и мотивирующее слово и мотивированное – имя прилагательное.

4) при словообразовании суффикс присоединяется к основе мотивирующего слова.

5) словообразовательный суффикс может иметь нулевое выражение.

Префиксальный - здесь в качестве словообразовательного аффикса выстпуает префикс. Префикс как словообразующий аффикс отличается от суффикса след. признаками : 1)  префиксы не закрепляются за определенными частями речи. Например, приставка до- может одинаково образовывать глагол, существительное, прилагательное (доехать, дошкольный, дошкольник)

2) префиксы несут добавочную лексическую семантику и не содержат грамматических значений, выражаемых с помощью флексий, поэтому префикс присоединяется при словообразовании к мотивирующему слову целом, образуя ту же часть речи, что и мотивирующее слово.

Суффиксально-префиксальный – в качестве словообразовательного элемента выступают суффикс и префикс одновременно.(озвучить, подзеркальник и т.д.) Особой разновидностью этого способа явл. префиксация с нулевой суффиксацией.( седой – проседь, крыло- бескрылый)

Постфиксальный – словообразовательный элемент – постфикс, стоящий в конце, но присоединенный не к производящей основе, а к мотивирующему слову в целом, как префикс, и образ. ту же часть речи, что и мотивирующее слово. Например, учить – учиться, где – где-то.

Сложение  с суффиксацией – словообразовательный элемент – суффикс, но при сложении двх производящих основ; в этом случае производное слово имеет два мотивирующих слова (красное, дерево – краснодеревщик)

Префиксально  – постфискальный – словообразовательный элемент  - два аффикса – префикс и постфикс, присоединяемые к целому слову: звонить-созвониться, говорить-проговориться.

Суффиксально – постфиксальный – словообразовательный элемент – два аффикса – суффикс и постфикс: толпа – толпиться, ветвь – ветвиться.

Префиксально  – суффиксально-постфиксальный - словообразовательный элемент – все три аффикса: префикс, суффикс и постфикс. Например, шептать – перешептываться.

Также существуют безаффиксные морфологические способы словообразования: сложение основ и аббревиация.

Способ сложения основ – способ словообразования, предполагающий наличие двух мотивирующих слов. Например, мороз и стойки – морозостойкий (стойкий  морозу) Производное слово, образованное способом сложения, включает в свой состав основу одного мотивирующего слова и целое второе мотивирующее слово. Это целое слово определяет грамматический потенциал производного слова и его часть речи.

Аббревиация – способ словообразования, заключающийся в слиянии сокращенных слов определенных словосочетаний в одно слово. Выдел. несколько видов. 1) слияние названий начальных букв каждого слова словосочетания: СССР, НТР и т.д. 2) слияние начальных звуков исходного словосочетания: Театр юного зрителя – ТЮЗ.

3) слияние начальных  частей слов исходного словосочетания: военный корреспондент – военкор. 4) слияние начальной части слова  и целого слова: Европа и  Азия – Евразия. 5) слияние начала  первого слова словосочетания и конца второго: Европейское телевидение – Евровидение.

 

24) Неморфологические способы словообразования

 

Лексико-семантический  способ – как один из видов образования новых слов лексико-семантический способ был впервые выделен и охарактеризован В.В. Виноградовым. Это способ, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов. Изменения в семантике, приводящие к созданию новых лексических единиц, могут быть двух видов. Так, возможно появление новых слов в результате того, что разные значения многозначного слова превращаются в разные слова (омонимы) – красный (цвет) – красный(красноармеец). Так же происходит переосмысление уже существующего в языке слова, например, гвардия – отборные лучшие войска и гвардия – привилегированные воинские части для охраны царя. В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не возникает. Образованное слово, как и исходное, всегда принадлежит к той же части речи. Процесс образования лексико-семантическим способом – результат длительного словоупотребления.

Морфолого-синтаксический способ – появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой, или перехода в другую часть речи. Происходят не только изменения в семантике, но и существенные изменения  грамматических свойств исходного слова, которые и приводят к переходу его в иной лексико-грамматический класс. Фонетически новых слов не образуется.

Выдел. след. разновидности  морфолого-синтаксического способа: 1)субстантивация – переход слов других частей речи в класс имен существительных – мороженое, столовая. 2)адъективация – переход в класс  прилагательных  -  блестящие способности, изысканный вкус. 3)прономинализация – переход в класс местоимений – в определенный момент. 4) адвербиализация – переход в класс наречий – бегом. 5) переход в класс служебные слова –благодаря, вокруг, пожалуй. 6) переход в междометия – батюшки!, караул! При переходе в иную часть речи слово может сохранять некоторые признаки исходного лексико-грамматического класса.

Лексико-синтаксический способ – новые слова могут образовываться при сращении сочетаний слов как с сочинительной связью, так и с подчинительной: Иван – да – Марья, мать – и – мачеха. К лексико-синтаксическому относятся также образования новых слов результате сращения знаменательно и служебного слов (например, вверх, внизу) При лексико-синтаксическом способе образуется новое в фонетическом и морфологическом отношениях слово. Этот способ может осложняться суффиксацией – ничегонеделание, сногсшибательный. Образ. новых слов происходит в процессе длительного словоупотребления. Лексико-синтаксический способ в современном языке продуктивен лишь в словообразовании имен прилагательных и служебных слов.

 

25) Исторические процессы в морфемной  и словообразовательной структуре  слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция)

 

Слова в процессе своего употребления нередко меняют не только значение и фонетический облик, грамматические свойства, характер и сферу применения, но и присущую им словообразовательную структуру. Такие процессы как опрощение, переразложение, усложнение основы, декорреляция, диффузия и замещение морфем происходят в слове в результате того или иного нарушения или, напротив, установления прямых относительных связей между производной и производящей основами.

 

Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, при котором производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные значимые части, превращается в непроизводную, нечленимую. Слово теряет способность делиться на морфемы. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного предмета объективной действительности становится немотивированным. В процессе опрощения можно отметить 2 основные ступени - опрощение полное и неполное. Полным опрощением является такая потеря основами слов былой их способности члениться на морфемы, в результате которой возникшие в основе новые непроизводные основы предстают перед нами как чистые корни. При неполном опрощении новые непроизводные основы все же сохраняют следы своей прежней производности. В качестве причин, вызывающих процесс опрощения следует назвать семантические и фонетические изменения, архаизацию родственных слов.

Например: слова чашка и блюдце не воспринимаются сейчас как уменьшительно-ласкательные от чаша и блюдо(хотя раньше такое было), слово чаша в современном русском языке чаще употребляется в связанном переносном значении(испить чашу горя), а слово чашка не обозначает маленькая чаша, имея другое производное – чашечка. То же произошло с блюдом и блюдцем. Поэтому в прошлом производные чашка, блюдце, утратив возможность мотивации, стали немотивированными, непроизводными.

Переразложение  – перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому. Например, прилагательное дружественный в современном рус. языке мотивируется словом друг и, следовательно, имеет суффикс –ественн-, тогда как ранее оно выводилось из утраченного ныне слова дружество и содержало суффикс –енн-. Суффикс –еств- слился с суффиксом –енн- в один суффикс – ественн-. Таким же образом путем слияния двух соседних суффиксов: суффиксом страдат. причастия – т-  и суффикса отглагольного сущ. –ий-, возник один суффикс –тий- в словах типа развитие, занятие, взятие.

Информация о работе Лекции по "Языкознанию"