Лекции по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:50, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания. 2
2. История изучения словообразования и морфемики в отечественном языкознании. 5
3. Структура русского слова (морфемная, формообразовательная, словообразовательная). 6
4. Структурные типы слов с точки зрения формообразования и словообразования и морфемной членимости. 9
5.Типы основ: основные словоформы, основа формообразования, основа словообразования (производящая). Производная и производящая основы. 10

Вложенные файлы: 1 файл

1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования.doc

— 224.60 Кб (Скачать файл)

 

1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ сформировалось  как особый раздел языкознания в 40-50 гг 20 века. Основоположники: В.В.Виноградов, Винокур, Шанский, Янко-Треницкая, Земская. Опирались на работы Бодуэна де Куртене, Крушевского, Фортунатова.

В 60-70 гг теория словообразования получила развитие в трудах Арутюковой, Азарх, Лопатина, Соболевой, Немченко, Тихонова.

Предметом словообразования  является слово с точки зрения его структуры: морфемной и словообразовательной.

Термин словообразование имеет несколько значений:

  1. это процесс образования слов ( белить←белый т.е. делать белым; суф и; белеть←белый .т.е. становиться белым, суф е).
  2. это система типов моделей образования слов в языке (∩ + ^ + ^ - модель слова, например «зеленеть»).
  3. наука о структуре слов и способах их образованя.

Задачи:

  1. изучение минимально значимых частей слова – морфем
  2. изучение словообразовательных ресурсов
  3. изучение способов образования слов
  4. изучение словообразовательной системы русского языка, основные тенденции развития
  5. освоить методику образования слов.

В отличие от лингвистики  нет общепринятого решения вопроса  о месте словообразования среди  других наук→ 3 точки зрения:

1. многие ученые, начиная  с Ломоносова, считают, что словообразование  относится к грамматике, но включают его туда по разному.

А) жива традиция включать словообразование в состав морфологии ( труды Ломоносова, Востокова, Буслаева).

Б) сущ-ет традиция рассматривать  словообразование как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом.

 

Русская грамматика          морфология


 

                                       синтаксис

               ? словообразование ( Щерба, Винокур,  Лопатин, Арутюнова)

2. Некоторые ученые  считают, что словообразование  раздел лексикологии (Смирницкий, Шмелев).

3. 50 гг 20 века. Словообразование  не входит ни в грамматику, ни в лексикологию, это особый  раздел языкознания (Головин,  Купрякова, Земская, Сахарный).

Причины разногласий  ученых обусловлены структурой русского языка т.к. словообразование тесно связано с лексикологией и морфологией. Отношения между этими уровнями языка носят сложный характер.

Словообразование  и морфология:

Задачи словообразования и морфологии пересекаются.  В  словообразовании исследуется словообразовательная структура, в морфологии формообразующая.

* Он белит потолок

 Белит – основа  бел, окончание ит: с точки зре6ия  морфологии указывается на глагол  наст.времени, ед.числа, 1 спряжения;  с точки зрения словообразования  «белит» имеет неопр.форму «белить».

Белить←белый

Каждая часть речи имеет свою словообразовательную подсистему и свои, характерные только для данной части речи, ресурсы.

* тель, ник, ок (суффиксы  для сущ муж рода).

Таким образом, словообразовательные средства – морфемы, связаны с  определенными частми речи и имеют определенную грамматическую нагрузку.

* с помощью суффикса  «и» образуются переходные глаголы;  с помощью «е» только непереходные  глаголы.

В русском языке большое  количество синкретичных аффиксов.

Словообразование  и лексикология:

В лексикологии слово  изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, с точки зрения происхождения и один из способов появления новых слов.

Без словообразования невозможно изучить появление новых слов. Чтобы разобрать слово, определить мотивировочную словообразовательную базу, нужно обратить внимание на значение.

Словообразование  и синтаксис:

На эту связь ученые обратили внимание недавно: Соболева, Гинзбург, Апресян.

Синтаксические отношения, характерные для данного слова, отражаются в его словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов.

* учить – в предложении  является сказуемым 

Соответственно от этого  глагола образуется:

- имя действия

- имя действующего (учитель)

- имя прямого обстоятельства  действия (ученик)

- имя косвенного обстоятельства  действия (учебник)

- имя места действия (училище).

Связь между синтаксисом  и словообразованием проявляется  в связном тексте. Однокоренные слова  используются в тексте как средство связи между отдельными синтаксич.единицами.

* Он сидел и молчал. Молчание длилось более часа.

Словообразование  и фонетика:

Фонетический и морфологический  строй русского языка тесно взаимосвязаны  в структуре слова. В процессе словообразования и формообразования одна и та же морфема может видоизменяться по своему звуковому составу и  различаться в морфах.

Морф - конкретный представитель  одной морфемы в слове.

* холод, охлаждение, охладить (корни «холод», «хлажд», «хлад»)→1  морфема, 3 морфа.

Это изучается в спец.разделе  морфонологии. Наука образовалась в 20 веке. Это пограничный раздел словообразования и фонологии, изучает морфемную и фонетическую структуру слова. Основоположник Трубецкой.

Словообразование  и деривация:

Последние 20 лет вместо «словообразование» употребляют синоним  «деривация». Науку о словообразовании называют дериватологией.

Деривация – сам процесс  образования языковых единицы любого уровня (морфемы, слога, слова и тд).

Дериватология – наука  о процессах образования единиц языка в целом.( слов, словосочетаний, предложений).

В таком случае словооразование  является разделом деривации.

Мурзин занимался деривацией.

Разделы словообразования:

  1. морфемика – изучает морфемы, их значение
  2. раздел структуры рус.слова (об основах)
  3. морфонология (рассматривает морфы различ.типа)
  4. этимология

Собственно словообразование:

-способы с\о

-типы с\о

- с\о имен собственных

- с\о лексикография

Виды анализа: морфемный (разбор по составу); словообразовательный.

 

2. История изучения словообразования  и морфемики в отечественном  языкознании.

1 период с 18 до конца 19 века – время создания 1ых рус.грамматик (Ломоносов). Во всех грамматиках используются термины корень, приставка, суффикс, окончание. Они были заимствованы из западно-европейских грамматик. Там они использовались с 16 века.

Однако словообразование не рассматиривался как особый раздел науки. Несовершенна методика вычленения морфем.

2 период конец 19 – 20 гг 20 века – складываются известные лингвистические школы: казанская, московская, харьковская.

Бодуэн де Куртене (какна.л.школа) дал понятие морфемы как минимально значимой части слова, которая воспроизводится в других словах.

Богородицкий описал основные типы исторических изменений  в структуре слова: опрощение, переразложение, диффузия, размещение.

Фортунатов, пешковский (Моск.л.школа) включают понятие нулевой  морфемы. Поставлены и четко обозначены словообразующие и формообразующие функции морфем в слове.

Потебня (Харьк.л.школа) развил учения о внутренней форме слова, тем самым заложил функциональный подход к структуре слова: цель, значение.

3 период 20-50 гг и 20 век – скаладывается системный подход к словообразованию.

Винокур, Щерба, Виноградов, Смирницкий и др.

1952г – «Русская  грамматика» Виноградова. Предстаил  раздел словообразования и описал  способы словообразования. До сих  пор мы пользуемся его терминами.

Развивается также функциональный подход при описании морфеики.

4 период 60-70гг и 20 век – «Академическая грамматика» Шведова. Описал словообразовательные типы. Так была последовательно изучена словообразовательная система. Началась работа по составлению специального словаря.

5 период 80гг 20 века- 21 век – Сидорова. Работа над словарями.

Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка» М., 1991.

Тихонов «Словообразовательный  словарь русского языка» в 2х томах, М., 1985.

Появление системно-функционального  подхода.

 

3. Структура русского слова (морфемная, формообразовательная, словообразовательная).

Структура слова отражает процессы словоизменения формо- и словообразования.

Белизна - белый

    ↓

Сущ., может грамматически  изменятся по падежам

Белизна  \ы\е\у\ой\е →в структуре этого слова выделяется изменяемая часть слова – окончание (флексия а).

  1. флексия этого слова служит средством формообразования. С помощью флексий выражается грамматическое значение рода, числа, падежа и связи с др словами.
  2. отражаются в строении этого слова и процессы словообразования

белизна←белый   суффикс «изн», окончание «а». суффикс – показатель словообразования (бел - основа словообразования, белизн-основа формоизменения).

  1. в целом структура этого слова состоит из значимых частей, морфем

бел-корень, изн-суффикс, а-окончание, белизн – основа.

Таким образом, структуру  слова можно рассматривать в 3х  аспектах:

- формообразующем

- словообразующем

- морфемном

Формообразовательная  структура слова.

Формообразование –  процесс образования  грамматических форм слова.

* дом (сущ) имеет 12 форм = в падежеах ед.числа+ падежи множ.числа→12 словоформ 1 слова.

Глаголы насчитывают  более 70 форм.

Словоформа – конкретная грамматическая форма изменяемого  слова в тексте.

Словоформы одной лексемы  имеют одно и тоже языковое и различные грамматические значения, которые выражаются служебными морфемами. (грам.значение – род, число, падеж).

Словоформы одной лексемы  образуют парадигму этой лексемы.

Парадигма – система  словоформ.

Основа словоформы –  часть словоформы без флексий.

2 вида основ словоформы:

1. у неизменяемых грамматич.форм  основа = словоформе ( читая – все  слово основа).

2. у изменяемых грамматич.форм  к основе словоформы присоединяются  окончания (река: рек – основа  словоформы).

Основа формоизменения – это часть словоформы, к которой присоединяется окончание; это неизменяемая часть слова, которая является общей для всех грамматически противопоставленных словоформ, образованных с помощью флексий.

Формоизменение, т.е. образование  грам.форм с помощью флексий, является 1ой из разновидностей формообразования, наиболее характерной для рус.языка. однако формообразование в рус.языке может осуществляться также с помощью других грам.средств, формообразующих суффиксов, приставок, перемены места ударения. В таком случае основа формообразования ≠ основе словоформы и словоизменения.

* сильнее ( сильн –  основа формообразования; сильнее  – основа словоформы).

* узнав (узна – основа  формообразования; узнав – основа  словоформы).

Основа формообразования – это та часть словоформы, к  которой присоединяются формообразующие средства – формативы.

* стульjа ( стул –  основа формообразования, стульj  – основа словоформы и формоизменения; «и» - окончание; j – суффикс = форматив, формообразующий).

* лежащий – от основы  наст.времени лежать ( леж – формообразующая  основа; лежащ – основа словоформы и формоизменения; ий – окончание; формообразующий суффикс «ащ»).

Основа формообразования – это более широкое понятие, чем основа словоформы и основа словоизменения.

Если формативом явл-ся окончание, то основа словоформы = основе словоизменения и совпадает с основой формообразования.

Морфемная структура:

Корневая морфема –  это общая часть родственных  слов, является носителем основного  элемента лексического значения. Обязательная часть слова. Существуют корни с  предметным значением (книг-а), с процессуальным значением (прыг-ать), со значением непрцессуального признака (остр-ая), с количественным значением (шест-ой). Значения корневых морфем более конкретны, чем у аффиксальных. Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

Информация о работе Лекции по "Языкознанию"