Контрольная работа по "риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:29, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Перечислите основные типы норм языка. Приведите примеры, иллюстрирующие соблюдение норм.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Вложенные файлы: 1 файл

кр ритор.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

 

2. Мы были шокированы  прекрасной игрой актёров.

Употребление слова в  несвойственном ему значении.

Мы были впечатлены прекрасной игрой актеров.

 

3. Автор увеличивает впечатление.

Нарушение лексической сочетаемости.

Автор усиливает впечатление.

 

4. Таким людям всегда  удаётся объегорить других.

Неоправданное употребление слов иного стиля.

Таким людям всегда удаётся  обмануть других.

 

5. Были приняты эффектные  меры.

Неразличение паронимов.

Были приняты эффективные  меры.

 

6. В этом рассказе рассказывается  о реальных событиях.

Тавтология.

В этом рассказе повествуется о реальных событиях.

 

7. Прилетели пернатые  птицы.

Плеоназм.

Прилетели птицы.

 

8. Автор, обращаясь к  этой проблеме, пытается направить  людей немного в другую колею.

Неоправданное употребление слов иного стиля.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей  немного в другую сторону.

 

9. Астафьев то и дело  прибегает к употреблению метафор  и олицетворений.

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов.

Астафьев часто употребляет  метафоры и олицетворения.

 

10. В конечном предложении  автор применяет градацию.

Неразличение синонимов.

В последнем предложении  автор применяет градацию.

 

Задание 7. Объясните  значения приведенных ниже фразеологизмов и подберите антонимичные им фразеологические обороты.

 

Фразеологизм

Значение

Антоним

Водой не разольёшь.

Неразлучные, дружные.

На ножах. Смотреть друг на друга не могут.

Как сквозь землю провалился.

Исчез, потерялся из виду

Глаза мозолит.

Ни то ни сё.

Средний, посредственный, ничем не примечательный

Белая ворона.

Кот наплакал.

Очень мало кого-либо или  чего-либо

Выше крыши.

Не покладая рук.

Не переставая, без устали, усердно (трудиться, делать что-либо)

Спустя рукава.

Без году неделя.

Совсем недавно; совсем немного  времени прошло (как что-либо совершилось)

Сто лет в обед.

Ковать железо пока горячо.

Не терять времени, используя  благоприятные обстоятельства

Тянуть резину.

Держать язык за зубами.

Соблюдая осторожность, опасаясь нежелательных последствий, молчать, не говорить лишнего

Кричать во всю Ивановскую.

Как кошка с собакой.

Постоянно ссорясь, враждуя.

Душу в душу.

Пороха не выдумает.

Не отличается способностями; совершенно посредственный.

Семи пядей во лбу.

Играть первую скрипку.

Быть главным в каком-либо деле, руководить каким-либо делом

Мелкая сошка.

Вывести на чистую воду.

Разоблачить кого либо, поймать кого-либо на совершении чего-либо запретного.

Закрыть глаза.


Задание 8. Устраните  ошибки в выборе падежных окончаний  имен существительных. Назовите возможные варианты окончаний. В каких функциональных стилях эти варианты употребляются? За справками обращайтесь к грамматическим словарям русского языка.

 

1. Отчет об этой конференции  был представлен лишь к первому  октябрю.

Отчет об этой конференции  был представлен лишь к первому  октября.

2. Мы купили много апельсин  и мандарин.

Мы купили много апельсинов и мандаринов.

3. Федоров старался воздержаться  от комментарий относительно достоинств эксперимента.

Федоров старался воздержаться от комментариев относительно достоинств эксперимента.

4. Посевные площади в  районе составляют 43000 гектар.

Посевные площади в  районе составляют 43000 гектаров.

5. На конференции не  присутствовали только учителя, находящиеся в отпуску.

На конференции не присутствовали только учителя, находящиеся в отпуске.

6. Ребята посадили на  краю села 30 тополей, 10 вишен, 20 яблоней.

Ребята посадили на краю села 30 тополей, 10 вишен, 20 яблонь.


Вариантные падежные окончания:

А) Варианты окончаний родительного падежа, единственного числа существительных мужского рода

-у / -ю

(закрепилось за  разговорным стилем)

у существительных с вещественным значением для выражения некоторой  части (количества) целого: килограмм гороху, стакан чаю, налить соку, ложка меду, метр ситцу;

у существительных с уменьшительным суффиксом: чайку, сахарку, медку, сырку, кваску, коньячку;

у собирательных существительных  неопределенного множества: народу;

у отвлеченных существительных  с количественным значением: шуму;

в некоторых фразеологических оборотах: с глазу на глаз, напустить туману, дать маху, спасу нет, с пылу с жару;

в некоторых сочетаниях после  предлогов из, с, до, без, после частицы ни: с ходу, ни слуху ни духу, без году неделя.

-а / -я

у существительных,

употребляемых в научной  литературе, в книжных стилях: чая, гороха, шума;

при наличии опреде-ления: стакан креп-кого чая, пачка вы-сушенного табака


Б) Варианты окончаний предложного падежа, единственного числа существительных мужского рода

разное значение: на доме (на доме висит табличка); снежинки на мехе

с разной стилистической окраской: в отпуске (книжный вариант);

объектное значение: разбираться в саде

фразеологические сочетания: трудиться в поте лица

на дому (работа на дому);

шуба на лисьем меху

в отпуску (разговорный);

обстоятельственное значение: находиться в саду

весь в поту


В) Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

Только один вариант:

-а /-я снега, бока, года, глаза, катера, шелка, берега, адреса, черепа, купола, доктора, профессора, директора, егеря, кучера, сторожа, флюгера

-ы / -и аптекари, библиотекари, выборы,  переговоры, договоры, ректоры, лекторы, выпуски, консулы, офицеры


Форма именительного падежа множественного числа существительных-омонимов:

-а / -я

Борова (дымоходы)

Кондукторы (приспособления в технике)

Корпуса (звания, войсковые соединения)

Образа (иконы)

Лагеря (военные, туристские)

Ордена (знаки отличия)

Повода (поводья)

Пояса (части одежды)

Пропуска (документы на право входа)

Тока (место молотьбы)

Тона (переливы цвета)

Тормоза (приборы)

Учителя (преподаватели)

Цвета (окраска)

-ы / -и

Боровы (кабаны)

Кондуктора (работники транспорта)

Корпусы (туловища)

Образы (художественно-литературные)

Лагери (общественно-политические группировки)

Ордены (рыцарские и монашеские общества)

Поводы (побуждения)

Поясы (географические)

Пропуски (недосмотры; отсутствия)

Токи (электрические)

Тоны (звуковые)

Тормозы (препятствия)

Учители (идейные руководители)

Цветы (растения)


В современной русской  речи обнаруживается тенденция к  более широкому употреблению окончаний  -а, -я. Однако следует иметь в виду, что не все такие формы считаются нормативными (представители одной профессиональной группы часто используют сниженный или неправильный вариант слесари – *слесаря, токари – *токаря, бухгалтеры – *бухгалтера). В затруднительных случаях следует обращаться к словарям.

Г) Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных мужского рода

нет окончания

• названия единиц измерения (при счете): ампер, киловатт, рентген, микрон, (килограмм, грамм);

  • названия некоторых овощей, плодов: яблок, слив, груш, вишен;

• названия лиц по принадлежности к национальным группам (главным  образом с основой на н и р): авар, армян, болгар, румын, татар, цыган;

• названия лиц по принадлежности к воинским соединениям: гардемарин, гусар, драгун, улан, солдат, кадет (но: партия кадетов)

• названия людей по месту  жительства: горожан, селян, южан, инопланетян

• название парных предметов, состоящих из нескольких частей: ботинок, бот, валенок, мокасин (обувь); погон, манжет, эполет, брюк, чулок, колготок;

• существительные, употребляющиеся  только во множественном числе: каникул, горелок, крестин,  потемок, сумерек

окончание -ов

• названия единиц измерения: акров, аров, граммов, килограммов, ярдов;

• названия овощей и фруктов: абрикосов, ананасов, бананов, лимонов, томатов, апельсинов

• названия многих народов: греков, курдов, монголов, французов, немцев, испанцев, эстонцев, эскимосов; некото-рые имеют стилистически равнознач-ные варианты: бурят и бурятов, карел и карелов, туркмен и туркменов, уйгур и уйгуров

• названия профессий: (военных) – минеров, саперов, танкистов, летчиков; шахтеров, монтеров

• название парных предметов, состоящих из нескольких частей: джинсов, носков, гольфов; ботфортов, аксельбантов

• существительные множественного числа: кулуаров, пожитков, сотов

• названия отвлеченных  понятий: комментариев, критериев, габаритов

• существительные на –ко: плечиков, очков (но: войско – войск, яблоко – яблок)


Д) Формы винительного падежа существительных тесно связаны с их одушевленностью или неодушевленностью. Колебания в форме винительного падежа существительных наблюдаются:

1) в названиях некоторых  организмов, отнесение которых к  одушевленным или неодушевленным вызывает определенные трудности: бактерии, бациллы, микробы, зародыши, личинки, эмбрионы. В современном русском языке эти существительные принято считать неодушевленными, поэтому окончания винительного падежа совпадают с именительным: уничтожать микробы, исследовать бациллы и т. п.;

2) в сочетании существительных  с простыми числительными два, три, четыре: поймать четырёх рыб – поймать четыре рыбы. Литературным считается употребление форм винительного падежа, совпадающих с родительным (т. е. данная  форма присуща одушевленным  существительным): купить двух коров, проэкзаменовать трёх студентов, встретить четырёх товарищей. Если же  указанные существительные употребляются с составными числительными, оканчивающимися на два, три,  четыре (двадцать два, тридцать четыре), то нормативным считается та форма винительного падежа, которая равна форме именительного: проэкзаменовать двадцать два студента, встретить тридцать четыре ученика, выдвинуть тридцать три кандидата;

3)  в названиях планет форма винительного падежа равна именительному: видеть Нептун, наблюдать Марс, смотреть на Юпитер;

4)  в названиях карточных фигур форма винительного падежа равна родительному: открыть валета, забрать туза,

5)  в названия живых существ, употребленных в заголовках, форма винительного падежа равна родительному: прочитать «Ревизора», вспомнить «Слона и Моську».

 

Задание 9. Найдите  и исправьте допущенные учащимися грамматические ошибки в образовании форм прилагательных.  
 

1. Шляпка гриба была  полная воды.

Шляпка гриба была полной воды.

2. Его белые соцветия  подобные свечам на праздничных елках.

Его белые соцветия подобны свечам на праздничных елках.

3. В детстве мальчик  был очень полон, потому что  не любил заниматься спортом.

В детстве мальчик был очень полным, потому что не любил заниматься спортом.

4. День был по-осеннему  сыр.

День был по-осеннему сырым.

5. Встреча старых фронтовиков  была очень тепла.

Встреча старых фронтовиков  была очень теплой.

6. Если эти цветы не  поставить сразу в воду, они  будут еще вялее.

Если эти цветы не поставить  сразу в воду, они совсем завянут.

7. Новенький становился  боевее с каждым днем.

Новенький становился с каждым днем всё более боевым.

8. Сначала я спорил  с мамой, но потом понял,  что она всегда правее меня.

Сначала я спорил с мамой, но потом понял, что она всегда права.

9. В нашем озере вода  немного речнее, чем в заливе.

В нашем озере вода немного  преснее, чем в заливе.

10. Эта задача более легче.

Эта задача легче.

11. От этого Мцыри кажется  более таинственнее.

От этого Мцыри кажется  таинственнее.

12. Я прочел очень прекрасные стихи.

Я прочел прекрасные стихи.

13. Он живет более ближе.

Он живет ближе.

14. Это был самый ближайший  путь.

Это был самый близкий путь.

15. Нужно быть более гибче.

Нужно быть более гибким.

16. Мой друг был самый  умнейший.

Мой друг был самым умным.

17. Я выбрал самого крупнейшего  щенка.

Я выбрал самого крупного щенка.

18. Эта башня более выше.

Эта башня выше.

19. Она самая высочайшая.

Она самая высокая.

20. Мой более старший брат работал в городе.

Мой старший брат работал  в городе.

21. Перед нами самый  красивейший пейзаж.

Перед нами красивейший пейзаж.

22. Она сегодня одета  более наряднее.

Она сегодня одета наряднее.


 

Задание 10. Определите разновидности  речевых и стилистических ошибок при однородных членах, характеризуя их как: 1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия; 2) неодинаковое морфологическое оформление однородных членов предложения; 3) несоответствующее норме употребление союзов; 4) чрезмерное удлинение ряда однородных членов; 5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц. Запишите предложения в исправленном виде.

 

Предложения

Виды ошибок

Исправленные

1. Изменивший присяге  и общаясь с Пугачевым, Швабрин показал свой характер и плохие черты.

5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц;

Изменив присяге и общаясь с Пугачевым, Швабрин показал плохие черты своего характера.

2. Автор говорит не  только о ее внешней красоте, а и о внутренней.

3) несоответствующее норме  употребление союзов;

Автор говорит не только о ее внешней красоте, но и о внутренней.

3. Добрыня был честным,  умным, благородным, мужественный  и порядочный.

2) неодинаковое морфологическое  оформление однородных членов  предложения;

4) чрезмерное удлинение  ряда однородных членов;

Добрыня был умным, порядочным и мужественным.

4. Я бы хотел завести собаку для интереса и чтобы было весело.

2) неодинаковое морфологическое  оформление однородных членов  предложения;

Я хочу завести собаку, чтобы  было интересно и весело.

5. Люди и дети будут  радостные ходить по улицам.

1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия;

Взрослые и дети будут радостные ходить по улицам.

6. Листья в лесу пахнут  ягодами, зеленью, природой и  грибами.

1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия;

В лесу пахнет листьями, ягодами, зеленью, и грибами.

7. Девочка любит чистоту,  декоративную посуду и читать книги.

1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия;

Девочка любит чистоту, ей нравится декоративная посуда и она обожает читать книги.

8. Они шли по улице  быстро и разговаривая о чем-то  своем.

1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия;

5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц;

Они быстро шли по улице, разговаривая о чем-то своем.

9. Дон Кихот был высок  и худой.

2) неодинаковое морфологическое оформление однородных членов предложения;

Дон Кихот был высоким и худым.

10. После праздника мы  шли домой с подарками и  отличным настроением.

1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия;

5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц;

После праздника, в отличном настроении, мы шли домой с подарками.

11. Во всех своих рассказах Чехов высмеивал тех, кто был хамелеоном и тщеславен.

1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия;

5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц;

Во всех своих рассказах Чехов высмеивал «хамелеонов» и тщеславных людей.

12. В характере Гаврика особенно проявились хитрость, осторожность, зоркость, смелость, большая сила воли, настоящая рыбацкая гордость, выносливость, терпеливость, содержательность, заботливость.

4) чрезмерное удлинение  ряда однородных членов;

В характере Гаврика особенно проявились хитрость, осторожность, зоркость, смелость, большая сила воли, настоящая  рыбацкая гордость, выносливость, терпеливость, содержательность, заботливость.

13. Он увидел молодую девушку – грузинку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой.

5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц;

Он увидел пришедшую за водой молодую девушку – грузинку, которая поразила его своей красотой.

14. Когда гулял по городу и увидев несчастных детей – сирот, он задумал написать картину.

5) объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц;

Он задумал написать картину, когда, гуляя по городу, увидел несчастных детей – сирот.

Информация о работе Контрольная работа по "риторике"