История стилистических учений: античные теории языка и стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение истоков стилистики, начиная от античности и заканчивая настоящим временем.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1.анализ развития античной риторики и
2.исследование особенностей развития стилистики в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1Становление теории языка и стиля в античности…………………....5
1.1 Происхождение стилистики……………………….…………….….5
1.2 Античная риторика……………………………………………….....6
1.3 Риторика Софистов………………..………………………….. ..…..8
1.4 Учения Аристотеля……………………………………………..…...9
1.5 Сравнение риторики древней Греции и древнего Рима……...…..12
1.6 Итоги античной риторики……………………………………...…..14
Глава 2 Влияние античной теории языка и стиля. Становление стилистики в России……………………………………………………………………...…….15
2.1 История становления стилистики в России………………...……..15
2.2 Учения Ломоносова о «Трех штилях»……………………..……...17
2.3 Виноградов и его вклад в развитие стилистики………….………19
2.4 Вклад В.О Винокура……………………………………..…………21
Заключение……………………………………………………………..………23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Оськин Андрей.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

саратовский социально-экономический институт

 

 

Факультет социально-политического менеджмента

Специальность "Перевод и переводоведение"

Специализация: "Специальный перевод"

Выпускающая кафедра - переводоведения и межкультурной коммуникации

Дисциплина «Стилистика русского языка и культура речи»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «История стилистических учений: античные теории языка и стиля»

 

 

 

 

Автор работы:

Студент 1 курса

Очной формы обучения

Оськин Андрей Алексеевич

Подпись____________________

 

Научный руководитель:

Кандидат филологических наук, доцент

Иванова Екатерина Алексеевна

Оценка______________________

Подпись____________________

«______»___________20______г.

 

 

 

Саратов 2014 г.

 

                                              Содержание.  
Введение……………………………………………………………………….  3 
Глава 1Становление теории языка и стиля в античности…………………....5

            1.1 Происхождение стилистики……………………….…………….….5

            1.2 Античная риторика……………………………………………….....6 
            1.3 Риторика Софистов………………..………………………….. ..…..8 
            1.4 Учения Аристотеля……………………………………………..…...9 
            1.5 Сравнение риторики древней Греции и древнего Рима……...…..12

            1.6 Итоги античной риторики……………………………………...…..14 
Глава 2 Влияние античной теории языка и стиля. Становление стилистики в              России……………………………………………………………………...…….15

            2.1 История становления стилистики в России………………...……..15 
            2.2 Учения Ломоносова о «Трех штилях»……………………..……...17 
            2.3 Виноградов и его вклад в развитие стилистики………….………19 
            2.4 Вклад В.О Винокура……………………………………..…………21

Заключение……………………………………………………………..………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

Стилистика является одной из филологических дисциплин раздела языкознания. Стилистика и само понятие стиля тесно связаны с  коммуникативной проблемой языка, с проблемой его применения и его деятельности. Основное развитие как науки происходит в начале 20 века. Термин «стиль» появляется в русских риториках 17-18 веков, это понятие связано с Ломоносовской концепцией «трех штилей». В разные эпохи термин «стиль» наполняется разным содержанием. Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесла также “функциональная лингвистика” ученых из Чехии и Словакии. Часто в стилистике рассматриваются проблемы и нормы и литературного языка. Также как и историю развития и происхождения различных наук мы должны знать и историю данной дисциплины.

Вопросы развития стилистики не утратили своего значения и в настоящее время. Важность изучения стилистики становиться в наши дни все более очевидной. Наука развивается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться стилистически правильно, употреблять слова и словосочетания, умению говорить грамотно. По-другому, кажется сейчас, и не может быть: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории стилистики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых. Стилистика, так же как и многие другие науки развивается с момента начала ее существования.

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение истоков стилистики, начиная от античности и заканчивая настоящим временем.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1.анализ развития античной риторики и

2.исследование  особенностей развития стилистики в России.

Объектом исследования данной работы является: дисциплина стилистика. Предметом изучения является основные этапы развития стилистики. Методологической основой в данной работе являлись научные труды отечественных ученых лингвистов, историков, филологов.

Методы, использованные в данной работе:

1.Анализ 
2.Синтез

Теоритическая ценность данной работы заключена в систематизированном подходе к рассмотрению истории стилистических учений.

В работе присутствуют: введение, первая глава, вторая глава, заключение.

Введение содержит краткое ознакомление с проблематикой данной темы, предмет, объект и предмет и методы исследования, определение основной цели и частных задач, обоснование актуальности темы и её значимости для науки.

В первой главе данной работы описывается развитие античной риторики, выдающиеся ученые античности которые внесли весомый вклад в развитие риторики. Мы рассматриваем такие вопросы как: вклад софистов в историю развития античной риторики, учения Аристотеля, особенности риторики в Древней Греции и Древнем Риме. 
Во второй главе были рассмотрены вопросы о происхождении стилистики в России, рассмотрены работы Ломоносова, Виноградова, Винокура и их вклад в развитие стилистики русского языка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Глава 1

1.1 происхождение стилистики

Прародителем стилистики являлась античная риторика. Риторика изначально трактовалась, как наука об ораторском искусстве Согласно Аристотелю, создателем риторики являлся философ  Эмпедокл, живший в VI–V вв. до н.э. Первыми риторами считаются полумифические Корак и Тисий, имена которых известны нам  благодаря Платону и Аристотелю. Жители Сиракуз, учитель и ученик, они создали первые риторические школы и составили первые пособия по написанию судебных речей. Важнейшей частью риторики являлось учение о словесном выражении, в котором рассматривался отбор слов и словосочетаний, а также фигуры речи. В русской стилистике значительную роль сыграла теория стилей М.В. Ломоносова. Термин «стилистика» зародился в начале 19 века в произведениях немецких романтиков в связи с новыми для того времени понятиями индивидуальности творческой личности. Позднее принимались неоднократные попытки подчинить сделать из стилистики науку и подчинить ей языкознание. Наиболее узкое понимание стилистики выдвинули ученые, занимающиеся американской дескриптивной лингвистикой в 1940-1950 года. Они понимали структуру языка, как аранжировку его компонентов в речи начиная от морфемы и заканчивая предложениями. Стилистика же занималась только изучением структуры единиц языка, которые были больше чем предложения. Соответственно понятие вариативности, свободного выбора говорящим или автором текста приёмов и форм сильно ограничивается, и стилистика отождествляется с грамматикой текста тем не менее в этом смысле можно говорить о текстовой стилистике.

Внетекстовая стилистика которая выходила за пределы текста была разработана в довоенное время пражскими лингвистами.. Текст, вообще речевой акт, устный или письменный, с этой точки зрения предстаёт как результат выбора говорящим языковых форм из заранее данных языком возможностей -фонетических, грамматических, лексических, синтаксических, и как их комбинация в речевом акте в зависимости от его цели. Основу такого истолкования стилистики составило понятие “коммуникативного” или функционального», стиля речи; этот подход, который можно назвать функциональной стилистикой, смыкается социолингвистикой.

Понятие функционального выбора, в свою очередь, восходит к концепции Ш. Балли, согласно которой в языке констатируются многочисленные синонимические формы и их ряды, один из последних составляет «нейтральный фон», а другие отличаются той или иной дополнительной окраской — именно стилистической.

С одной стороны, в противопоставлении развивающемуся учению о структуре языка, стилистика стала осознаваться как общее учение об употреблении языка, что отвечало повсеместному сдвигу лингвистики 50х гг. 20 века к исследованию “языка в действии” использование языка говорящими в разных ситуациях, предпосылок успешного совершения речевых актов и т. п.

Наконец, стилистика общенародного языка всегда, но особенно интенсивно начиная с 20 х гг. 20 в., рассматривается в связи с языком художественной литературы и творчеством отдельных крупных писателей, необходимость этого непреложно вытекает из концепции Виноградова. Это расширение составило предмет стилистики языка художественной литературы и тесно смыкается с поэтикой.

Все названные подходы составляют современную языковедческую стилистику в широком этого смысле слова

1.2 Античная риторика

Античная риторика насчитывает около 800 лет. Становление той или иной науки всегда исторически подготовлено и вызвано рядом объективных и субъективных причин. Культ устной речи, характерен уже для времени истоков греческой цивилизации. В античной мифологии существовали 2 бога устного слова – Аполлон, бог поэтов, и Гермес Логий - бог ораторов. Гермес создал лиру, которую он даровал Аполлону, что свидетельствует о более раннем становлении ораторского искусства по сравнению с поэтическим искусством. Стоит подчеркнуть, что Гермес в античной мифологии всегда выполнял функцию посредника между миром людей и миром богов, между миром живых и миром мертвых, и в этом проявляется представление об основополагающей для человеческой цивилизации роли слова. Кроме того, известна богиня убеждения Пейто, в образе которой существовало представление о магии словесного искусства.

В дальнейшем культ устного слова отразился и в произведениях Гомера.  Это было связано с публичным характером жизни древних греков. И все-таки, расцвет ораторского искусства, и создание риторики было определено, прежде всего, социальной потребностью.

 Позднее создалось торжественное красноречие, которое также получило свое развитие благодаря публичному характеру жизни древних греков.

Разносторонняя социальная потребность в результативном словесном высказывании подкреплялась стремлением – принципом состязательности, свойственным греческой культуре. Для древних греков было характерно стремление привнести дух борьбы, соревнования, игры во все сферы жизни и быта. Чувство соревнования проявлялось по отношению ко всем благам, пользующимся уважением.

Развитая общественная потребность, а также основополагающие особенности греческой культуры и греческого менталитета определили появление риторики – науки о правилах ораторского искусства. Зачастую только убедительная сила красноречия определяли исход дела и судьбу человека, а в каких-то случаях и целого народа, возникает стремление выявить секреты, обеспечивающие действенность человеческого слова.

В V веке до н.э. в Греции возникают первые риторики, этому способствовал ряд социально-исторических, философских и культурных причин.

 

1.3 Риторика Софистов

В V–IV вв. до н.э. складывается софистика. Она является духовно-воспитательным и философским учением основанным на принципах субъективизма и релятивизма Софисты отрицали возможность существования истинного знания, утверждая, что в мире имеют место быть только мнения. Основы софистики были сформулированы известным философом Протагором в V вв. до н.э. Смысл  философии софистов бесспорен: центром мира они обозначили человека познающего и сомневающегося, выступив против авторитетного мифологического сознания, основой которого было  признание незыблемости традиционных постулатов. В противовес ему софисты выдвинули требование доказывать все. Бесспорна была и демократичность софистики. Демократическим было, само предложение научить любого человека  всем доступным знаниям и таким образом сделать из него совершенного человека .Демократический образ мыслей лежал и в основе тех представлений, с которыми выступали софисты.  Софисты считали, что каждый человек  вправе иметь собственное мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое другое. Справедливость сложившегося мнения о софисте как об обманщике и о софистике как о ложном красноречии не совсем верно. Софисты в своей ораторской  практике довели основные постулаты философии Протагора до предела, но, не смотря на это, даже в их крайностях содержались идеи, которые впоследствии стимулировали развитие философии и риторики. На самом деле, если справедливо то, что любая мысль имеет, может быть доказана независимо от ее объективного смысла, тогда возникает вопрос о приемах такого доказательства и соответственно интерес к проблемам риторики. Софисты придавали огромное значение слову, которое в их интерпретации подобно магии. Оценка возможностей человеческого слова основывалась софистами на наблюдениях над психологией аудитории, которая поддается манипулированию и без проблем меняет свои мнения. Для софистов свойственен интерес к адресату ораторского искусства и к процессу восприятия. Основным теоретиком риторики среди софистов был Горгий. Он создал иллюзионистскую теорию искусства, в том числе и искусства красноречия. Риторика в таком понимании схожа со словесной игрой и потому это универсальный инструмент гражданского манипулирования, Именно софисты выделили в природе человека два начала: с одной стороны, природное - неизменное, с другой стороны – привнесенное обычаями, привычками, являющим собой переменчивую условность и подверженное воздействию извне. Горгий считал, что человеческое знание по своей сути является ложным мнением, а не истиной. В своих методах софисты часто не замечали морально-этических проблем, возникающих в коммуникативных ситуациях. Но именно деятельность софистов впервые заострила проблему этических основ риторики как проблему морального облика оратора, единства его убеждений и высказываний, а также нравственности целевых установок.

Софистами теория спора – эристика. Софистика – крайнее выражение эристики – так как она предлагает обманные методы ведения спора.

Софисты сформулировали основное требование к речи -  цельность и логическая завершенность высказывания. Также софисты создали принцип построения ораторского произведения – препон, согласно которому оратору следует заботиться об уместности своего высказывания, о соответствии стиля и содержания речи ситуации и ожиданиям аудитории.

Именно софисты первыми попытались определить основные приемы выразительности речи. Фрасимах, первый теоретик речевого ритма, впервые осознал художественные функции периодической речи, которая придавала фразе особый колорит выстроенности, искусственности, благодаря чему ораторская проза приобретала литературный характер, занимая промежуточное положение между поэзией и обиходной речью. Также свое внимание они уделяли и акустической стороне речи, выразительным возможностям языка. Горгий первым ввел в ораторскую прозу поэтические приемы и средства.  В своих выступлениях он использовал аллитерации, ассонансы, звуковые повторы, антитеза, оксюморон и аналогия. Его любимыми приемами были антитеза, изоколон - параллелизм, симметрия слогов и гомойотелевтон - созвучие окончаний, которые придавали максимальную четкость, и ясность его выступлениям Открытия Горгия использовались также и в поэзии; благодаря ему ораторская проза приобрела статус произведения искусства.

1.4 Учения Аристотеля 

Аристотель - один из величайших мыслителей античности. Если сравнивать его» Риторику»1 с риторикой того времени то  н значительно расширил ее область. По его мнению, дар речи имеет характер. Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. В отличие от своих предшественников, останавливавшихся, как правило, на уровне эмпирического описания приемов красноречия и утилитарно-прагматического подхода к риторике как своду образцов для подражания, Аристотель создал комплексное философское исследование проблемы прекрасного и принципов достижения его в искусстве слова, причем это искусство, в философском понимании, – не самоцель, а средство познания. Исходя из этого, самым важным в философии и эстетике Аристотеля является термин “энтелехия”, объединяющий воедино такие категории, как материя, идейность вещи, причинность происхождения вещи и ее целевое значение. В «Риторики» Аристотеля  главным образующим является три элемента: оратор, речь, аудитория, которая именно у него впервые становится системообразующим фактором, обусловливающим целесообразный и глубоко рефлектированный характер процесса порождения речи. Второй существенной особенностью «Риторики» Аристотеля является определение риторики как искусство убеждения. В этом заключается одна из причин дальнейшей экспансии риторической теории, когда идеи поэтики растворились в идеях риторики. Именно «Риторика» Аристотеля собрала в себе все законы ораторского искусства и законы всех жанров поэтики. Самым главной чертой его риторической концепции считается осуществление совмещения теории и практики. «Риторика» Аристотеля разделена на три книги.

Информация о работе История стилистических учений: античные теории языка и стиля