Виды словарей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 05:12, контрольная работа

Краткое описание

Затем идут примеры, иллюстрирующие реализацию значений слова в речи. Значения слова могут раскрываться в лингвистическом словаре двумя способами:
- средствами того же языка, из которого взято толкуемое слово;
- средствами другого/других языков, т.е. переводом. В зависимости от этого различаются одноязычные словари и переводные.

Вложенные файлы: 1 файл

Русский Язык контрольная работа ИСПРАВИТЬ ЖЕЛТОЕ.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой  этикет предусматривает несколько  зачинов, которые обусловлены ситуацией.

Наиболее типичны три  ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.

К первой относятся государственные  праздники, юбилеи предприятия и  сотрудников; получение наград; открытие спортивного зала; презентация и  т. д.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию  следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные  и поздравительные клише меняются.

Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения  или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно  выражается вопросительным предложением:

Скорбная ситуация связана  со смертью, гибелью, убийством, стихийным  бедствием, терактами, разорением, ограблением  и другими событиями, приносящими  несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

В трагической, скорбней или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.

Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят  в деловое общение, иногда ими  разговор и заканчивается.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также  используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов учебного года, при определении результатов  участия в выставках, при организации  различных мероприятий, встреч возникает  необходимость кого-то поблагодарить  или, наоборот, вынести порицание, сделать  замечание. На любой работе, в любой  организации у кого-то может появиться  необходимость дать совет, высказать  предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать  свои предложения, советы в категорической форме:

Советы, предложения, высказанные  в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают  желание следовать им, особенно если разговор происходит между коллегами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме.

Немаловажным компонентом  речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное  отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при  встрече, знакомстве или во время  беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний  комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку.

Этикет по происхождению  французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, а затем так стали называть придворный церемониал. Наряду с этим словом для обозначения правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.

Деловой этикет предусматривает  соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь  учитываются особенности речевого этикета, под которым понимают разработанные  правила речевого поведения, систему  речевых формул общения.

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил, система  разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих  от тебя, будь трудолюбивым, совестливым  – и т.д. и т.п. Так этикет и  этика объединяются: ведь недаром  второе значение слова этика словари  определяют как систему норм нравственного  поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.

Этикетных знаком великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга – и при этом всегда несут важную информацию: свой – чужой (не  принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий – нижестоящий, далекий – близкий, знакомый – незнакомый, желанный – не желанный и т.д.

Этикет и речь связаны теснейше. Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде – все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях.

Этикет – это самые  разнообразные словесные и несловесные  знаки, оповещающие окружающих о  принадлежности человека к той или  иной, более широкой или более  узкой, среде, группе. Знаки этикета  составляют некоторую систему правил, обязательных для исполнения в данном обществе. Не исполняющий этикетных правил выпадает из этой среды. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей и школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой.

«Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения  и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим, здесь общие правила поведения  и правила речевого поведения  объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.

Речевой этикет – «национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях  «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д.» (Русский язык. Энциклопедия).

Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения  внимания, функция вежливости и т.д. Этикет – это предписание, исходящее  из того, что если человек хочет  занимать определенное место в данном обществе, то он должен своим поведением (и речевым в том числе) оправдывать  ожидания этого общества. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным  поведением.

   

Таким образом, речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное  взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить  средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.

Речевой этикет в узком  смысле понимания этого термина  используется в этикетных ситуациях  общения при выполнении определенных этикетных действий. Эти действия могут иметь значение побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условия установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения.

Соответственно, основными  этикетными жанрами являются: приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, отказ, возражение…  Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.

При этом для каждого речевого жанра речевого этикета характерно богатство синонимичных формул, выбор  которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной  ситуации и характером взаимоотношений  общающихся. Например, в ситуации приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Очень) рад Вас приветствовать (видеть)! Разрешите Вас поприветствовать! Добро пожаловать! Мое почтение! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу! и др.Таким образом, приветствие помогает не только выполнить соответствующее этикетное речевое действие при встрече, но и задать некую рамку общения, сигнализировать об официальных (Разрешите Вас поприветствовать!) или неофициальных (Привет! Какая встреча!) отношениях, задать некую тональность, например, шутливую, если молодой человек на приветствие ответит: Мое почтение! и т.д. Аналогичным образом распределяются по сфере их использования и остальные этикетные формулы.

Деловой этикет предусматривает  соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь  учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

По тому, как человек  знает этикет, соблюдает его, судят  о нем самом, его воспитании, общей  культуре, деловых качествах.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать  себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны  окружающих.

Соблюдение речевого этикета  чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта, стражами порядка – имеет, кроме  того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членов коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Знание особенностей национального  этикета, его речевых формул, понимание  специфики делового общения той  или иной страны, народа помогают при  ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными коллегами, партнерами.

Действенная сила речевого этикета в его особых социальных и лингвистических свойствах. Первое из них – требования общества, неотвратимость исполнения этикетных норм. Иначе  говоря, если хочешь быть членом своей  среды, общности, в том числе и  национальной, исполняй то, что от тебя ожидают. Второе свойство: речевой этикет – социальные «поглаживание». Третье свойство – произнесение формулы  речевого этикета представляет собой  речевое действие. Четвертое свойство – в языковой структуре стереотипов  речевого этикета заложены «я» говорящего лица и «ты» адресата.

 

 

 

 

3,

 

Раскройте скобки, цифровые данные запишите словами:

  1. К 9582 прибавить 7841.
  2. Прибыл поезд с 394 иностранцами.
  3. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.
  4. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749.

 

 

31

Объясните ошибки в употреблении личных местоимений, исправьте предложения:

  1. Все (ихние, их) конспекты лежали на столе.
  2. Мы находились против (его, него)
  3. Здание нового цеха окружено цветниками. Возле его размещены декоративные кустарники.
  4. Гражданин Кольцов после удара вместе с мотоциклом упал в кювет но продолжал работать. Я подошел и выключил его.

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды словарей