Анализ речевого имиджа Жириновского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ речевого имиджа политика на примере В. Жириновского.
В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
- рассмотреть речевое воздействие и речевые стратегии;
- изучить особенности формирования речевого имиджа политика;
- провести анализ имиджа политического деятеля;

Содержание

1. Речевой имидж как средство создания образа политика 4
1.1. Речевое воздействие и речевые стратегии 4
1.2.Особенности формирования речевого имиджа политика 7
2. Анализ речевого имиджа политика (на примере речевого имиджа В. Жириновского) 17
2.1. Анализ имиджа политического деятеля – В. В. Жириновского 17
2.2. Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира 19
Жириновского 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ речевого имиджа Жириновского ОО.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

      Еще одна характерная особенность политического  облика Жириновского – его лояльность к властям. Просто удивительно, как этот ярый радикал становится корректным и солидным, когда речь заходит о президенте.

      Приход  нового президента только усилил проправительственные тенденции в имидже Владимира  Вольфовича – в последние годы Жириновский, сохраняя свой хулиганский стиль ведения дискуссии, иногда появляется на экране и на встречах с избирателями в другом облике – солидного, респектабельного и взвешенного политика. Например, в студии программы «Времена» в ночь с 7-го на 8-е декабря 2003 года он обошелся без малейшего отклонения от приличий. Эпатажное поведение ни процента не добавило бы к уже достигнутой прочной позиции; он вел себя, как триумфатор, спокойно обсуждал результаты выборов и очень верно оценивал ситуацию. Но буквально спустя неделю-другую в очередном ток-шоу обещал «вздернуть» всех правых, благо «лесу у нас в стране много!» Удачная легенда нуждается в постоянной подпитке; к образу могут добавляться новые ракурсы, но полностью отказываться от узнаваемых черт (которые работают, как сигнальные огни) нельзя.

      Жириновский постепенно слился со своими скандальными ролями, попал в психологическую  зависимость от собственных выходок. Которые, по законам политической сцены, должны развиваться «по нарастающей» - ведь публика ждет очередного зрелища и новых обещаний.

2.2. Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира

Жириновского

 

      Один  из лучших ораторов современной России. Особенности имиджа Жириновского можно попытаться определить, читая дневниковые записи политика, так называемый блог. Это более современное средство массовой коммуникации, позволяющее донести свои мысли до пользователей Интернета. Блог как медиаресурс позволяет политику создать образ Простого человека, а также постоянно делиться с читателями блога своими мыслями обо всем, что интересует автора.

      Владимир  Жириновский в своем дневнике, прежде всего, пишет о «маленьких человеческих радостях», доступных  каждому. Вот, например, фрагмент блога  о лете: «Если будет хорошая  погода и тишина на дорогах, может  быть, я выберусь за город на машине. Тихая деревня, лес, водоем – в Московской области немало приятных и живописных мест. Возможно, я съезжу на выходные в Калужскую или Ярославскую область. Пару дней побыть на солнышке, погулять в лесу, искупаться в озере – вот в таком ключе обычно проходит мой летний отдых. В принципе, я всю жизнь так отдыхаю, я уже забыл, что такое отдыхать целый месяц. Вот уже 20 лет не получается устроить полноценный отпуск. Возможно, на будущий год все затихнет, пройдут выборы Президента, выборов в Госдуму не будет, и тогда я отдохну подольше»16.

      В другом фрагменте дневника Жириновский  сливается в едином порыве с хоккейными болельщиками России: «Всё, еду на полуфинал  Чемпионата мира по хоккею, чтобы болеть за российскую сборную! Пятнадцать лет  назад российскую сборную по хоккею боялись и считались с ней. Сегодня мы возвращаемся в тот формат, когда мы 24 раза становились чемпионами мира, чемпионами Европы и Олимпийских игр. Я думаю, что вполне реально, чтобы наша команда в 25-й раз стала чемпионом мира! Я верю, что завтра мы выиграем у финнов! Шведы выиграют у канадцев, и в воскресенье мы разгромим шведов, как это было под Полтавой, в Петровские времена! У нас самые лучшие условия именно в зимних видах спорта, и особенно - в хоккее! Когда-то мы ворвались на это поприще, разгромили канадцев лет 50 назад. Теперь мы должны снова стать чемпионами мира, и для этого есть все условия! От всей души желаю победы нашим хоккеистам, горячо болею за них и приду вместе с членами фракции ЛДПР поддержать наших хоккеистов завтра и в воскресенье!»17.

      Как видно из приведенных отрывков, речевой  имидж известного политика создается  с использованием стандартных житейских  впечатлений. Жириновский добивается единения с народом, говорит на языке  рядового россиянина. Мечта об отпуске и триумфе хоккейной национальной сборной понятна большинству читателей блога и вызывает симпатию к его автору. Кроме того, болеть за российскую сборную по хоккею – проявление патриотизма. В отрывке используется сравнение возможной в будущем игры со шведами с битвой под Полтавой. Тем самым поднимается имперская тематика. Таким образом, даже в отрывке про хоккей Жириновский, прежде всего, напоминает о своей патриотической позиции.

      В своем дневнике Жириновский не мог  обойти стороной тему переноса памятника  советского солдата в Таллинне: «Конечно, фракция ЛДПР в Госдуме разделяет протестные чувства российской молодежи, в том числе активистов организаций «Наши», «Молодая Гвардия» и молодежных структур ЛДПР. Нам всем больно и неприятно от ситуации, сложившейся вокруг переноса памятника Советским солдатам из центра города Таллинна на военное кладбище. Мы благодарны этим молодым людям за их активность, за верность светлой памяти наших воинов, погибших во время войны. Можно приветствовать то, что новое поколение России хорошо помнит и знает героические подвиги наших солдат, помнит их освободительную миссию. Мы рады, что молодые люди России уже выросли и стали патриотами со своей собственной гражданской позицией. Ведь это не просто могилы людей, к которым всегда относятся уважительно, это могилы погибших солдат, они отдали свои молодые жизни за освобождение Европы от фашизма»18.

      Также, как и Владимир Путин, он вспоминает о великих страницах нашего прошлого: «Это была самая грандиозная, самая  великая Победа. Все жители планеты в безмерном долгу у вас, потому что только благодаря усилиям Советской армии был уничтожен страшный зверь – коричневая чума, фашизм, господствовавший в Европе, покоривший все европейские страны. И единственной освободительной силой была наша Советская армия. Наши русские солдаты и офицеры вынесли основную тяжесть войны, они переломили хребет мощной военной машины фашистской Германии и освободили Европу. Эту славную победу принесли на своих штыках наши советские воины»76.

      Если  президент России предпочитает конкретику, то лидер ЛДПР любит популистские призывы, рассуждения. Жириновский  не заботится о том, чтобы говорить только те вещи, которые он собирается реализовывать на практике. Имея колоссальный опыт, лидер ЛДПР знает, что его избиратели нередко забывают, что он им обещал во время предыдущего электорального цикла.

      В дневнике Жириновского есть, по крайней  мере, одна запись, в которой лидер  ЛДПР играет роль «Порядочного человека»: «Я никогда не пользовался шпаргалками, на экзаменах всегда садился в первые ряды, первым шел отвечать. Считаю шпаргалку самым страшным – это начало всех фальсификаций, первый шаг к мошенничеству и коррупции. Пусть все наши выпускники, которые сегодня пользуются шпаргалками, подумают о том, что потом они придут к врачу, который так же по шпаргалкам учился в медицинском, или попадут в милицию, где их будет допрашивать лейтенант, со шпаргалкой окончивший юридический, попадут в автобус с водителем, который по шпаргалке сдал ПДД. Шпаргалка ничего не дает человеку, абсолютно ничего. Поэтому надо действительно позорить тех, кто прибегает к шпаргалкам, сдавая экзамены в школах или в ВУЗах. Чистота, честность и умение думать своей головой – вот что самое главное. Поэтому я против экзаменов в их привычной форме – только собеседования! На экзамене большую роль играет случайность. Поэтому надо не только шпаргалки запрещать, нужно искать более прогрессивную форму проверки знаний. Собеседование – идеальный вариант, так как оно учит обоснованию своей позиции, а не заставляет бездумно зазубривать цифры и факты. Такие «мертвые» знания тоже никакого результата не дадут»19.

      Владимир  Жириновский, как в публичных  выступлениях, так и в блогах, чаще употребляет местоимение «я», чем «мы», то есть стремится обратить как можно больше внимания читателей на свою персону.

      Важной  составляющей речевого имиджа Жириновского является то, что он может позволить  себе высказаться на любую тему практически  в любой форме. Это «право» Жириновский заслужил в течение своей политической карьеры. В начале 1990-х годов он обещал россиянам райскую жизнь, обливал соком в прямом телеэфире губернатора Нижегородской области Бориса Немцова, выступал с резкими ксенофобскими заявлениями. В итоге в массовом сознании сформировался образ политика, способного на яркие, нетривиальные решения и фразы.

      Жириновский зарабатывает политические дивиденды, выступая с резкими заявлениями  против демократических лидеров, непопулярных в народе. В данном случае он играет роль «Пламенного борца» против демократов, разваливших страну: «Борис Немцов опубликовал свою новую книгу с поэтическим названием «Исповедь бунтаря», на страницах которой открыто рассказал о собственных должностных преступлениях. По его словам, однажды он сознательно подверг опасности жизни нескольких десятков человек и целый город. Признание бывшего губернатора Нижегородской области вряд ли можно считать чистосердечным - скорее оно свидетельствует о его непоколебимой уверенности в собственной безнаказанности»20.

      Жириновский знает, что его конкурентным преимуществом  является дар оратора, поэтому публичные  выступления – любимая форма  политической борьбы политика.

      Речевой имидж Жириновского состоит из следующих  элементов: «Патриот», «Простой человек», «Пламенный Борец». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

      Неотъемлемая  составная часть политического  имиджа, да и просто имиджа любого человека – ораторское искусство. Жириновский  – корифей этого сложного мастерства. Его речи играют решающую роль на выборах, они искрометны и эмоциональны.

      Жириновский подчеркнуто выступает не от себя, а от группы людей (думской фракции, партии ЛДПР либо недовольных законом  о страховании людей) – речь его  наполнена местоимением «мы» и безличными модальными глаголами «надо» и «нужно» («Вот мы были», «что мы делаем?», «мы уже даже не можем», «надо все страховать», «надо, чтобы все понимали», «надо прекратить вывозить сырье», «об этом же нужно тоже думать»). Цель произнесения этих словосочетаний легко достигается – создается впечатление, что Владимир Вольфович действительно только посредник между Думой и народом, ясно и четко диктующий, что надо делать. Оратор заканчивает свои речи на пафосно-трагической ноте.

      Гиперболизация  последствий служит, естественно, для  убеждения, для подтверждения того, что их предложения действительно крайне важны для страны.

      Жириновский очень резок и эмоционален. С  одной стороны, он подтверждает свой имидж «такого, как все», выходца  из простого народа, а с другой –  то и дело задает риторические вопросы, иногда громко выкрикивая их («А наезжать на человека не тяжело?!», «Кто заплатит?», «А мы что даем?»). Он спекулирует статистикой жертв ДТП, абортов, размерами страховых выплат Соединенного Королевства, превращая цифры в повод для обличения всей системы автострахования. Его речь почти не содержит политических и научных терминов, не включает в себя цитат и ссылок на авторитеты. Она не адресована разуму, а вызывает эмоциональный отклик (раздражение или, наоборот, горячее одобрение).

Список  использованной литературы

 
  1. Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М: Сократ, 2006
  2. Гордеева М. Н. Речевой портрет и способы его описания http://www.hqlib.ru/st.php?n=10
  3. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. - М: АЛКИГАММА, 2009.
  4. Иссерс О. С. Что говорят политики, чтобы нравиться народу/ http://www.philology.ru/linguistics2/issers-96.htm
  5. Институт социального анализа: В. Жириновский./ http://copy.yandex.net/?text=%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%2C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BD%D0%B5%D1%82%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D1%83%D1%82%20%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%2C%20%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B4%D1%83%D0%BC%D1%83%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%2C%20%D0%B8%20%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BD%D1%83&url=http%3A%2F%2Fwww.er-duma.ru%2Fcontent_files%2F28127.doc&fmode=envelope&lr=62&mime=doc&l10n=ru&sign=0f4c2d34efe16b523ed6123f3011e551&keyno=0
  6. Кретов Б. Е. Средства массовой коммуникации – элемент политической системы общества. – М.: Инфра, 2008.
  7. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М: Юнити-Дана, 2008.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
  9. Мучник Ю. М. Жанровые особенности современного российского телевидения/ http://portal.tpu.ru/departments/otdel/publish/catalog/2010/metod_2010/avtor/janr_osobennosti_zachita.pdf
  10. Политика: Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира Жириновского/ http://nabiraem.ru/blogs/politics/10928
  11. Речевое воздействие/ http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVOE_VOZDESTVIE.html
  12. Речевая коммуникация/http://fictionbook.ru/author/oskar_yakovlevich_goyihman/rechevaya_kommunikaciya/read_online.html?page=4
  13. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования/http://shelestiuk.narod.ru/publications/Shelestiuk_Rechevoye_Vozdeistvie_1-1.pdf
  14. Шикарева Е. Е. Имидж политической деятельности: основные характеристики, классификации, этапы формирования/ http://academicon.ru/publ/psihologic/shikareva_e_e_imidzh_politicheskogo_dejatelja_osnovnye_kharakteristiki_klassifikacii_ehtapy_formirovanija/1-1-0-104
  15. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. - М: Инфра, 2007

Информация о работе Анализ речевого имиджа Жириновского