Анализ речевого имиджа Жириновского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ речевого имиджа политика на примере В. Жириновского.
В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
- рассмотреть речевое воздействие и речевые стратегии;
- изучить особенности формирования речевого имиджа политика;
- провести анализ имиджа политического деятеля;

Содержание

1. Речевой имидж как средство создания образа политика 4
1.1. Речевое воздействие и речевые стратегии 4
1.2.Особенности формирования речевого имиджа политика 7
2. Анализ речевого имиджа политика (на примере речевого имиджа В. Жириновского) 17
2.1. Анализ имиджа политического деятеля – В. В. Жириновского 17
2.2. Эффективность речевого имиджа лидера ЛДПР Владимира 19
Жириновского 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ речевого имиджа Жириновского ОО.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

      Анализ  содержания речевого имиджа политика в целом заставляет предположить следующее: основные концепты (власть, народ, реформы, благосостояние, экономика, кризис и др.) и положительная оценка будущего (в перспективе которого - решение большинства проблем) оказываются относительно постоянными величинами в текстах. Модель прошлого строится под знаком объективности, поскольку задается необходимостью обсуждать лишь свершившиеся факты. Что касается реализации модели настоящего, то здесь заметны две тенденции. Одна состоит в том, что действующие политики представляют ее в целом позитивно. Их выступления отличаются оптимизмом и изобилуют информацией о достигнутых результатах и свершениях разного рода. Другая тенденция прослеживается в текстах оппозиционеров, которые в большинстве случаев выбирают критическую, негативную модальность при описании действительности.

      Самым интересным объектом из пяти выделенных являются лозунги. Они позволяют  политику быть содержательно узнанным и отличным от любого из своих оппонентов. Особенно функция лозунга актуализируется в предвыборных кампаниях, где этот жанр оказывается одним из ведущих.

      Коммуникативная составляющая играет не меньшую роль в формировании речевого имиджа политика. Очень часто его оценивают, имея в виду следующие категории: «умеет или не умеет говорить»; «читает по бумажке» или готов вступить в диалог; «врет или говорит правду»; агрессивный, властный или либеральный, «мягкий».

      Модель  речевой коммуникации «говорящий –  слушающий» по отношению к политической сфере общения преобразуется  в более сложную, двумерную: «политик - оппонент» и «политик - народ (население)». Политик обращается именно к этим двум адресатам. Причем народ оказывается в данной иерархии на первом месте и, всегда оценивается положительно. Оппонента же можно назвать навязанным адресатом. Отношение к нему если не отрицательно, то, по крайней мере, критично, поскольку оппонент - соперник политика в борьбе за главного адресата - население. Для речевого имиджа публичного деятеля важно, какие образы двух обозначенных адресатов формируются в его текстах10.

      Важной  составляющей речевого имиджа политика будет и набор его речевых  характеристик. Рассмотрим каждую из них  в отдельности. Первая из них - монологичность/ диалогичность как предпочтительный режим, который выбирает для себя политик в большинстве случаев. Аудиторией, безусловно, положительно оценивается ориентация на диалоговый режим общения.

      Подчиняясь  фактору престижности диалога, специалисты  используют прием, который состоит  в имитации диалога в текстах  программного содержания. Цель этого  приема - продемонстрировать, что политик умеет говорить с народом на понятном ему языке, доступно излагая экономические и политические идеи.

      Еще одной коммуникативной характеристикой  политика являются его предпочтения в сфере речевых жанров. В своей  работе Т.В. Шмелева выделяет, в частности, четыре жанровых типа в зависимости от цели высказывания:

      1) информативные, цель которых - различные операции с информацией, ее проявление или запрос, подтверждение или опровержение;

      2) императивные - они устремлены в  мир реальных действий, а существо их сводится к указанию на характер осуществления неосуществленных действий автором, адресатом;

      3) оценочные – с коммуникативной  направленностью в пространство  оценок;

      4) этикетные, цель которых - обращение  к миру отношений, предусмотренных этикетом данного общества11.

      Кроме уже перечисленных параметров речевого поведения, избиратель вольно или невольно обращает внимание на коммуникативные удачи и неудачи публичного деятеля. Они связаны с правилами речевого поведения, предписанными к выполнению любому члену данного национального языкового коллектива.

      Заметно нарушается в политике правило –  «говори правду, будь искренен и  правдив». Значимость концепта «правда» исключительно велика в русской языковой картине мира и переходит в требование, предъявляемое к политику со стороны электората.

      Коснемся  языковой нормы речевого имиджа политика. Для многих политиков главным  признаком правильной речи служит чувство  «вкуса», то есть интуиция и субъективное ощущение. Однако это весьма ненадежные советчики. Самыми надежными ориентирами служат современные толковые, фразеологические, синонимические словари, словари иностранных слов, энциклопедические словари, которые помогают сделать язык наиболее адекватным средством общения, отражающим социально-эстетические взгляды на слово, завоевать сердца людей с помощью речевого имиджа. Достаточно вспомнить выступления таких косноязычных политиков как Леонид Брежнев и Виктор Черномырдин.

      Заслуживает внимания принцип целесообразности, выдвигаемый в качестве основного критерия языковой нормы речевого имиджа. «Красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и облегчают переход мысли из головы говорящего в голову слушающего. Такой подход к норме представляется весьма убедительным, так как отвечает высшей цели оптимального вербального имиджа политика. Необходимо подчеркнуть, что сам принцип целесообразности рассматривается по-разному. Во-первых, это целесообразность, эффективность языковой формы для понимания слушателем высказывания вообще, а во-вторых, - пригодность этой формы, оправданность ее в данной, конкретной речевой ситуации»12.

      Несмотря  на количественное преобладание некоторых  новых форм рекомендуется отдавать предпочтение традиционным вариантам. Норма - это не только социально одобряемое правило, но и правило, закрепленное реальной речевой практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы, которое подтверждается словоупотреблением ученых, писателей, образованной частью общества.

      Важным  этапом в формировании речевого имиджа, развитии ораторского искусства является соответствующий отбор того материала, который содействует восхождению личности по ступеням вербального развития. Политику необходимо создавать ситуации в общении, способствующие свободным высказываниям, дискуссиям, диспутам, которые обусловливают коллективное мышление, поиск истины, разрешение проблемы методом обсуждения ее разнообразных аспектов, выработку общего мнения. Особое место в вербальном общении занимает выявление и поощрение политиком потенциальных возможностей собеседника. Умение говорить доброжелательно и убедительно обладает притягательной силой и создает условия для возникновения взаимоотношений с людьми, основанных на взаимной симпатии, необходимой для благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

      Немаловажное  значение в речевом имидже имеет  выбор модальности (то есть отношения  к тому, что говорится, а также  отношения к самому говорящему, к  содержанию высказывания). Модальность  может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и т.д. Она выражается специальными формами наклонений, интонаций, модальными словами (например, «возможно», «необходимо», «должен»)13. Сегодня не хватает учтивости в общении. Политикам рекомендуется чаще использовать изысканные формы вербального общения, сослагательные наклонения в деловых беседах, дискуссиях, переговорах, чтобы развивать позитивный речевой имидж. Следует отметить, что неточная модальность, приказной тон, понукание могут исказить речь говорящего, родить прямо противоположное отношение к высказываемой мысли.

      Следующим этапом в формировании речевого имиджа можно назвать стремление избегать в речи тавтологических сочетаний, например, таких: «моя автобиография», «апрель месяц», «мемориальный памятник», «мемориал памяти», «сегодняшний день», «первый пионер», «смелый риск», «броский эффект», «маршрут движения» и т.д.

      Вместе  с тем риторика строится на технологии ораторского искусства, овладения  мастерством речевого общения. Риторика учит говорить красиво. Нередко бывает так, что человек судит разумно, но внятно изложить свои мысли не может. В настоящее время это одна из проблем человеческого общения. Красноречие украшает личность политика, эффективно служит имиджу. Даже любое удавшееся речевое событие приносит удовлетворение, радость. Главное в речевом общении следует знать, что сказать, где сказать и как сказать. Самое полезное в жизни - совершенствовать свое познание и разум, и в этом состоит основа формирования оригинального и интересного вербального имиджа.

      Язык - хранитель культурного наследия прошлого, живое предание, передающееся от поколения к поколению, свидетельство бессмертия и гения народа. Необходимо постоянно работать над углублением своих знаний языка, учиться отбирать новые для себя, яркие, образные слова и выражения, пытаться раскрыть их значения. Однако ошибочно предполагать, что красноречие сводится к богатству лексики и разнообразию художественных приемов, без этого не бывает блестящего речевого имиджа. Во многих случаях он объясним индивидуальностью таланта и способностей личности. Незаурядные, мудрые, духовно богатые личности владеют волшебной властью речевого общения. Их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса проникают в души людей, управляют эмоциями, возбуждают добрые чувства. Сила их речи состоит в умении выразить многое в немногих словах14.

      Оратором  можно и не состояться, но политик  обязательно должен иметь привлекательный  речевой имидж в деловом общении. Важно постоянно следить, чтобы разговор с собеседником был содержательным. Вместе с тем не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого, говорили в древности, напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном. Нередко в вербальном общении наблюдаются случаи, когда человек много знает, эрудирован, но не умеет общаться, быть приятным собеседником. Но еще сложнее общаться с человеком общительным, но склонным к насмешливости, забавляющимся злыми розыгрышами, не заботясь о дурных последствиях для своего собеседника. Речевой имидж такого человека вряд ли можно назвать притягательным.

      Итак, существуют десять заповедей оптимального речевого общения, способствующего легко и красиво выражать свои мысли, непринужденно и гармонично вести диалог:

      1) Изъясняться правильным языком, соответствующим общепринятым языковым нормам.

      2) Принимать во внимание сферы общения (коллеги, конференция, телестудия и т.д.). Недопустимо в разных сферах говорить одним стилем. Избегать однообразия в речи.

      3) Не быть многословным. Конкретно формулировать свои предложения, делая доступной для всех их конструктивность, новизну.

      4) Изъясняться понятным, красочным языком.

      5) Уметь выслушать оппонента. Политик, не способный слушать других, ограничен в своих возможностях эффективно работать над собственным речевым имиджем.

      6) Доказательно и четко выражать свои мысли.

      7) Быть сдержанным в жестах.

      8) Уважать мнение оппонента. Присоединяясь к мнению других. не повторяться, желательно мотивировать свое речевое действие.

      9)Удерживать внимание слушателя, не злоупотреблять паузами в речи.

      10) Использовать эмоциональные средства воздействия.

      Соблюдение  этих требований снимает проявления зажатости, закрепощенности в общении, налаживает гармоничные взаимоотношения между людьми, создает благоприятный имидж собеседнику. 
 

2. Анализ речевого имиджа политика (на примере речевого имиджа В. Жириновского)

2.1. Анализ имиджа политического деятеля – В. В. Жириновского

 
 

      Основное  требование к хорошо разработанному имиджу: он должен быть приемлемым для политика, то есть, имидж должен производить на избирателей впечатление естественности поведения, и лидер с таким имиджем должен вызывать у избирателей чувство доверия. Поэтому в начале своей политической карьеры Владимир Жириновский активно использовал имидж «среднего россиянина», «такого как все», человека, получающего 200 рублей в месяц, живущего в двухкомнатной квартире.

      Для поддержания своего имиджа Жириновский  использует эпатирующие публику, нередко  скандальные акции, например, всем известные драки прямо во время думских заседаний или во время политических ток-шоу. Причем скандальную репутацию он начал создавать с самого начала своей политической карьеры. Так, в октябре 1995 г. в ходе обсуждения Семейного кодекса на пленарном заседании Госдумы Владимир Вольфович заявил, что не будет против, если все матери-одиночки России, успевшие родить до выборов 17 декабря, дадут своим детям его фамилию. «Я готов усыновить всех», – заявил лидер ЛДПР15.

      С годами жанровая основа выступлений Жириновского не изменились. Хэппенинги, инсталляции, эпатаж, скандалы, таскание за волосы – и ничего принципиально нового. Разве что внедрение в сферу шоу-бизнеса: теперь мы видим Владимира Вольфовича то на обложке компакт-диска с собственными песнями, то в различных шоу. А, встречая Новый Год, миллионы телезрителей увидели главного либерального демократа страны в костюме бэтмена (обратите внимание, строго положительного героя, борца со злом) в компании с группой «Отпетые  мошенники».

      Самую главную роль в продвижении имиджа Жириновского (после самого политика) сыграли средства массовой информации. Свою первую избирательную кампанию Владимир Вольфович буквально «провел» на телеэкранах – его обращения к избирателям, содержащие обещания обеспечить каждую женщину «мужиком», а каждую семью – «коровой или научными приборами», обеспечили ему высокий рейтинг и второе место (после непобедимых тогда коммунистов) на выборах в Государственную Думу.

Информация о работе Анализ речевого имиджа Жириновского