Специфика шиизма. Шиитское сектантство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение религиозного сектантства в Иране в 18-19в.
Задачи данной курсовой работы заключается:
-изучить специфику шиитского сектантства;
-рассмотреть секты входившие в шиитское сектантство;
-изучить бабидское движение в Иране.

Содержание

Введение
Глава I : Специфика шиизма. Шиитское сектантство.

Глава II : Бабидское восстание.

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяя.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение                                                                              

Глава I : Специфика шиизма. Шиитское сектантство.   

 

Глава II : Бабидское восстание.                                        

 

Заключение                                                                         

 

Список используемой литературы                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Курсовая работа посвящена изучению религиозных сект в Иране 18-19 века. Религиозные секты в Иране до середины XIX в. являлись идеологическим отражением недовольства широких народных масс.  При этом идеология многих шиитских сект была связана с идеей скорого пришествия двенадцато­го имама Махди, который должен избавить народ от несправедливостей и притеснений.

Актуальность исследования заключается в определение   роли религиозного сектантства в Иране в  18-19 веке и что способствовало  образованию различных сектантств. Мы в работе выделили шиитский ислам и его секты. А так же нам было рассмотрено Бабидское восстание 1848-1852 гг.

Хронологические рамки работы охватывает период с 18 середины 19 века.

Целью нашей работы является изучение религиозного сектантства в Иране в 18-19в.

Задачи данной курсовой работы заключается:

-изучить специфику шиитского  сектантства;

-рассмотреть секты входившие  в шиитское сектантство;

-изучить бабидское движение  в Иране.

Для подготовки  работы были использованы следующие источники:

«Хрестоматия по истории Древнего Востока» составленная Кростовцевым М.А.1 В хрестоматию включены документы из юридических актов, государственных договоров, сочинений хронистов, путешественников, писем современников и других источников.

Хрестоматия по «Новая история Ирана »1 Данное работа содержит отрывки из документов и фрагменты отечественных и зарубежных исследований, посвященных истории Ирана в Новое время. Рассматриваются вопросы внутриполитического развития Ирана, проблемы социально-экономического развития. Хрестоматия предоставлена для ознакомления в неполном варианте.

Также бала использована  книга переведенная на русский язык Прозоровым С.М. 2 Издание содержит историю шиитского толка в исламе, структуру шиизма .В работе дана характеристика автора сочинения ал-Хасана ан-Наубахти как одного из видных историков и идеологов шиитского движения конца IX в.

Статья «Баб и Бабиды» Казем-Бек Мирзы 3 .В данной статье  говориться о бабизме. Автор считает что ни кто не может повлиять на историю ислама, что надо двигаться вперед несмотря не на что.

Среди использованной литературы особо стоит отметить “Историю Религии Востока»4   под ред. Васильева Л.С.  В главе 2 посвященной религии Востока мы увидели значение шиитского сектантства в Иране. Автор придерживается того что в Иране на данном этапе было образована множество сектантств шиитского течения. Он даже рассматривает самые известные секты: исламисты, зейдиты.

Также мы использовали его работу “История Востока» 1.

 В этой книги  автор выделяет  экономическое и социальное развитие  Ирана, его политику. Еще в данной  книги можно выделить религия  и какие течения присутствовали  в Иране в 18 веке.

 В книге Большаков О.Г. «История  Халифата» 2 .В этой книги можно увидеть как сохранялось сознание единства старой гвардии ислама, сподвижников пророка, возглавлявших армию и административный аппарат государства; это единство, обеспечивавшееся сознанием общей причастности к первоисточнику истинной религии и истовостью веры, определяло беспрекословное повиновение халифату.

По вопросу изучения Бабидского восстания мы опирались на работу  Иванов М.С.«Антифеодальные восстания в Иране в сер.19в»3 . В этой книги говориться  о наиболее известном бабидском восстание под предводительством  Баба (Сейида Али Мухаммада Ширази).Автор книги в подробностях описывает государство антифеодального Ирана.

Также расстреле его книгу «Бабидское восстание в Иране (1848-1852)»4.  Иванов в данной  книге открывает представление о Бабизме. Он в мельчайших подробностях рассказывает о последователи бабы т.е.Али Мухаммеде его написанном учение «Беян» и восстаниях сопровождающихся религиозным характером.

Также при написание данной работы опирались на работу

Беляева Е.А. «Мусульманское сектантство»1 ,Гибба Х.А.2 , Ионесяна Ю.А. 3, Базиленко В.4 и др.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Специфика шиизма. Шиитское сектантство.

 

Ислам возник в Западной Аравии, основателем которого считается житель Мекки Мухамед. Он объявил себя посланником бога -Аллаха, который продиктовал ему свою волю. Мухамед призывал всех верить только Аллаху и вести праведную жизнь. 1 Это учение сначала не поддерживали арабы. Но впоследствии ислам становиться религией всех арабов. После смерти Мухаммеда, в исламе происходит раскол.

   Одним  из направлений  которого  был шиизм.   
Шиизм или шиат Али /партия Али/ (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев) - это течение в исламе ,постулатом которого является признание единственно законным приемником пророка Мухамеда является только Али и его приемники. 2

Возникнув как политическая оппозиция, партия сторонников Али, после приобрела характер религиозно-сектантского движения, противостоявшего ортодоксальному направлению суннитов. В основе доктрины шиитов лежал тезис об исключительном праве потомков пророка на власть над правоверными. Шииты воспринимали пророка прежде всего как отмеченную Аллахом личность, наделенную сакральной благодатью и в силу этого призванную не только управлять, но и передать эту благодать своим потомкам. Для шиитов важна была святость не только Мухаммеда, но и Али, чей авторитет базировался как на родственной близости к пророку, так и на качествах.  
   В шиизма сложилось представление о святых имамах .Суть учения в том, что предводителем правоверных может быть лишь имам из числа потомков пророка, точнее –из числа алидов, т. е, потомков Али. Обычно шииты насчитывают всего двенадцать святых имамов, должность и благодать которых передавалась по наследству от Али через Хасана, Хусейна, их детей и внуков, вплоть до некоего Мухаммеда. Который является двенадцатым имама и играет большую роль в верование шиитов1.

Сектантство в шиизме получило большое распространение. Так как шиизм находился в подполье, контакте между отдельными его общинами были очень трудными, так что многие группировки были фактически изолированы друг от друга и их религиозная жизнь могла  порождать новые верования и идеи. Видимо еще здесь играла роль принятия у шиитов практики такыйи, заключавшуюся в том, что в случае преследования за веру шииту разрешалось скрывать свою истинную религию, притворяясь правомерным суннитом. За всем этим  могли скрываться своеобразные сектантские  новообразования.

Как уже говорилось, шииты были имамитами,  т. е. они верили в то, что в будущем должен вновь появиться на земле один из ранее живших имамов, который и восстановит попранную суннитами справедливость .

 В сознании участников движения  это ожидание связывалось с  надеждой на ликвидацию социальной  несправедливости и всех зол  в условиях рабовладельческого  и феодального устройства. При  этом социальные группировки, не  принадлежавшие к эксплуатируемым  низам, по-своему понимали установление  справедливых общественных порядков, толкуя их в выгодном для  себя направлении. Во всяком случае  различные шиитские группы и  секты объединялись общим для  всех ожиданием появления махди-имама.

Но все же в  шиитском сектантстве выделяют два  основных направления: крайние и умеренные секты. 

Крайнее течение в шиитском исламе представ­ляли многочисленные секты и ответвления, получившие наименование гулат1(«придерживающиеся неумеренных взглядов»). Их «неумеренность» прежде всего выражалась в обожествлении Али и его потомков. В исламской «ересиографической» литературе о них писали: «(Они) проявляли чрезмерность в отношении своих имамов настолько, что вы­водили их за пределы естественности и судили о них понятиями божественности. То они сравнивали кого-нибудь из имамов с Богом, то сравнивали Бога с людьми, впадая в две крайности — преувеличение (человека) и умаление (Бога)»2. В среде крайних шиитов появились идеи о присущих имамам сверхъестественных свойствах, о «скрытом» состоянии имамов и их возвращении к верующим с миссией спасения, о «пророческих» знаниях имамов, о переселении душ и другое.

Взлет активности крайних шиитов пришелся на VIII в., время нестабильности и династических кризисов в халифате. По преимуществу они действовали на территории Ирака — колыбели древнейших цивилизаций, где укоренились синкретические верования. Это обусловило в определенной степени пестроту и эклектичность религиозно-политических представлений «крайних» шиитов.

Среди крайних также большое значение занимает секта исмаилитов. Она появляется в 8 в. благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Исмаилитам с самого начала были свойственны учение о воплощении божества в пророках и имамах, культ обожествлённого имама Али, вера в переселение душ, собственная обрядность и т.д.1

Доктрина исмаилитов состоит из общедоступного, внешнего (захир) учения и "скрытого" (батин)2, доступного только посвященным. Отсюда исмаилитов всех направлений называли вагинитами (с X в.). Основными целями создание этой секты были ответственность и справедливость. Проповедники исмаилизма распространялись далеко за пределы Каирского царства.

Среди умеренных шиитов можно выделить две группы значимых сект, это Шииты-двунадесятники и зейдиты. Шииты-двунадесятники -направление в исламе , преимущественно распространенное в Иране и Ираке. Его сторонники признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али, одного из ближайших соратников пророка Мухаммеда Они верят, что двенадцатый имам исчез в малолетнем возрасте в 873—874 гг. Это так называемый Скрытый имам, возвращения которого в качестве мессии (Махди) шииты-двунадесятники ожидают1 .

Зейдиты- общее название религиозно-политической группировки, признавшей  имамат Зейда ибн Али, наиболее «умеренная» ветвь шиитского ислама.

Выделение зейдизма из общего русла шиитского движения произошло в 30-е годы VIII в., когда часть шиитов поддержала стремление Зейда — правнука Али ибн Абу Талиба и праправнука Пророка Мухаммеда — мечом доказать свое право на имамат2.

В вопросах догматики зейдиты заняли позицию, наиболее лояльную к суннитскому исламу. Так, признавая, что имам (глава общины) должен быть из рода Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой Алид, открыто выступивший с оружием в руках. Они также допускали одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах. Многие авторы считают зейдизм посредствующим звеном между шиизмом и суннизмом.

Вполне понятно, что идеологическое обоснование династических претензий и связанной с ними борьбы за власть осуществлялась при помощи отстаивания догматических и культовых тонкостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе.

 

В данной главе мы рассмотрели специфику шиизма и шиитское сектантство. Выделили основную догматику шиизма, его учения. Так же рассмотрели два направления шиитского сектантства: крайние ( гулат и исламисты) и умеренные (шииты-двунадесятники и зейдиты). Увидели их догматику учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II:Бабидское восстание в Иране (1848 -1852)

 
В средние века Иран был одним из крупнейших государств Азии. К началу нового времени иранское государство, расположенное, на важных стратегических и торговых путях Среднего Востока, объединенное под властью династии Сефевидов, переживало период экономического и культурного подъема, но с конца XVII в. он сменяется полосой упадка.

В 1722 г. в Иран вторглись афганцы, оккупировавшие большую часть его территории. Борьбу за изгнание афганцев возглавил талантливый полководец Надир-хан. Афганцы были изгнаны из Ирана. В результате завоевательных походов Надира, на короткое время возникла обширная держава. Однако это непрочное объединение рухнуло сразу же после убийства Надира в 1747 г 1.  Собственно Иран распался на несколько феодальных владений, враждовавших между собой.

К концу 18— началу 19 в. Иран был ослабевшим и раздробленным феодальным государством. Более половины населения собственно Ирана составляли различные иранские племена, свыше четверти — азербайджанцы. Кроме того, в Иране проживали туркмены, арабы, курды и др. Около трети населения страны вело кочевой образ жизни. Уровень социально-экономического развития различных частей страны был неодинаков. Особенно отсталыми были обширные районы обитания кочевых племен.

Информация о работе Специфика шиизма. Шиитское сектантство