Радио: специфика и аудитория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Средства массовой информации это особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения не известному и не определенному количественно получателю информацию), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом.

Содержание

Введение
1. Общее представление о средствах массовой информации
2. Особенности речевого общения на радио и телевидении
3. Принципы организации речевой коммуникации на телевидении и радио
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Радио специфика.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

Факультет философии  и культурологии

Кафедра реклама

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Массовые коммуникации и медиапланирование»

на  тему «Радио: специфика и аудитория»

 

 

Выполнил студент: Завалина Ирина Олеговна

Группа РекД-41

Направление подготовки

Реклама и связи  с общественностью

 

Проверил преподаватель: Тимшин Вадим Алексеевич

 

Дата сдачи  на проверку 19.09.12

Оценка:__________________

 

 

 

Киров

2012

 

Содержание

 

Введение

  1. Общее представление о средствах массовой информации
  2. Особенности речевого общения на радио и телевидении
  3. Принципы организации речевой коммуникации на телевидении и радио

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Средства массовой информации это особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения не известному и не определенному  количественно получателю информацию), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, способность (в определенных пределах) вызвать изменение этой ситуации – с другой.

Радио охватывает большую аудиторию, нежели другие СМИ (печатные издания, ТВ). Это объясняется  доступностью: люди слушают его, просыпаясь, по пути на работу, а некоторые и в офисе. Многие имеют портативные приемники FM-диапазона, автомагнитолы. Кроме того, радио не требует эффекта "полного присутствия". Вы можете заниматься чем угодно и слушать при этом музыкальную радиостанцию, а значит, и рекламные блоки. В течение суток состав аудитории существенно варьируется, поэтому достигается наибольшее количество контактов слушателей с радиоинформацией. Огромное преимущество радио в том, что его слушают и утром, и днем, и вечером. Здесь смещается традиционное понятие прайм-тайм.

Для того чтобы  понять специфику радио речи, нужно  рассмотреть особенности взаимодействия между выступающими по радио и  аудиторией этих средств массовой информации.  
1. Общее представление о средствах массовой информации

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино).

Применительно к радио можно говорить, о триаде: устная речь, естественные звуки (шумы), музыка.

 

2.Особенности речевого общения на радио и телевидении

 

Анализируя  особенности общения по радио  и телевидению, необходимо выделить два ключевых момента: 1) влияние  характера радио аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.

Психолог А. А. Леонтьев отметил такие особенности  радио аудитории, с которыми не сталкиваются ораторы в живой аудитории.

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, опираясь на их реакциею. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано.

Во-вторых, радио публика не просто рассредоточена в пространстве – она рассредоточена «психологически». Люди становятся радио аудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио публичное выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей.

В-третьих, аудитория  радиовыступления практически не поддается  «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Поэтому вступление должно не только «привлекал» внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек обычно слушает радио в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстраненности, а с другой – доверительность, неофициальность.

В-пятых, аудитория  радио гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей / зрителей.

Таким образом, аудитория, с которой, имеет дело выступающий по радио, определяет особые требования к его речевому поведению.

Не менее  важным социально-психологическим моментом является то, как воспринимают самого выступающего слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающий. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация.

Радио чаще всего  работает "в фоновом режиме": его звучание образует фон, на котором  человек занимается каким-то другим делом - готовит еду, управляет автомашиной, работает в офисе. Поэтому сложные логические аргументы в радиорекламе воспринимаются плохо, рассказ должен быть максимально простым и эмоциональным. Эмоциональность речи нужна для того, чтобы между радио-диктором и слушателем на эмоциональном уровне установился положительный межличностный контакт. Тогда происходит психологический эффект переноса симпатии к диктору на то, что он говорит.

Между восприятием  образа выступающего и воздействием его сообщения обнаружена следующая  связь: если у аудитории складывается положительный образ коммуникатора, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.

 

3. Принципы организации речевой коммуникации  радио

 

Обращаясь к  собственно речевому поведению на радио  и телевидении и принципам  его организации, важно помнить следующее:

  1. Нельзя повторять дважды только что сказанное в эфире, следовательно, необходимо ориентироваться на первоначальное восприятие текста аудиторией, так как «вторичного» восприятия из эфира быть не может;
  2. Cлушателями вашего выступления будут люди: разных возрастов, профессий, разного культурного уровня и интересов;
  3. Речь должна быть конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону.

Для достижения максимального эффекта от вещания по радио, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи.

Принцип разговорности.

  • Экономное использование лексики

Восприятие  устной речи затрудняется при лексической  перегруженности. Удачное сравнение, метафора или намек могут сделать  больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство.

  • Четкая структурная организация выступления.

Актуальность  принципа диалогизации речи по радио  определяется тем, что выступающий  воспринимается публикой прежде всего  как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его выступления и возможность поддержания внимания и интереса.

Принцип интимизации. Интимизация снижает официальность  общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная экспрессивная лексика, разговорная фразеология.

Тем не менее  для человека, не имеющего большого опыта выступления по радио, знание таких принципов может оказать  существенную помощь при подготовке к выходу в эфир.

 

Заключение

 

Можно много  говорить о радио, которое является самым доступным, оперативным источником информации. В наши дни, несмотря на большие шаги видеотехники, радио еще не собирается уступать свои позиции в эфир.

Радио речь является конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организованна по типу неофициальной беседы. Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личности ориентированности общения.

Вместе с  тем такое сочетание не может  не быть противоречивым, задавая внутреннюю конфликтность речи, в чем так же нужно отдавать себе отчет. Противоречие возникает, с одной стороны, между реально существующим односторонним контактом выступающего перед микрофоном со  слушателями и необходимостью при этом имитировать двусторонний контакт; а с другой – между заранее подготовленным письменным текстом и устной формой его воспроизведения: речевой поток, который должен восприниматься как спонтанный, на самом деле таким не является.

Все эти характеристики обусловлены социальной ориентированностью радиовещания. От публичного выступления по радио ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой — доверительность, неофициальность при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы того достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи.

 

Список литературы

 

  1. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации /О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 272с.
  2. Культура русской речи /Под ред. Проф. Л.К. Груадиной. – М.: НОРМА-ИНФРА-М,1998. – 560с.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. – М.: ПРИОР. 2002.
  4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности /А.П. Панфилова.- СПб. Знание 2001.
  5. Печепцов Г.Г. Теория коммуникации /Г.Г. Печепцов. М 2001
  6. Русский язык и культура речи /под редакцией В.И. Максимова – М Гардарики 2001
  7. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации /Ф.И. Шарков – М 2003- 248с



Информация о работе Радио: специфика и аудитория