Скандинавские саги о религии викингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:21, реферат

Краткое описание

В последнее время среди молодежи все более модным становиться этнический стиль: это не только одежда, внешний вид, но и музыка, образ жизни. Многие ходят заниматься в исторические клубы, где занимаются реконструкцией быта прошлых времен. Наибольший интерес вызывают времена древних славян и соответственно скандинавов, то время, когда славяне «призвали к себе варягов».

Содержание

1. Введение 3
2. Общая информация о викингах 3
3 Скандинавские саги о религии викингов 4
4. Пантеон религии викингов 6
5. Строение мира и его конец по религии скандинавов (викингов) 6
6. Отношения между людьми, проекция на реальную жизнь. Люди и боги. 8
7. Подземный мир 10
8. Символы (культ) скандинавской мифологии. 11
9. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

история религии.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

    Верховный бог пантеона — Один, далее идут двенадцать верховный богов, которые являються ваннами и асами.  Далее по величию: гиганты, темные альвы (гномы) и другие существа. 

    Строение  мира и его конец  по религии скандинавов (викингов).

    Представление скандинавов о том, как начинался  мир и каким будет его конец, в источниках выглядит следующим  образом:

    Из  источников становится ясно, что после  творения пространства, наступил черед сотворения времени. Время в архаических обществах измерялось по движению светил, и боги стали искать в окружающем их наполовину хаотическом мире материал для сотворения небесных тел. «Старшая» и «Младшая» Эдда по-разному трактуют происхождение светил.

    По  данным «Прорицания Вёльвы» первоначальный хаос уже включал небесные светила, боги не создают светил, они только упорядочивают их размещение и пути.

    Для мифологии смена дня и ночи — это не простое течение времени. Ночь — опасное и запретное время суток. Об этом свидетельствует и само происхождение ночи.

    Земля и день также возникают из Хаоса, но этот Хаос — не мировая бездна, пустота, а Мировая Тьма, Ночь. Боги не создают дня и ночи, но упорядочивают их смену: Один дал Ночи и Дню двух коней и две колесницы и послал их на небо, чтобы они каждые сутки объезжали всю землю.

    Для мифологического сознания время  было конечно и одновременно циклично. Поэтому неудивительно, что Один хотел раскрыть тайну о грядущем конце мира. К этим же тайнам подбирается  Гюльви. Он спрашивает о том, почему дева Солнце так быстро мчится в своей колеснице, будто спасается от самой смерти. И действительно ее преследуют два чудовищных волка; одного именуют Обман — и он перед гибелью мира настигнет Солнце. Имя другого — Ненавистник, и он в конце времен схватит Месяц.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    __________________________________________________________________

    Пантеон - совокупность всех божеств в какой-нибудь политеистической религии

    Таким образом по мифологии можно сделать  следующие выводы:

    1) Мир был сотворен благодаря  взаимодействию противоположных  стихий — жара и холода, но вместе с гармонией, созданием правильных форм пространства и равномерного течения времени, боги-творцы привнесли в этот мир смерть и разрушение. Ведь мир сотворен из тела убитого великана — злобного, но не совершавшего преступлений первобытного существа. Мир, основанный на крови (пусть она и превратилась в мировой океан), обречен на конечную гибель — ее ждут и страшатся боги и люди.

    2) Имир не был просто убит  — он стал жертвой, которую,  расчленили по определенным правилам, чтобы из хаоса — нерасчлененного и чудовищного — создать космос.

    Смысл первой жертвы — Имира — заключался в том, что этот чудовищный великан  был все же человекоподобным существом. Созданный из его тела мир был  понятен людям.

    3) Первоначальный мир представлял  собой подобие геометрической фигуры, ориентированной по сторонам света; земной круг, четыре стороны которого были приподняты в качестве опор, оказывался одновременно и квадратом. Эта геометрическая фигура, воплощающая космос, — космограмма — свойственна мифам о строении космоса (космогоническим мифам) многих народов: в Индии такую фигуру называют мандалой. Подобное символическое сочетание простейших геометрических фигур, обозначающих космос, не случайно. Сотворение мира заключалось в том, что из бесформенного Хаоса, Мировой бездны, создавались правильные формы. Таковым было мифологическое представление о пространстве.

    А.Я. Гуревич в «пространственную  модель» скандинавской космологии включает «горизонтальную» и «вертикальную» проекции. Проекции антропоцентричны и построены на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоенную часть земли Мидгарда пустынной, каменной и холодной окраине земли (Утгард, Стунхейм), населенной великанами (ётунами), а также находящемуся вокруг земли океану, где живет чудовище Ёрмундганд (его второе имя — змей Мидгарда указывает, что змей был первоначально элементом позитивной системы — опорой земли). Это противопоставление раскрывается как оппозиция центра и периферии, внутреннего и внешнего (особенно Мидгард и Утгард), «своего» и «чужого», «культуры» и «природы». Кроме того, страна великанов маркирована как находящаяся на севере и востоке. Север в скандинавской мифологии особо демонизирован (как и во многих других мифологиях, в частности у финнов и народов Сибири), на севере также локализуется царство мертвых — Хель. К обоим проекциям относится мотив четырех карликов-цвергов, носящих имена четырех сторон света (Аустри, Вестри, Норди, Сурди), поддерживающих небо по углам.

    Основу  вертикальной космической проекции составляет мировое дерево — ясень Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где (в Асгарде) находятся боги и где помещается своеобразный «рай» для павших воинов — Вальхалла, а главное — с подземным миром, где находится царство мертвых — Хель («низ» и «север» отождествляются) и разнообразные водные источники.

    Вертикальная  схема противопоставляет богов  и людей, небесное царство мертвых  для избранных (Вальхаллу) и подземные  селения для простых смертных; соответственно — небесных валькирий и живущих у корней мирового древа норн — две категории богинь судьбы. В «Прорицании Вёльвы» провидица вспоминает «девять миров» (девять – условное постоянное число в скандинавской мифологии, так же как число три, которое лежит в его основе) и девять древесных основ или корней. Но одновременно перечисляются три корня, соответствующие людям, инистым великанам (хримтурсам) и Хель.

    Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает  также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо.

    Итак, пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству индоевропейских, но также сибирской и другими мифологическим моделям мира, которые структурно организованы образом мирового дерева.  

    Отношения между людьми, проекция на реальную жизнь. Люди и боги.

    Великаны  обычно представляются в мифах как  существа тупые и злобные. Но из других мифов (например, «Речи Вафтруднира»), напротив, следует, что они владеют  мудростью недоступной богам; это  и неудивительно: ведь они древнее  богов. И самое главное: нигде в эддических текстах не сказано, чтобы великаны — обитатели Йотунхейма — причинили существенный урон богам. Если это и стихия, что укрощенная стихия, если великанский «восток» — окраина, то все же не самая отдаленная окраина.

    И добавляет, что гибель богов и всего устроенного ими мира придет не от великанов, а от неких чудовищ — Фенрира — Волка, Мирового змея — Йормундганда, Сурта … — самые свирепые чудовища порождены Локки, т.е. тем, что был своим среди асов или, как сказано в «Младшей Эдде», к ним «причислялся».

    Такое представление мифологической «картины мира» во многом проецируется на реальную жизнь людей того времени.

    Не  секрет, что земля в скандинавском  обществе не являлась объектом неограниченных отчуждений и иных имущественных  сделок. Семья неразрывно связана с земельным участком, который возделывала. Именно в усадьбе земледельца заключена модель вселенной. Мир людей Мидгард (Midgardr), окружен враждебным людям миром чудовищ и великанов — это Утгард (Utgardr) . Контраст Мидгарда и Утгарда охватывает основные правоотношения: индивидуальное и коллективное землевладение, но и коренные представления о космосе: мир человеческий — это усадьба, крестьянский двор, копирующий более возвышенный Асгард. Далее со всех сторон обступает неизведанный, темный мир страхов и опасностей .

    Таким образом, это сравнение наводит  на мысль, что великаны построили  Асгард по образу и подобию усадьбы  земных, простых смертных людей. («Речи  Гримнира»).

    Более того, жизнь богов в ней, во многом схожа с повседневной жизнью людей. Например, асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная родовая община, в которой важные вопросы решаются на тинге — народном собрании у скандинавов. Очень часто боги проводят время на пирах с ритуальным распитием священного напитка. Как реальные люди совершают военные походы (легендарные походы Тора), а также занимаются ремеслом (например, кузнечным и др.) и земледелием.

    Как и земные люди, боги тоже приносят жертвоприношения. Один любопытный и загадочный момент: убийство Бальдра, сына Одина, считается как ритуальное жертвоприношение, которое и приводит к распрям и последней битве богов — Рагнаррёк.

    На  ясене Иггдрасиль живут те же животные, которых они встречают в своих  родных лесах: орел, ястреб, белка, олень, змеи. Боги, как и люди, плетут сети и ловят рыбу. Питаются тем же, чем и люди. Обмениваются дарами: Браги предлагает Локки в дар меч, коня и гривны, т.е. то, что обычно дарят мужчине-воину. Отмечается широкое гостеприимство богов.

    Можно сделать вывод, что боги как и  люди подвержены страстям, также любят и бахвалятся своими любовными похождениями, испытывают страх, , но не теряют свою честь и достоинство. Отмечается достойное поведение перед смертью.

    Валькирии помимо военного дела занимались домашним хозяйством: пряли, ткали лен и  т.д.

    Интересно, что одна половина дружины принадлежала жене конунга, а вторая — самому конунгу.

    Даже  происхождение мира приравнивается к жизни.

    Путешествуя с севера на юг, люди наблюдали изменения  климата. Они не могли не заметить такие явления природы как  роса, иней, а также почитали стихию огня, живительную силу воды. Думается, что не случайно корова Аудумла выкормила Имира, т.к. именно молоком женщины вскармливают детей.

    Таким образом, связь людей и богов  неоспорима. Не только боги могли воздействовать на жизнь людей, но и люди на жизнь богов. Например, считается, что перед смертью, обязательно надо остричь ногти, т.к. Нагльфар, сделан из ногтей мертвецов (он сыграет большую роль в решающей битве богов Рагнаррёк); еще люди, когда шьют себе обувь, обязаны бросать под ноги обрезки ткани, оставшиеся от выкройки носка или пятки, т.к. Видар в битве Рагнаррек «становится ногою Волку на нижнюю челюсть и разрывает ему пасть. На той ноге у него башмак, веки вечные собирался он по куску».

    Снорри  трактует богов как реальных людей, пришедших некогда в Скандинавию из Трои, — даже для Снорри связь богов с людьми очевидна. «Перебранка Локки» — также часть культа: что это, насмешка, пародия на языческих богов или доказательство, что боги тоже виновны в нарушении ими же установленных правил и что Рагнаррёк будет отнюдь не случайным событием. А то, что боги стоят превыше всех моральных ограничений, доказывает их силу и могущество.

    О неразрывной связи людей и богов еще говорит то, что общий образ мира, каким он выступает в сознании скандинава языческой эпохи — это круг земной под куполом неба. Образ «круглящейся земли» встречается у Снорри и в «Младшей Эдде», и в сагах о норвежских королях, которые получили общее название по первым словам «Саги об Инглингах».

    Люди  в  считаются венцами духовного  творения, существующими в единении с богами через природу. Единение с природой и через нее —  с богами считается способом стереть  грань между реальным и сверхъестественным миром.

    В изучаемой религии отсутствует идея первородного греха и спасения. Идея абсолютного греха также отрицается, приверженцы это вероучения считают, что добро и зло не являются неизменными и однообразными. Тем не менее, верования древних скандинавов уважительно относится к другим вероисповеданиям. Мировоззрение их не предполагает национальной и прочей вражды.

    Женщины у викингов пользовались определённым статусом. В те времена это было совершенно не мыслимым в большинстве  стран мира. Степень свободы, которой женщины пользовались в семейной жизни, была довольно большой. Право на развод принадлежало женщинам. Жена могла развестись, когда ей вздумается. Мало того: если брак кончался разводом, муж должен был вернуть жене полученное приданое. По закону, женщины могли владеть землёй и часто в одиночку обрабатывали её, в то время как мужья отправлялись выменивать свою продукцию на нужные товары, а иногда им самим приходилось отплывать за моря - торговать или даже воевать. Рунные камни повествуют если уж не о вечной любви женщин к своим мужьям, то, по крайней мере, об их практической сметке. «Во век не прибудет в Хассмюру лучшая хозяйка, способная держать в руках всю ферму» - сказал   вдовец некоей Одиндисы из Вестманланда (Швеция), посвящая ей такую эпитафию.

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек видит во вселенной те же качества, какими обладает он сам. Находя в мире собственное продолжение, он вместе с тем и в себе обнаруживает вселенную. Они как бы взаимно вливаются друг в друга. Неудивительно, что по представлениям скандинавов мир произошел из тела убитого великана, а устройство мира во многом отражало окружающую среду и повседневную действительность скандинавского общества.  

Информация о работе Скандинавские саги о религии викингов