Скандинавские саги о религии викингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:21, реферат

Краткое описание

В последнее время среди молодежи все более модным становиться этнический стиль: это не только одежда, внешний вид, но и музыка, образ жизни. Многие ходят заниматься в исторические клубы, где занимаются реконструкцией быта прошлых времен. Наибольший интерес вызывают времена древних славян и соответственно скандинавов, то время, когда славяне «призвали к себе варягов».

Содержание

1. Введение 3
2. Общая информация о викингах 3
3 Скандинавские саги о религии викингов 4
4. Пантеон религии викингов 6
5. Строение мира и его конец по религии скандинавов (викингов) 6
6. Отношения между людьми, проекция на реальную жизнь. Люди и боги. 8
7. Подземный мир 10
8. Символы (культ) скандинавской мифологии. 11
9. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

история религии.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

 

     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

     ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

     реферат по дисциплине

        История религии

        Тема: Скандинавские саги о религии викингов. 
 
 
 

                   заочное отделение 
 
 

     Выполнила:

     Запольских  М. В.

     студентка 4 курса 

     срок  обучения:

     5 лет 10 мес. группа Ф-7 

     Специальность:

                        финансы и кредит

     № зачетной книжки: 02  - 11 
 

     Подпись:___________________ 

     Преподаватель: Петрова О.С. 

     Оценка:_______________ Дата:________________________ 

     Подпись:___________________________________________ 
 
 
 

     Вологда

     2010 

    План  реферата: 

1. Введение 3
2. Общая информация о викингах 3
3 Скандинавские саги о религии викингов 4
4. Пантеон религии  викингов 6
5. Строение мира и его конец по религии скандинавов (викингов) 6
6. Отношения между  людьми, проекция на реальную жизнь. Люди и боги.      8
7. Подземный мир 10
8. Символы (культ) скандинавской мифологии. 11
9. Заключение 14
10. Приложение 1 15
11. Используемая  литература 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Введение.

    В последнее время среди молодежи все более модным становиться  этнический стиль: это не только одежда, внешний вид, но и музыка, образ  жизни. Многие ходят заниматься в  исторические  клубы, где занимаются реконструкцией быта прошлых времен. Наибольший интерес вызывают времена древних славян и соответственно скандинавов, то время,  когда  славяне «призвали к себе варягов».

    Меня  заинтересовал вопрос о том, какую религию несли скандинавы – викинги, что было для них жизненными ценностями. Перекликаются ли их верования с современным миром.

    Для рассмотрения вопроса о религии, факты о которой можно взять  чаще всего из сохранившихся скандинавских  саг, я кратко рассмотрю общие  вопросы о том кто такие  викинги, их особенности, географическое положение. 

    2. Общая информация  о викингах.

    Викинги — раннесредневековые скандинавские мореходы. География их походов была довольно обширной и смелой для VIII-IX веков: от Винланда до Биармии, от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне датского, норвежского и шведского происхождения, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы.

    Шведские  викинги, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских  и византийских источниках под именем варягов. Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов.

    Само  слово «викинг» происходит от древненорвежского «vikingr» - то есть бухта, фьорд, буквально «человек из фьорда». Применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. Однокоренными считаются древнесаксонское слово wîk и древневерхненемецкое wîch (оба обозначают жильё), также древненорвежское слово - "Vike" - покидать, удалятся, т.к. так называли людей, покидающих родные края с целью грабежа или торговли. Все эти слова подходят по звучанию и значению для определения происхождения самого названия «викингов».

    Как известно викинги изначально занимались разбоем, морскими походами, в чем же причина это жажды путешествий, завоевания новых земель?

    Причины экспансии викингов, принимавшей  различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговые поездки, пиратство и грабеж), были многообразны. Разложение общинно-родового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением знати, для которой военная добыча служила важнейшим источником обогащения; многие рядовые общинники (бонды) покидали родину вследствие относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов — издревле искусных мореходов — сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море.

    Великий путь прошли викинги, обширна география  их походов. На многие морские и речные страны наводили ужас, а истории  об их набегах стали страшными  легендами для многих поколений людей.

    Викинги свернули свои завоевательные походы в первой половине XI века. Связано  это с сокращением населения  скандинавских земель, распространением на севере Европы христианства, которое  не одобряло грабежи и работорговлю. Параллельно на смену родовому строю приходили феодальные отношения, и традиционный полукочевой образ жизни викингов уступал место оседлому. Другим фактором служила переориентация торговых путей: Волжский и Днепровский речные пути неуклонно уступали значение средиземноморской торговле, которую оживили Венецианская и другие торговые республики.

    Отдельные искатели приключений из Скандинавии  в XI веке ещё нанимались на службу византийских императоров и древнерусских  князей. К последним викингам на норвежском престоле историки относят Олафа Харальдсона и Харальда Сурового, который сложил голову при попытке завоевать Англию. Одним из последних дальний заморский поход в духе предков предпринял Ингвар Путешественник, погибший во время экспедиции на берега Каспия. Приняв христианство, вчерашние викинги организовали в 1107—1110 гг. собственный крестовый поход в Святую землю. 

    Викинги в подавляющем большинстве были язычники. Взгляд на религию дают скандинавские саги, рассматривать этот источник следует с осторожностью, ввиду поздней даты их составления. 

    3. Скандинавские саги  о религии викингов.

    Первое  фундаментальное исследование скандинавской  мифологии в России проведено  М.И. Стеблин-Каменским. Он доказал достоверность  саги и, особенно, поэзии скальдов. Его  труды оказали большое влияние на изучение средневекового скандинавского общества.

    Владея  историографической ситуацией, А.Я. Гуревич  описал мировоззрение норманнского общества, выделил его особенности  и составил его «картину мира». Но также делает подробный анализ научной  литературы и на ее основе доказывает отличие сказки от мифологии, точнее эпоса, викингов. Ученый приходит к выводу, что скандинаво-германский эпос ― центральное звено коллективного сознания в эпоху начинавшегося высвобождения человека из первобытного состояния, когда миф сохранял еще жизненную эффектность, но уже приобретало свои права земное и человеческое.

    Викинги до принятия христианства исповедовали традиционную германо-скандинавскую религию с регулярными жертвоприношениями.

    Представление скандинавов о том, как начинался мир и каким будет его конец, нашли отражение в двух знаменитейших произведениях ― «Прорицании Вёльвы», записанном, предположительно, в начале XI в., и «Младшей Эдде» Снорри Струлусона (ок. 1220 г.). Отсылки к этой теме встречаются также в других песнях «Старшей Эдды», а именно «Речи Вафтруднира» и «Речи Гримнира».

    «Эдда»  ― название двух памятников древнескандинавской  литературы. Первоначально так называлось одно из сочинений Снорри Стурлусона. Когда в 1643 г. исландский епископ  Бринольв Свейсон нашел рукописный сборник XIII века с древними «песнями», Королевский Кодекс 2365, то обнаружил совпадения с рядом цитат у Снорри. Эту поэтическую «Эдду» стали условно называть «Старшая Эдда» (или просто «Эдда»), а «Эдду» Снорри ― «Младшая Эдда».

    Есть  вероятность, что сборники «Эдда» были написаны в Исландии во второй половине XIII века. Из характера ошибок в кодексе очевидно, что он представляет собой список с несколько более древней рукописи, о которой ничего не известно.

    Название  «Эдда» претерпело в дальнейшем еще некоторое расширение. Песни, аналогичные по стилю, стихосложению и содержанию тем песням, которые представлены в Королевском Кодексе, есть в некоторых других древних рукописях, стали называться «эддической поэзией». Эддическая поэзия отличается тем, что авторы ее неизвестны, ее форма сравнительно безыскусна, а ее содержание ― древние сказания о богах и героях или правила житейской мудрости.

    «Старшая  Эдда» включает песни о богах  и героях, сложившиеся, как считают  исследователи, в IX-XII вв. на основе древней общескандинавской традиции. В мифологические песни «Эдды» входят поучения и своды мифологических сведений, повествования о приключениях бога ― громовника Тора в стране великанов, комические «перебранки» и др. Наиболее оригинально «Прорицание Вёльвы», в котором изложение мифов о творении мира переходит в пророчество о гибели мира и богов. В героических песнях, кроме трех песен о герое датского происхождения Хельги и о чудесном кузнеце Велюнде (известном и западным германцам), разрабатываются сказания континентально-германского (франко-бургундско-готского) цикла о Нибелунгах (О Сигурде, Гуннаре, Атли, Брюнхельд и др.). Эддическая версия содержит более архаичные черты, чем австрийская «Песня о Нибелунгах». По сюжету «Эдды» она ближе к историческим событиям, косвенно отраженным в ней. В целом «Старшая Эдда» ― ценнейший в художественном и историческом отношении памятник древнескандинавского эпоса и мифологии.

    «Прорицание Вёльвы» ― самая знаменитая из песен «Старшей Эдды». Она содержит картину истории мира до сотворения и золотого века (т.е. того, что вёльва «помнит» или «видела») до его трагического конца ― так называемой гибели богов ― и второго рождения, которое должно быть торжеством мира и справедливости (т.е. того, что вёльва «видит»). Песнь представляет собой богатейшую и единственную в своем роде сокровищницу мифологических сведений.

    Большинство исследователей склоняются сейчас к  тому, что песнь эта возникла в  Исландии в эпоху, переломную между  язычеством и христианством, а именно во второй половине или конце Х века, и что она в основном языческая, и, возможно, что некоторые ее элементы ― такие, как идея вины и наказания, осуждения жажды золота, признание женщины виновницей всех бед, заимствованы из христианской религии.

    Сюжет «Речей Вафтруднира»― состязание в мудрости, в котором побежденный расплачивается жизнью. Сюжет песни имеет много фольклорных параллелей, а сама ее форма, по-видимому, отражает обучение учеников жрецом и восходит к ритуальному диалогу.

    Основное  содержание «Речей Гримнира» ― различные мифологические сведения, сообщение которых мотивируется в обрамляющем рассказе. Но только здесь обрамление ― в прозе, а основная часть не в вопросах и ответах, а в монологе Одина (Гримнира). Песнь обычно относят к концу языческой эпохи.

    «Младшая  Эдда» написана Снорри Стурлусуном в 1220 году, но как выяснил М.И. Стеблин-Каменский, неизвестны ни ее первоначальная форма, ни размеры творческого вклада ее автора или тех, кто ее потом переделывал, пополнял или сокращал. Она сохранилась только в списках более поздней эпохи (не древнее начала XIV в.) и явно не в первоначальном виде.

    Содержание  «Младшей Эдды» ― языческие мифы и всевозможные сведения о языческих богах. Здесь рассказывается о возникновении мира, его устройстве, об отдельных богах и богинях, их именах, их жилищах, их подвигах и, наконец, о грядущей гибели мира и богов и его втором рождении.

    Согласно  вероучению, люди наполнены божественной сущностью, находящейся вне сознания, но способной взаимодействовать  с человеком и материальным миром. Эта божественная сущность выражается через богов и богинь. Боги являются родственниками людей, богов принято почитать и славить. 

    Пантеон религии викингов.

    В пантеон* входят не только асы – высшие боги, но и многие другие существа: ванны, гиганты, альвы, темные альвы и другие существа (приложение 1).

Информация о работе Скандинавские саги о религии викингов