Секты и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:12, реферат

Краткое описание

В наши дни слово «секта» вызывает ярко негативные эмоции во многих людях: как верующих, так и неверующих. Некоторые считают, что секта - это "группа религиозных фанатиков". Но изначально само понятие не несло отрицательного смысла. Оно было нейтральным термином для описания отдельных религиозных, политических и философских групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху. Согласно Толковому словарю В.Даля: секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь.

Вложенные файлы: 1 файл

Секты и их особенности.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

В наши дни слово  «секта» вызывает ярко негативные эмоции во многих людях: как верующих, так  и неверующих. Некоторые считают, что секта - это "группа религиозных  фанатиков". Но изначально само понятие не несло отрицательного смысла. Оно было нейтральным термином для описания отдельных религиозных, политических и философских групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху. Согласно Толковому словарю В.Даля: секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь. В силу эмоциональной окрашенности религиоведы избегают пользоваться этим термином иначе как в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения», «новые религиозные движения».

Однако, не смотря на это, сейчас в слове «секта» мы видим исторически обусловленный подтекст и при употреблении часто вносим уничижительный оттенок. Подтверждением этому в некотором смысле являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые практически у каждого человека вызывает негативные ассоциации.

1. Понятие «секта»

В настоящее  время версия происхождения слова secta как производного от глагола secare — «отсекать», «отделять» рассматривается как одна из возможных, однако отмечается, что более правдоподобным является его происхождение от sequor (sequi), в значении следовать какой-либо личности или учению.1

В IV веке понятие «секта»  было более конкретизировано в латинском  переводе Библии — Vulgata. Перевод новозаветных книг Иеронимом Стридонским (340 или 350–420) представляет собою пересмотренные им более древние переводы текстов. Одной из особенностей языка древних переводов было сужение прежнего значения латинского слова, которое под влиянием греческого оригинала получало более конкретный смысл, это, в частности, характерно для перевода греческого слова ересь (αιρεσις, «блаж»).

В Деяниях слово секта  приобретает отрицательное значение, оно обозначает учение, противопоставляющее себя общерелигиозной норме. Оно использовалось в обозначении споров, разногласий, лжеучений, а не просто догматических заблуждений.

В еще более конкретном значении употребляет Вульгата слово  «секта» в переводе апостольских посланий. Оно употреблялось или в нейтральном значении для наименования религиозного учения (течения, партии), не давая им какой-либо оценки, или же используется для названия учения, противопоставляющего себя учению Церкви и отвергающего его, т. е. в качестве современного понятия ереси.

Таким образом, можно сделать вывод, что в то время (IV в.) уже шел процесс становления термина «секта» в значении, близком к греческому слову ересь, как сознательного уклонения от общехристианской догмы и жизни.

В конце, следует отметить, что в настоящее время это слово в пылу полемики некорректно пытаются применить к христианству. Иногда представители той или иной неправославной религиозной группы или ее апологеты, возражая против православных, называющих их сектантами, говорят, что христианство во время своего зарождения тоже именовали сектой в современном значении этого слова. Но такая аргументация неправильна, так как она не учитывает того, что слово секта в древности употреблялось в другом значении. Ошибка такого подхода заключается в том, что слово секта в его первоначальном значении пытаются использовать в совершенно ином культурно-историческом контексте, где за ним закрепилось другое значение.

2. Тоталитарные секты

Важно заметить необходимость различать понятия «секта» и «тоталитарная секта». Как уже упоминалось выше, сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. 2Но среди всей массы религиозных движений есть целый слой таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами («Белое Братство», «Аум Синрике», «Свидетели Иеговы» и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума (н-р, «Церковь сатаны»), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, господствующих в них, называют также «тоталитарными сектами» («тоталитарное религиозное объединение», «деструктивный культ»). Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но, тем не менее, он проявляется в виде различных громких инцидентов.

Согласно определению А. Л. Дворкина: тоталитарные секты — это особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.3

В английском употребляется синонимичное понятие – destructive cult («деструктивный культ»). Деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая,  психотерапевтическая, образовательная или коммерческая) практикующая обманную вербовку и прибегающая к использованию контроля сознания для сохранения своих адептов зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые, пользуясь психической и духовной (и всякой другой: медицинской, коммерческой, политической и т. п.) неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности и формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у самих адептов.

Если касаться определения понятия «тоталитарная секта», то естественно, можно дать только определение идеальной классической или идеальной тоталитарной секты – в жизни они в таком «беспримесном» виде редко встречаются, между ними есть такая серая зона посередине. Что свойственно тоталитарным сектам или деструктивным культам? Это, во-первых, характерные для них цели. Прежде всего, власть, совершенно безграничная власть, а также деньги для руководства и ближайшего окружения. А во-вторых, это характерные для них методы, которыми эти цели достигаются: обман при вербовке, манипулирование сознанием, эксплуатация своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, абсолютизация или обожествление лидера или организации. По-поводу уголовной составляющей в тоталитарной секте отмечено, что там могут быть уголовные преступления, но может их и не быть. Но главное: если воля лидера абсолютна – это преступление в любой момент может произойти. Как известно, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Для них самое главное – это власть, которую лидер имеет над членами секты. Понятно, что власть дает и деньги, а деньги умножают власть, но все же власть, властолюбие – в первую очередь.4 Также, тоталитарные секты совсем не обязательно являются религиозными: они могут прикрываться религией, а могут быть вовсе не религиозными.

3. Секты в России: тенденции развития сектантства

В русском сектоведении появление и развитие сектантства  традиционно объяснялось следующими факторами:

1. Внешнее иностранное влияния.

2. Религиозное неведение большого числа русских людей.

3. Неудовлетворенность состоянием церковной жизни.

4. Внутриполитические причины.

5. Духовно-нравственные причины.

Источниками информации о деятельности сект в России являются официальные данные о регистрации Минюстом религиозных организаций, исследования светских ученых и данные православных миссионеров. В отличие от западных стран, где процесс появления и развития новых сект изучался и документировался, в России ситуация выглядела по-иному. На состоянии российской науки в целом и социологии, в том числе сказался экономический кризис, который привел к сокращению ее финансирования и научных исследований.

С изменением политической ситуации в России в конце 1980-х  гг. началось возрождение Православной Церкви, но этой же свободой воспользовались секты, как существовавшие в России, так и возникшие за рубежом. Тысячи людей, многие из которых не имели возможности в советское время получить элементарных представлений о религии, услышав проповедь сектантов о Боге, о спасении, принимали ее за истину без серьезного рассуждения.

В результате быстрыми темпами в России стали распространяться секты. Этот процесс, начиная с 1988 г., когда были зарегистрированы кришнаиты, достиг максимума в 1993–1994 гг. В 1989 г. в России возникает «Богородичный центр», появляются «Церковь объединения», первый центр «Брахма Кумарис». В 1990 г. создано «Белое братство», возобновляет свою деятельность Антропософское общество, Теософское общество; в 1991 г. зарегистрированы мормоны, первой проповедью выступил Виссарион, основатель «Церкви последнего завета», появляются квакеры, «Новое поколение»; сайентологи начинают открывать свои курсы в Санкт-Петербурге, там же высаживает свою команду проповедников «Международная церковь Христа» («Бостонское движение»).

В 1992 г. начала свою деятельность в России секта «Аум Синрикё», открывает свой административный центр «Новоапостольская церковь», в 1993 г. появились проповедники шведской секты «Слово жизни», в 1994 г. возникли первые центры «Анастасии». В то же время резко возросла активность уже существовавших в России сект: баптистов, адвентистов, пятидесятников, меннонитов, бывших в советское время на полулегальном положении иеговистов, последователей Порфирия Иванова.

Большого размаха  приняла деятельность безденоминационных евангелистов в рамках широкомасштабных мероприятий в России. В 1992 г. протестантская миссия «Крестовый поход за Христа», действовавшая в России под именем «Новая жизнь — Евразия», организовала в городах Поволжья акцию «Волга 92»721. В 1994 г. в СНГ насчитывалось около 1500 безденоминационных евангелистов. В европейской части России в тени больших компаний и миссионерских ассоциаций работали старавшиеся не привлекать к себе внимания корейские миссионеры, подавляющее большинство которых имели гражданство США и Кореи, принадлежавшие к различным протестантским конфессиям и сектам. Но на Дальнем Востоке они действовали более решительно и открыто.

По мере роста  сект в России появились противосектантские центры. В сентябре 1993 г. в Москве в Отделе религиозного образования и катехизации был образован информационно-консультативный Центр сщмч. Иринея Лионского, который разделяет и пропагандирует идеи западного антикультового движения. Вскоре в Москве возникает центр реабилитации пострадавших от нетрадиционных религий им. А. С. Хомякова. В отличие от информационного Центра, он занимался миссионерской работой среди сектантов и богословской полемикой с ними. В первое время его подход к природе культов тоже находился под влиянием антикультового движения, но затем он стал вести борьбу с сектами с церковных позиций.

По инициативе Центра сщмч. Иринея Лионского в 1994 г. в Москве была проведена международная конференции «Тоталитарные секты в России». С 21 по 23 ноября 1994 г. в ОВЦС МП прошел семинар на тему «Сектантское движение корейского происхождения в России», организованный ОВЦС МП и Национальным советом церквей Кореи. Много внимания деятельности сектантов было уделено на состоявшемся в Москве с 29 ноября по 2 декабря 1994 г. Архиерейском Соборе. Собор принял определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором осуждена деятельность таких движений и сект, как: «Богородичный центр», «Белое братство», «Церковь последнего завета» (секта Виссариона), «Международное общество сознания Кришны», «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», движение «Новая эра» («Нью эйдж») и др.5

В 1996 г. с благословения  церковного руководства в России было проведено несколько конференций, посвященных теме сектантства, где популяризовалась теория «промывания мозгов» и принудительного обращения в секты.

Источниками информации о деятельности сект в России являются официальные данные о регистрации Минюстом религиозных организаций, исследования светских ученых и данные православных миссионеров. В отличие от западных стран, где процесс появления и развития новых сект изучался и документировался, в России ситуация выглядела по-иному. На состоянии российской науки в целом и социологии, в том числе сказался экономический кризис, который привел к сокращению ее финансирования и научных исследований.

Однако к  данным Минюста надо подходить с  учетом того, что, согласно закону о  «Свободе совести» 1990 г., регистрировались уставы организаций без какой-либо серьезной экспертизы. Подать заявку на регистрацию можно было, собрав не менее десяти подписей под соответствующими документами. При таком способе регистрации сложно отделить количество организаций от количества общин, ее представляющих. Кроме того, нельзя исключить случаи, когда были уставы, но не было общин, и, наконец, часть сект регистрировалась как общественные организации. Но даже этого реестра религиозных организаций Минюст не публиковал до 1997 г., до появления нового закона «О свободе вероисповеданий».

Закон «О свободе  вероисповеданий» 1997 г. проводит различие между централизованными организациями и общинами, входящими в состав этих организаций, что открывает возможность для более точного подсчета и организаций, и общин.

Исследования  динамики сект светских ученых являются неполными, поскольку их внимание с начала 1990-х привлекали главным образом исследования религиозности в целом по стране, а деятельность сект была на периферии их интересов.

Лишь недавно, в 2006 г., было заявлено, что в России проведены обстоятельные социологические исследования, показавшие высокий уровень религиозности населения. Социологи признали, что пора сказать правду и перестать замалчивать ту роль, которую играет религия в жизни общества. Главный итог своей работы социологи увидели в том, что им удалось разрушить «некоторые мифы», в частности, миф о том, что российское общество в целом «равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего — старуха в платочке».

Информация о работе Секты и их особенности