Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 338.59 Кб (Скачать файл)

        Обращает на себя внимание отсутствие четкой связи между ценностями «труд» и «достаток», что является неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи: если ценность «достаток» занимает 2 позицию по значимости, то ценность «труд» - на 14 позиции.

При сравнении с предыдущими  социологическими опросами обращают на себя внимание два момента, имеющие  немаловажное значение для более  полного отражения религиозной  ситуации в Республике.

        Так, результаты проведенного социологического опроса, проведенного в 2008 г. М. Рощиным, Т. Дзерановым и О. Олейниковой , показали, что верующими себя в настоящее время считает 83,6% населения республики, из них 18,1% колеблются между верой и неверием. В 2006 году же, по данным СОИГСИ, верующими себя считали 85% опрошенных .

       Существенное отличие с показателями опроса среди студентов (98,4%), скорее всего, отражает различное отношение к религии старшего и младшего поколений. В основном же, распределение ответов респондентов в республике в полной мере отражает те общие тенденции, которые происходят на постсоветском пространстве .

       Существенно отличаются показатели и в позиции, отражающей конфессиональную самоидентификацию респондентов, главным образом среди осетинской национальности.

       Согласно социологическим исследованиям с 1999 по 2007 гг. с христианством идентифицировали себя 37-45% респондентов-осетин. Доля же студентов-осетин, которые посчитали себя христианами, составила 18%. Хотя некоторые исследователи отмечали тенденцию к снижению доли тех, кто связывал свою веру с христианством, основная причина, по всей видимости, в постановке вопроса. Если в предыдущих анкетах им приходилось выбирать между «язычеством» и «христианством/ мусульманством», то в предложенной нами анкете (Таблица 2) помимо «язычества» был еще пункт «традиционные верования осетин». Если в предыдущих анкетах от 22% до 35% указывали «язычество», то среди наших респондентов ни один не указал на «язычество». Это говорит о том, что та часть респондентов, которая раньше идентифицировали себя с язычеством, в нашей анкете причисляли себя к традиционной религии осетин.

         Интересен и тот факт, что часть осетин одновременно причисляют себя и к христианству и к традиционной религии. Налицо двоеверие некоторой части респондентов. И, как показали исследования, именно эта часть респондентов проявляла наиболее уважительное отношение к другим религиям (Таблица 3).

        В целом независимо от национальной принадлежности и вероисповедания респонденты относятся уважительно к различным верованиям (Таблица 3). Респонденты-осетины, причисляющие себя к христианству или мусульманству, относятся к другим верованиям уважительно (35,0% и 28,3% соответственно), а 38,3% опрошенных – к «традиционной национальной религии осетин». Приверженцы традиционной национальной религии осетин в большей степени одинаково отрицательно относятся к мусульманству и буддизму (18,3% соответственно). Равнодушное отношение у респондентов 1 и 2 категории в первую очередь к иудаизму ( по 23,3% соответственно), затем по убывающей следуют буддизм (18,3% и 20,0% соответственно) и мусульманство (15,0% и 18,3% соответственно).

         В таблице под цифрой 1 указана категория респондентов относящих себя к «христианству/мусульманству», под цифрой 2 – к «традиционной национальной религии осетин» и 3 – к «христианству/мусульманству и традиционной национальной религии осетин».

Среди респондентов русской  национальности почти пятая часть  опрошенных (21,6%) уважительно относятся  к традиционной национальной религии  осетин, равнодушно – 11,6% респондентов и затруднились определить свое отношение 23,3% опрошенных. К буддизму отношение  у них более уважительное (46,6%), нежели к мусульманству и иудаизму (по 33,3% соответственно). В отношении  мусульманского вероисповедания наблюдается  самый высокий процент респондентов, отметивших вариант ответа «равнодушно» (36,6%), а у 26,6% респондентов такое же отношение к буддизму.

        В зависимости от религиозных предпочтений различны были и ответы на вопрос, соблюдаются ли в семьях респондентов основные религиозные обряды (Таблица 4). Те, кто относит себя к первой категории (христианство/мусульманство) отмечают обряды национальной религии осетин в большей степени, чем христианские (21,6% и 11,6% соответственно), т.е. ответили «безусловно, да». Наиболее ярко эта картина отражена в ответах респондентов 2 и 3 категории (25,0%/1,6% и 13,3%/3,3% соответственно). 30,0% респондентов категории «христиане/мусульмане» отметили, что в их семьях совершенно не соблюдаются мусульманские религиозные обряды, а также иудаистские (40,0%) и буддистские (36,6%).

 

         В семьях респондентов русской национальности соблюдаются преимущественно христианские религиозные обряды (79,9%). А у почти пятой части опрошенных (19,9%) – обряды традиционной национальной религии осетин.

         На вопрос «Посещаете ли Вы религиозные места?», чуть больше половины респондентов ответили положительно. Те, кто относит себя к христианской религии, церковь посещают менее 10% человек, 4% – кувандоны (святилища), а 8% из них отметили варианты «церковь» и «кувандоны (святилища)» и лишь 4,5% христиан не посещают ни церковь, ни кувандоны (святилища).

          Среди тех, кто относит себя к традиционной религии осетин, кувандоны (святилища) посещают почти 40%. Тех, кто посещает церковь или мечеть, среди них не оказалось.

         Среди тех, кто себя причислял к исламу, не оказалось ни одного, кто хоть раз посетил мечеть (в том числе церковь и кувандон).

Как показывают социологические  опросы, старшее поколение, как правило, никогда не читали священные книги. В отличие от них более половины опрошенных студентов (52,2%) читали священные  книги (Библию, Коран), и в то же время  знают молитвы наизусть всего 34,5% респондентов.

         Как отметила в своем докладе Ф.Б.Цогоева, проводившая мониторинг среди студентов СОГУ, в большинстве случаев опрошенные молодые люди, воспринимают исполнение религиозных обрядов как дань традиции, доставшейся в наследство от предков. В этом можно усматривать скорее уважение к традиции, чем рационально-методическое религиозное поведение. Этот же вывод дополнительно подтверждают ответы каждого 5-ого респондента, видящего в отправлении культовых мероприятий смысл своей веры.

         Полученные данные показывают, что в религиозном поведении молодежи преобладает внешняя, обрядово-культовая сторона, тем более что многие из числа опрошенных не знакомы с религиозными первоисточниками.

         Итак, что происходит с самоидентификацией студенческой молодежи? Данное исследование показывает лишь на общие тенденции, согласно которым молодежь предпочтения отдает традиционным формам христианства, ислама и религии осетин. Мониторинг не обнаружил среди студентов лиц, которые бы отдали свои предпочтения каким-либо сектам или нетрадиционным формам официальных религий (христианства или мусульманства). В то же время, данное исследование не может отражать полную картину религиозных предпочтений всей молодежи, так как опрос и мониторинг охватил незначительную часть студентов, кроме того, нет данных о предпочтениях не студенческой части молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

       Можно много спорить о положении религии в современном обществе.   Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

       На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

       Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись.        Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

       Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

       В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.

       Обращение только к сознанию респондентов, религиозные и нерелигиозные признаки которого могут фиксироваться лишь по их высказываниям, без учета поведения тоже может привести к получению недостаточно достоверной информации. По каким-то причинам человек может скрывать свою религиозность, подлинные мотивы своего поведения или же, наоборот, представлять себя верующим, приверженцем конкретной конфессии, сам при этом сознавая, что таковым не является.

         Проведенные исследования свидетельствуют, что подобные искажения информации, когда речь идет о такой тонкой, глубоко интимной стороне духовного мира человека, как его отношение к религии, имеют место. Но эти же исследования, сравнение результатов, полученных на разных объектах, анализ заполненных анкет на логическую противоречивость позволяют утверждать о достаточной надежности и достоверности основной массы получаемой информации, о принципиальной доступности религиозного феномена изучению социологическими методами. Выход – в комплексной фиксации признаков сознания и поведения, соотнесении их друг с другом, постановке контрольных вопросов и построении в исследовательской процедуре такой модели сочетания этих двух рядов признаков, которая позволяла бы достоверно судить о религиозности или нерелигиозности индивида.

         Перспективы социологии религии в стране, по крайней мере ближайшие, неутешительны. Нет кадров, и они не готовятся. Крайне скудна литература, появившиеся в последние годы немногочисленные публикации существенно этой ситуации не изменяют.

        Перспективы отечественной социологии религии достаточно проблематичны и потому, что помимо общих трудностей, переживаемых сегодня наукой, ей в России еще приходится заниматься самоутверждением и в научном сообществе, и в общественном сознании. Начинать почти заново, со скудным наследством – дело трудное, но в противном случае остаются открытыми вопросы и о реальном состоянии религии в сегодняшнем российском обществе, и о будущем религии в перспективе его развития.

         Все же хочется верить, что отечественная социология религии будет развиваться. Быть может, за это нелегкое, но стоящее дело возьмется кто-то из тех, кто прочитает эту книгу. Помимо индивидуальных склонностей, здесь требуются общественные предпосылки, прежде всего – не отягощенное никакими комплексами состояние духа, свобода видеть в религиозной сфере вещи такими, какие они есть.

         Дальнейшее развитие социологии религии диктуется научным интересом к тому, что происходит с религией и как меняется ее воздействие на общество в контексте тех кардинальных сдвигов, которые происходят на пороге XXI века. Каким потенциалом обновления обладает сегодня религия? Способна ли она сыграть в культурно-исторических переменах на пути к постиндустриальному обществу роль, сопоставимую с той, которую сыграли мировые религии в рождении из великих культур древности современного мира, или протестантизм в становлении научно-технической цивилизации Запада? Очевидно не только научное, но и более широкое, общественное значение этой проблематики.

         Для России сегодня важна также прикладная проблематика религии, т.е. накопление эмпирических данных о религиозной жизни в различных ее аспектах и выходах на демографические, этнические, образовательные и другие проблемы современного российского общества. Отсутствие подобной эмпирической основы, естественно, приводит к тому, что религиозный фактор зачастую как бы сбрасывается со счетов в таких отраслях социологии, как политическая, экономическая, социология образования, семьи и другие, хотя, казалось бы, очевидно, что этого не должно быть, если мы хотим иметь достаточно полную и достоверную картину жизни нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованной литературы

  1. Авксентьев В.А. Социология: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ,2002. – 308 с.

  2. Бережной С.Е. Возрождение религии и этническая идентичность осетинской  молодежи . // Социологические исследования. – 2003. - №3 – 106-108 с.

  3. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Новиков М.П. Основы религиоведения: Учебник – Высшая школа, 1994. – 368 с.

  4. Булгаков С. Н.Православие. Очерки учения православной церкви. 3-е издание; YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne Ste Genevieve, Paris 5e , 1989.-346 с.

  5. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. – Сочинения в 2-х т. – М.: Наука, 2000.-304 с.

  6. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. – Сочинения в 2-х т. – М.: Наука, 1993.-304 с.

Информация о работе Религия как социальный институт