Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 338.59 Кб (Скачать файл)

         Несмотря на кажущуюся монолитность суннитов, дрязги и интриги были свойственны мусульманской общине Владикавказа еще в начале XX века. Мусульмане-шииты во Владикавказе тоже делились на две группы, находившиеся друг с другом в напряженных отношениях: «русско-подданые персы» и «персидско-подданые». Именно существование шиитской общины в городе обусловило празднование местными мусульманами, в том числе суннитами, праздника Нав-руз, имеющего древнеиранские корни. Революция привела к фактическому исчезновению шиитской общины во Владикавказе.

Говоря же о взаимоотношении  представителей различных конфессий друг с другом в дореволюционной Осетии, хотелось бы привести слова одного из авторов того периода, который писал: «Религиозного антагонизма в Осетии никогда не было, начиная с самых отдаленных времен и по сей день. Северная Осетия делится почти поровну на христиан и магометан. Здесь и сейчас заурядное явление - нераздельно живущая семья из нескольких душ наполовину христиане, наполовину магометане: так, отец и один сын магометане, остальные два сына христиане; один брат священник, другой брат магометанин (хаджи) и так далее».

        В советские годы в Северной Осетии ислам был в значительной мере ослаблен. Большинство мечетей было закрыто, а Владикавказскую мечеть пытались по решению горсовета разрушить в 1934 году, и лишь активное вмешательство командира 25-й татарской роты 84-го кавалерийского полка Я. И. Беткенева, который отдал приказ своим подчиненным встать на защиту мечети, спас ее. Властям пришлось уступить и дать ей статус памятника архитектуры.

        В результате, по данным социологических исследований, в середине 80-х годов XX века лишь 3,1% населения республики соблюдали мусульманский похоронный обряд. С началом 90-х годов XX века в Северной Осетии, как и в других республиках Северного Кавказа, началось возрождение ислама. Однако в Северной Осетии процесс не принял бурных форм.

        В 1990 году в селении Чикола было создано Духовное управление мусульман Республики Северная Осетия-Алания. Долгое время ДУМ не могло приобрести достаточного авторитета и влияния на осетин. Немаловажную роль в этом сыграл раскол в ДУМ в ходе осетино-ингушского конфликта 1992 года. О малом авторитете ДУМ говорит и тот факт, что в республике по сей день продолжают действовать ряд мусульманских организаций, не подчиняющих управлению.

        В настоящее время мусульманские общины существуют в селениях Карца, Чермен, Дачное, Заманкул, Зилгу, Бес-лан, Эльхотово, Моздок, Чикола, Кизляр, Карджан, Хаз-нидон, Лескен, однако мечети есть не во всех этих селениях.

         Особенностью мусульманского богослужения в Северной Осетии состоит в том, что Коран и молитвы читаются на арабском языке, а проповеди на русском. Все сельские муллы - самоучки и избираются односельчанами. В РСО-А нет ни медресе, ни исламского института, ни даже курсов арабского языка. Большинство мусульман в Осетии - ханафиты, поэтому учебные заведения шафиитского мазхаба в Дагестане и Ингушетии являются неприемлемыми для осетин.

Религиозные предпочтения молодежи.

          В результате деформации ценностно-нормативной системы российского общества на рубеже двух столетий затронула и поликультурное пространство Северной Осетии. Ценностные ориентиры, на которых воспитывалось несколько поколений, были низвергнуты, но взамен общество не получило ничего, кроме дезорганизовывавших и дезориентировавших его эгоцентрических теорий, сменявших друг друга. В сложившейся ситуации роль социального института религии стала усиливаться, что привело к повышению уровня религиозности населения. Особый интерес к религии стала проявлять молодежь как самая активная часть населения.

      Республика Северная Осетия-Алания является многонациональной и многоконфессиональной. По данным переписи 2002 года большинство населения Республики составляют осетины – 63%. Второй по величине является славянская группа народов (представители русской, белорусской и украинской национальности – 24%). Следующая по численности – вайнахская группа (ингуши и чеченцы – 3%), далее закавказская (армяне – 2,4%, грузины – 1,5% и другие).

      Такую же пеструю картину представляет и конфессиональное пространство Северной Осетии. По данным Минюста РСО-Алании в республике зарегистрировано около 80 религиозных организаций различного толка, из которых 15 православных, 8 – исламских, 10 – «Свидетели Иеговы», 8 – баптистские, 4 – христиане веры евангельской (ХВЕ), 2 – католические, 2 – традиционных верований осетин (ассов) и другие.

      Характерной особенностью Северной Осетии является поликонфессиональность единого народа – осетин. Если славянские народы, армяне и грузины относят себя только к христианской конфессии, ингуши, чеченцы, кумыки и азербайджанцы – к исламу, то осетины – к 3 конфессиям: христианству, исламу и традиционной религии.

      Эти пропорции сохраняются и в молодежной среде. При составляющем большинстве осетинского этноса (63%) в Республике, на веротерпимость и сожительство различных конфессий на одной территории, вероятно, влияет именно многоконфессиональность этого большинства. На вопрос, «как вы относитесь к другой религии», наиболее терпимое отношение выражали представители осетинской нации.

       За последнее время в ряду духовных запросов в осетинском обществе оказались религиозные приоритеты. Наряду с христианством и мусульманством, осетины обратили свои взоры к традиционной религии, известной современной науке своим синкретическим характером. Феномен религиозных верований осетин заключается в том, что представители двух религий мирно уживаются в одном храме, ибо осетинский народ в какой-то степени синкретизировал все эти религии в одно. За счет традиционного мифологического сознания, влияющего на религиозные воззрения, происходит все больший отход от догматов христианства и ислама, все больше смешивая их с традиционными верованиями. Результаты анкетирования студентов СОГУ и ВИУ показали, что христианами считают себя лишь 18% студентов-осетин, мусульманами – 3,6%, приверженцами традиционных верований – 55,1%, из остальных 21,7% посчитали себя приверженцами и христианской и традиционной веры, т.е. на современном этапе определенная часть молодежи исповедует двоеверие.

        Очевидно, что каждая культура (как традиционная, так и национальная) предполагает наличие или возможность некоторых достаточно аморфных «ценностно-символических комплексов» (идеологий, духовных традиций, религий), в процессе использования которых происходит духовно-практическое преодоление переходной неопределенности. Нередко имеет место простое возвращение к прежней этнокультурной специфике в стиле, образе жизни, межличностных отношениях, которое проявляется в "реанимации" традиций и обычаев, а также ранних верований. Реанимация института жрецов и активное строительство осетинских святилищ в Осетии является наглядной демонстрацией этого.

       Так как религиозный компонент в социально нестабильные времена может стать источником экстремистских проявлений, то мониторинг среди молодежи на предмет их религиозных предпочтений не теряет своей актуальности даже во времена абсолютной стабильности.

        Для выявления религиозных предпочтений молодежи мониторинг проводился среди студентов Северо-Осетинского государственного университета и Владикавказского института управления. В мониторинге приняли участие 120 студентов.

        Подобный мониторинг и опрос среди молодежи проводился не раз различными структурами. Данный опрос отличался от предыдущих только формой постановки вопросов.

Как правило, при составлении  вопроса, к какой религии относит  себя респондент, вопросы составляли так:

«К какой религии Вы себя относите?

- христианству 

- мусульманству 

- язычеству 

- другое». 

        Такая постановка вопроса, как правило, сбивало с толку отвечающего. В данном случае следует учитывать, что на протяжении многих лет населению прививалось отрицательное отношение к термину «язычество». Поэтому, когда верующему осетину задается такой вопрос, он, в большинстве случаев, предпочитает называть себя или христианином, или мусульманином.

Необходимо принимать  во внимание и то, что до начала XX века осетины идентифицировали свою национальную принадлежность со своей  религией. Быть осетином для осетина  означало одновременно быть приверженцем и верований осетин, подобно тому, как «иудей» означает и религию  и народ. Потому грузины в XIX веке осетин, принявших христианство, называли «бывший осетин». Но после господства воинствующего атеизма советской  эпохи термин «осетин» перестал идентифицироваться у большей части осетинского  населения, особенно молодежи, с традиционной верой. Неимение же другого названия для определения традиционной религии  и обозначения всех нехристианских и немусульманских верований  термином «язычество» стало вводить  в заблуждение даже ту часть населения, которая продолжала придерживаться этого «язычества», тем более  что официально осетин продолжали делить на христиан и мусульман.

        Подмена понятий часто становились причиной искаженного восприятия религиозности осетин. Так, Г.А.Кокиев, анализируя отношение осетин к христианству, делает вывод, что «осетины никогда не были особенно религиозными, и никогда у них не было определенного верования, ни тогда, ни до, ни после» . Профессор М.С. Тотоев считал, что «одной из важнейших причин... шаткого положения позиций христианства в Осетии являлось отрицательное к нему отношение народных масс» , и «неприязненное отношение осетин к священникам» . А Чибиров Л.А. утверждает: «По образу мышления осетины больше атеисты, чем верующие» .

        Получается, что религиозность осетин выводилось из отношения последних к христианству. Наоборот, о глубокой религиозности осетин до начала XX века говорят как этнографические материалы, так и наблюдения многих авторов того времени. Так как целью данной работы не является определение традиционной религии осетин, то нет необходимости подвергать глубокому анализу особенности той или иной религии. В данном случае важно отношение студенческой молодежи к религии вообще.

          В общественном мнении также сформировалось искаженное представление об уровне и степени религиозности молодежи. Подобно тому, как человек, когда его спрашивают, идентифицирует себя с определенной национальностью, независимо от его отношения к этому факту, на вопрос, к какой религии относит себя, большинство людей отвечает по такому же принципу, идентифицируя себя с той религией, которая считалась официальной религией в той социальной группе, в которой они родились и выросли.

          Религиозность – качество индивида или группы, проявляющееся в вере и в поклонении сверхъестественному. Характерным признаком религиозности является религиозная вера, включающая знание и принятие религиозных идей, представлений, догматов в качестве истинных. Степень религиозности определяется в зависимости от наличия или отсутствия корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением индивида, силы и глубины влияния религии на различные сферы человеческой деятельности и на мотивацию индивида в повседневной жизни.

Соответственно, соотнесение  себя к той или иной религии  не является показателем религиозности. Реальными показателями религиозности  могут считаться те поведенческие  мотивы, которые направлены на исполнение основных религиозных норм: посещение  церкви (посты), регулярные молитвы, религиозные  посты и т.д. В то же время на мотивацию молодежи влияют общественные стереотипы, в большей степени  старшего поколения, воспитывавшегося на основе советских идей. Так, по данным социологических опросов, половина респондентов, особенно из среды осетин, из представителей старшего поколения были бы против, если бы их дети стали придерживаться основных религиозных норм (регулярно молиться, посещать церковь/мечеть, держать пост), потому что это опасно – 7%, потому что это ассоциируется с терроризмом – 15%, потому что это ничего хорошего не принесет – 12%, потому что это не обязательно – 20%, не будут возражать – 32%, и всего 9% респондентов готовы поддержать личным примером. Как правило, такие ответы давали те, кто относил себя к христианской или мусульманской религии. В большей степени же возражения бывали у родителей-мусульман.

        Старшее поколение продолжает воспринимать религию в качестве некой духовно-нравственной системы, непосредственное применение которой обязательно только для похоронно-обрядовой практики. Выросшая же в эпоху демократизации общества молодежь, социальные институты христианства и ислама воспринимает несколько иначе, демонстрируя большую просвещенность в религиозных вопросах.

        Необходимо отметить, что доминирующим понятием, отражающим ценности большинства студентов, является «семья», затем по убывающей следуют: «достаток», «достоинство», «мир», «патриотизм». (таблица 1). Менее всего для респондентов (т.е. набрали менее 10%) значимы такие ценности как «порядок» (8,8%), «закон» (6,6%), «защита» (5,5%), «демократия» (2,2%), «держава» (1,1%).

 

        Ценность «религия» среди основных ценностей у студенческой молодежи находится на 6 позиции (в условиях ограниченного выбора – не более 3 главных ценностей) и по степени значимости важна так же, как ценности «свобода» и «справедливость» (по 24,4% соответственно). При этом, почти все респонденты (98,4%) считают себя верующими, и всего 1,6% респондентов затруднились ответить на вопрос о степени религиозности (таблица 2).

Информация о работе Религия как социальный институт