Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:58, доклад
Говорить о религиозной философии применительно к эпохе античности в общепринятом христианском смысле слова «религия» некорректно без предварительного обоснования данного подхода. В античности религиозность в христианском смысле слова отсутствует, причем не только как определенная категория, но и как возможный опыт. Здесь присутствовали идольские политеистические культы, которые разбрасывали религиозность по периферии античного сознания. Религия, как предмет осмысления философии стала достоянием человеческой мысли как активное противостояние политеизму. Философия и появилась как первый осознанный опыт данного противостояния.
конечен во времени. Объективная диалектика, описывающая законы развития мира, справедлива только для тварного ****.
Человеческое мышление не абсолютно, оно несет на себе печать греха: несмотря на удивительные и гениальные прозрения, мир воспринимается посредством сознания человека, а не сам по себе, и данное восприятие ограничено греховностью.
И философия, и естественные науки не являются абсолютными предметами познания и потому не могут претендовать на описание «мира самого по себе». Здесь уместно упомянуть Иммануила Канта: «человеческое познание имеет границы».
Диалектика с позиции религиозной философии - это учение о развитии мира и человеческого сознания, которое постигается в рамках единства предельно противоречивого мышления (иначе говоря, принципа тождества противоположностей).
Гегель формулирует три основных закона диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей (раскрывает источник развития бытия как тварности);
закон перехода количественных изменений в качественные (указывает на направление развития тварного бытия);
закон отрицания отрицания (****зывает динамику развития тварного бытия и его основные характеристики).
Развитие тварного бытия основано на единстве противоречивых тенденций в одном и том же объекте, которые, выходя из состояния покоя, смещают исходное единство к его становлению. Данный закон проиллюстрирован Гегелем в трактате «Наука логики». В исходном состоянии бытия нет никаких свойств, кроме «чистого бытия». Единственное свойство, которое относится к «чистому бытию», - это свойство существования, все другие свойства отсутствуют. Свойство существования является онтологическим. Как это понять с содержательной, то есть логической стороны? - задается вопросом Гегель. Чистое бытие по своему логическому содержанию тождественно «ничто».
Онтологическое содержание и характеристика категорий «чистое бытие» и «ничто» противоположны; то есть «ничто» не содержит бытие, а «чистое бытие» содержит бытие. Налицо одновременно и тождественность, и противоположность чистого бытия и ничто, которые в силу указанных обстоятельств образуют единство.
Единство «чистого бытия» и «ничто» позволяет сформулировать принцип тождества бытия и мышления, а также тождество логики, онтологии и теории познания в философии Гегеля. И «чистое бытие» и «ничто» никоим образом не относятся к Божественному бытию, согласно религиозной философии, а исключительно к тварному бытию.
«Чистое бытие» и «ничто» - это два полюса развития мира, чистое бытие становится наличным бытием, отталкиваясь от «ничто» и в пределе восходит к абсолютному бытию (по терминологии Гегеля - к абсолютной идее). Абсолютная идея разворачивает бытийственно собственное содержание через становление, жизнь и дух. Жизнь - это инобытие абсолютной идеи, а дух - это ее самопознание человеком. По Гегелю, не человек познает мир, а дух в человеке познает «мировой дух» или, выражаясь языком Гегеля, субъективный дух **ождествляется с абсолютным духом. В результате Гегель смог обосновать закон единства и борьбы противоположностей.
Вторая часть закона «отрицание отрицания» показывает, что качество, появившееся в результате второго отрицания, во многом напоминает качество первого отрицания, но уже на совершенно другой, бытийственной основе. Здесь уже различается онтология качества, но повторяется тенденция развития.
Таким образом, диалектику и ее законы вполне можно использовать в религиозной философии, но ограничиваясь при этом изучением тварного бытия. Диалектика к вопросу понимания Бога в религиозной философии не применима, потому что она могла бы произвольно изменять теологические истины. Диалектика природы или, иными словами, естественно-научное понимание материи в религиозной философии категорически не допускается, так как относится к области естественных наук.
Соотношение синергетики и диалектики, известное из нерелигиозной философии, является специфическим и не отражает историю философии в целом:
- не проводится граница между философией и естественнонаучными знаниями о мире в изучении понятий диалектики и синергетики;
- синергетика не обосновывается метафизически, а описывается всего лишь как универсальный принцип эволюции природы или коэволюции;
- диалектика понимается как тождество диалектики мысли и диалектики природы.
Остается неясным обоснование самой диалектики с позиции учения о субстанции, что позволяет прийти к следующим выводам:
Марксистская классификация методов философствования страдает типологической эклектикой. Диалектика может быть противопоставлена лишь антитетике как метод философии, но это совсем не означает, что данное противопоставление имеет место у всех философских систем.
Учение Энгельса о диалектике природы отличается наивным позитивизмом, когда сверхмыслимая реальность полагается как чувственно отражаемая в обыденном человеческом опыте, т.е. в реке Энгельс видел «только реку», а в атоме - «только атом».
Синергетика в терминах науки XX века означает принцип скоординированного развития мира или принцип «скоординированной эволюции». Этот термин принадлежит бельгийскому ученому русского происхождения
Илье Пригожину и отечественному математику Никите Моисееву. Основанием для прояснения значения понятия «синергетика» может служить неадекватность естественнонаучного его употребления (в ХХ веке -*. Пригожин, Н. Моисеев: ученые-естественники, а не философы).
Синергетика как термин происходит от слова «синергия», что в переводе с древнегреческого означает «совместное действие», иными словами, предполагается нахождение связи между двумя различными тенденциями развития (точнее их направлениями - «векторами»): сверху - вниз (нисходящая линия развития) и снизу - вверх (восходящая линия развития). «Синергия» обозначает совпадение этих линей развития и их координацию.
В античности впервые учение о синергии развивает школа стоиков («старшая» и «средняя» Стоя). Во «Фрагментах древних философов» содержатся высказывания, которые приписываются крупнейшим стоикам -*енону Китийскому (Зенону из Китиона), Клеанфу (или Клеанту), Посей-донию (Посидонию), которые содержат учение о логосе как мировом принципе, судьбе и т.д. Единственно возможное бытие человека в рамках логоса - это синергия с ним. Синергия характеризует позицию мудреца в мире. Получается, что мир устроен синергийно, а человек может быть устроен и иным образом. Свобода человека - это выбор между синергийной мудростью и случайным страданием. Если человек выбирает путь мудрости, то здесь свободы уже быть не может, т.к. ее нет в мире (логос синергичен). Античность отрицает принцип свободной синергии.
В Средневековой философии разрабатывается иная концепция синергии Бога и человека.
Синергия Бога и человека в христианской философии проявляется в обожении человека. Данное понимание синергии для религиозной философии является основным и ************. Католическое понимание синергии излишне доверяет человеческому разуму, забывая о его падшем греховном состоянии. Согласно православной точки зрения, человеческая природа не содержит в себе вектора к спасению. Протестантское понимание синергии изложено в «Вестминстерском исповедании» - спасение основано на Божественном предопределении, на которое человек повлиять не может; о нем лишь можно косвенно узнать по успеху в делах, следовательно, синергия уже направлена здесь на хозяйственную деятельность (тенденция к «приземленному» пониманию принципа синергии).
Пантеистическая тенденция в понимании принципа синергии прослеживается у Бенедикта Спинозы, который формулирует принцип «тождества Бога и приводы». Синергия Бога и человека может проявляться только в познании мира. Мир устроен по логическим законам, поэтому лишь человек, мыслящий логически, способен познать мир, остальным это недоступно.
Таким образом, современные научные концепции синергетики являются материалистическими, но имеют мало общего с материализмом Маркса и Энгельса. Их диалектику с позиции религиозной философии можно критиковать на основе отрицания принципа имманентного саморазвития материи.
Список литературы
1.Анаксимандр. Фрагменты. Симпликий. ****. к «Физике», 24,17 // Фрагменты ранних греческих философов: в 2 ч. Ч.1. От этических тео-космогоний до возникновения атомистики. М: Наука, 1989. С. 116-129.
2.Гераклит. Фрагменты // Фрагменты ранних греческих философов: в 2 ч. Ч.1. От этических теокосмогоний до возникновения атомистики. М: Наука, 1989. С. 176-257.
3.Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Гегель. Энциклопедия философских наук. М: Мысль, 1977. 472 с.
Информация о работе Религиозное сознание и религиозная философия - диалектика сосуществования