Проблема эволюционного развития вселенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Наука и религия – разные сферы человеческой деятельности, и в ходе истории их взаимоотношения менялись. Христианские богословы первых веков достаточно активно использовали в своих сочинениях научные представления того времени об устройстве мира. Святитель Василий Великий в беседах на шестоднев критически разбирает распространенное тогда учение, принадлежащее Платону, о четырех стихиях: земле, воде, воздухе и огне, из которых якобы состоит весь мир.
В истории мысли последних двух столетий идея эволюции оказалась яблоком раздора в естествознании, в философии, в религии и в идеологии. В отношении к эволюции можно наблюдать очень

Содержание

I. Введение.
II. Теория эволюции: философия или наука.

III. Христианство и наука о теории происхождения вселенной.

IV. Творение и промысел Божий.

V. Наука и Божественное Откровение.

VI. «Православный эволюционизм» и святоотеческое учение.

VII. Заключение.

VIII. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Науке и Религии - копия.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Теперь  же в рамках этого вопроса следует  рассмотреть отношение различных  Отцов Православной Церкви и современных  богословов к вопросу сотворения мира и их отношение к теории эволюции Дарвина.

Стоит отметить слова преп. Серафима Саровского, которые являются доказательством  не эволюционного учения, а именно несостоятельности тех положений, которые свидетельствуют о развитии человека из человекоподобных существ (именно обезьяны).

 «Господь  Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: Да будет всесовершенен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным созданиям. Если бы Господь не вдунул потом в лицо его сего дыхания жизни, то есть благодати, то был бы он подобен всем прочим созданиям»27.

Здесь также следует указать на то, что  душа неотделима от человека, также  неотделима как дни творения друг от друга. Святитель Григорий Нисский указывает, что нелепо утверждать «будто человек был предварительно создан Словом, как-будто статуя из брения, и для этого изваяния появилась душа (ведь тогда умная природа окажется менее ценной, чем статуя из брения)»28.

В спектре  разных отношений к эволюционной гипотезе современных богословов отметим вначале ее радикальное неприятие. Среди критиков эволюционизма в последние десятилетия следует назвать иеромонаха Серафима (Роуза) (+ 1982). Он был и остается одним из самых популярных среди русских православных писателей. Он известен своим крайним традиционализмом.

Свои  взгляды о. Серафим подтверждает многочисленными цитатами из патристики, т.к. святые отцы для него – критерий религиозной истины. Но за основу он берет тексты Священного Писания. В  последние столетия буква Писания  часто наивно толковалась в мнимом согласии с новыми научными открытиями и гипотезами. Поэтому о. Серафим  правильно пишет: «Нам следует быть очень критичными, когда современные  мудрецы говорят нам, как мы должны истолковывать Священное Писание»29.

От радикального отрицания эволюционизма перейдем к более умеренной ее критике. Это крыло в Православии представлено профессором протоиереем Василием Зеньковским. Богослов и историк философии он написал книгу по христианской апологетике, в которой несколько разделов посвятил проблеме эволюции.

В отличие  от иеромонаха Серафима (Роуза) о. Василий  Зеньковский не отрицает, более того, утверждает эволюцию. Эволюция как  самодеятельность земли подразумевается Библией. Господь повелевает земле действовать своими силами («да произведет земля…»). Это повеление, по словам св. Василия Великого, «звучит для земли поныне»30.

Эволюция  у о.В. Зеньковского – не просто эволюция, но эволюция скачками «по повелению  Божию». Различные сферы бытия  не могут быть объяснимы одна из другой. Всякая более высокая сфера  опирается на предыдущие, но не выводима из них. «Эти разные ступени бытия не возникают в порядке простой эволюции, но каждая новая «ступень» (в силу воздействия какой-то силы вне космоса, т.е. Бога) появляется именно как новая»31.

Также стоит упомянуть труд прот. Георгия  Флоровского, написанный сначала на немецком языке за рубежом, он получил  огромную популярность среди толкователей теории эволюции.

Именно  он вводит понятие «телеология», которое  стоит трактовать, как особое свойство эволюции, присущее только живым организмам. Не каждая вещь может «развиваться». Например, не может развиваться нечто элементарное, простое, принципиально неизменное («атом» в прямом смысле этого слова). Не может развиваться и агрегат, то есть такое множество, которое не образует никакого внутреннего единства, множество функционально не связанных между собою или функционально неотличимых друг от друга элементов. Развиваются только организмы. Уже Аристотель показал, что для развития необходима напряженность между «возможным» и «действительным». А «возможность» – это форма, не достигшая явления. Итак, эволюция предполагает заложенную в организме конечную цель или форму. «Иными словами, эволюция движется по некоему эмбриологическому плану. Понимаемая так, она всегда есть процесс телеологический. В эволюции реализуется заложенная в организме преэкзистенция, «скрытость, которая в процессе эволюции открывается»32

В кратком  обзоре размышлений о. Георгия Флоровского  мы видим не поверхностное отрицание  и не восторженное поверхностное  принятие, но серьезное религиозное  обоснование и оправдание эволюции. Во-первых, как мне кажется, они  показывают суетность всякой неоправданной  методологии, выводящей живое из неживого и свободно-разумное из природно-необходимого. Во-вторых, в указанных непереходимых  границах между неживым, живым и  личностным они оправдывают дальнейшие научные поиски механизмов эволюции, более удачные, чем те, которые  предлагала наука до сих пор. В  третьих, эти размышления призывают  ученых не пренебрегать телеологией. Более  того, они указывают, что всякое исследование в области эволюции, принципиально  исключающее телеологию, заведомо обречено на слепое блуждание во тьме или на научную неудачу.  

Заключение.

Что хочется  отметить в заключении этой противоречивой работы. Христианский взгляд на теорию эволюции таков: невозможно было создать  из материи все существа, которые  потом в процессе собственного (личного) развития усовершенствовались до человека. Именно Господь создает те самые  законы, которые сейчас принято называть естественнонаучными.

«Если "где хочет Бог, побеждаются естества законы", то тем более сами "законы естества" Он творит такими, какими хочет. Поэтому остается непонятным, каким образом возможное открытие естествознанием законов возникновения и развития жизни могло бы, как это утверждает атеизм, подорвать христианское мировоззрение?»33

В вопросе  происхождения мира христианство является глубоко оправданным по своей  логике мировоззрением, исключающим  слепую веру в чудо саморазвития Вселенной, самовозникновения жизни, самозарождения разума и тому подобных "чудес". Христианство говорит о разумной Причине бытия этого прекрасного мира.

Несмотря  на то, что человек и вся остальная  природа были созданы не как ступенчатое  развитие материи, а отдельно друг от друга, христианство не только не отделяет создание животных и человека друг от друга, но осмысливает связь природы и человека, дает ей духовное обоснование. 


Информация о работе Проблема эволюционного развития вселенной