Проблема эволюционного развития вселенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Наука и религия – разные сферы человеческой деятельности, и в ходе истории их взаимоотношения менялись. Христианские богословы первых веков достаточно активно использовали в своих сочинениях научные представления того времени об устройстве мира. Святитель Василий Великий в беседах на шестоднев критически разбирает распространенное тогда учение, принадлежащее Платону, о четырех стихиях: земле, воде, воздухе и огне, из которых якобы состоит весь мир.
В истории мысли последних двух столетий идея эволюции оказалась яблоком раздора в естествознании, в философии, в религии и в идеологии. В отношении к эволюции можно наблюдать очень

Содержание

I. Введение.
II. Теория эволюции: философия или наука.

III. Христианство и наука о теории происхождения вселенной.

IV. Творение и промысел Божий.

V. Наука и Божественное Откровение.

VI. «Православный эволюционизм» и святоотеческое учение.

VII. Заключение.

VIII. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Науке и Религии - копия.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
I. Введение.

II. Теория эволюции: философия или наука. 
 
III. Христианство и наука о теории происхождения вселенной. 
 
IV. Творение и промысел Божий. 
 
V. Наука и Божественное Откровение. 
 
VI. «Православный эволюционизм» и святоотеческое учение. 
 
VII. Заключение. 
 
VIII. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

Наука и религия – разные сферы человеческой деятельности, и в ходе истории  их взаимоотношения менялись. Христианские богословы первых веков достаточно активно использовали в своих  сочинениях научные представления  того времени об устройстве мира. Святитель  Василий Великий в беседах  на шестоднев критически разбирает  распространенное тогда учение, принадлежащее  Платону, о четырех стихиях: земле, воде, воздухе и огне, из которых  якобы состоит весь мир.

В истории  мысли последних двух столетий идея эволюции оказалась яблоком раздора  в естествознании, в философии, в  религии и в идеологии. В отношении  к эволюции можно наблюдать очень  пристрастное отношение.

В Православной Церкви редко давались оценки тем  или иным научным гипотезам. Наука  занимается своим делом, Церковь  – своим. Но там, где наука пытается узурпировать место религии и  становится идолом, Церковь должна реагировать. К сожалению, гипотезу эволюции идеологи часто использовали в антихристианских целях. Поэтому  эволюция была предметом обсуждения в среде православных богословов. Взгляд на эволюцию был различным: от крайне отрицательного до восторженно  положительного (разумеется, без атеистических  выводов из нее), от поверхностного до очень глубокого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теория  эволюции: философия  или наука.

Почему  стоит поднять этот вопрос в данной работе? Потому что чаще всего отстаивающие позицию «дарвинизма» люди опираются  на то, что креационизм или религиозный  взгляд на происхождение человека крайне не научен. Но при ближайшем рассмотрение в теории эволюции также можно  найти ненаучные постулаты.

Суть  теории Дарвина в том, что все  формы жизни, включая и бактерии и разумные формы, возникли в результате действия слепых механических явлений  природы. Для объяснения этого явления  Дарвин разработал два основных принципа. Сперва, как он считал, что гены организма  изменяются случайным образом. В  дальнейшем, если эти случайные генные изменения выражаются в благоприятных  для особи свойствах, то организм выживает и передает их своему потомству. Если эти изменения неблагоприятны, природа уничтожает особь и с  ней - новые качества особи. Дарвин был  уверен, что именно этот бесконечный  и случайный процесс отбора и  объясяет эволюцию жизни. Таким образом, ему легко было назвать человека эволюционным потомком низших приматов, слегка усложненным в биологическом  смысле, но тем не менее в основе своей - таким же животным. Человек, по его мнению, являлся не более  чем суммой всех биологических случайностей за последние миллионы лет.

Для того, чтобы доказать любую научную  теорию необходимо два правила: доказательность (путем эксперимента) и теории должны находиться какие-либо материальные свидетельства  из прошлых лет. Единственным свидетельством теории Дарвина могут служить  окаменелости, но Стивен Джей Гоулд, известный  американский ученый, биолог, историк  науки, долго изучая окаменелости, не нашел подтверждения теории эволюционизма. Если же говорить о тех экспериментах, которые были поставлены Дарвиным в  защиту своей теории, то и здесь  находится ряд причин, по которым  их результаты могут быть опровергнуты.

Для одомашнивания отбирались особи, обладавшие сильной врожденной степенью изменчивости, а также способные к приучению  и размножению в домашних условиях. Поэтому на основе полученных результатов  по изменчивости прирученных животных и культурных растений, нельзя делать обобщения и полученные выводы распространять на организмы, живущие в естественных условиях. 

Какими  бы не были результаты изменений домашних пород и сортов они не достигают  видовой степени различия, что  уже само по себе лишает учение Ч. Дарвина  фактической основы. «Невозможность перейти видовые границы объясняется сущностью самого отбора: работа идет с отдельными признаками, а организм в целом, по существу не изменяется и не затрагивается», - так отмечает Н. Я. Данилевский.1

Одичание  прирученных или культивируемых организмов приводит их к своему дикому первоначальному типу, что доказывается большим числом возвратившихся в  дикое состояние домашних форм, не отличающихся от своих диких сородичей. 

Значение  искусственного отбора в происхождении  принципиальных, коренных изменений  домашних животных и культурных растений Ч. Дарвином было сильно преувеличено. Самые существенные и важные морфологические  изменения домашних организмов получены независимыми от искусственного отбора, самостоятельно действовавшими факторами. К этим факторам относятся крупные  самопроизвольные изменения, гибридизация, влияние внешних условий, появления  различных видов уродств. Искусственный  же отбор является вторичным и  более поздним фактором в деле образования новых пород и  сортов культурных растений.

Даже  сам Дарвин в одном из своих  писем говорил: «Иногда кажется невозможным доказать, что весь этот разнообразный чудесный мир, в том числе и мы, мыслящие, возник случайно. Вот в чем главный аргумент в пользу существования Бога»2. 

Следовательно, различные трактовки теории Дарвина  скорее можно назвать философской  попыткой объяснить происхождение  мира, нежели научным взглядом на  возникновение Земли.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Христианство  и современная  наука о теории происхождения вселенной.

Ученые  сейчас все чаще говорят о том, что увеличивающиеся знания в  различных сферах человеческой жизни  все больше ставят под вопрос эволюционную теорию мира. Например, нобелевский  лауреат в области физики  Артур  Комптон писал: «Чем больше мы узнаем о нашем мире, тем меньшей становится вероятность того, что он произошел в результате случайных процессов, поэтому сегодня немного в действительности ученых, которые готовы защищать атеистическую точку зрения».3 А Ричард Смоли, получивший нобелевскую премию в области химии, выразил свое отношение к трактовкам эволюционизма так: «Я, со своим образованием в области химии и физики, убежден, что эволюции быть не могло». 4

Большинство космологов ныне склоняются к так  называемому инфляционному сценарию начальной стадии рождения Вселенной  или сценарию раздувающейся Вселенной , предложенному в 80-х годах XX века.

Согласно  этому сценарию, наша Вселенная возникла 10-15 миллиардов лет назад из области некоего вакуумоподобного состояния, «имеющей размер порядка планковского lp ~ 10-33см, огромную плотность энергии e0 и уравнение состояния p = - e0, где р – давление. При таком уравнении состояния происходит экспоненциальное раздувание Вселенной в 10107 - 101014 раз по различным классическим теориям и в 106*104 раз при учете квантовых эффектов за время от так называемого планковского момента tp ~ 10-43сек до момента порядка ti ~ 10-37сек. При этом плотность энергии остается постоянной. Описать состояние Вселенной до момента    tp~10-43сек в настоящее время не представляется возможным из-за квантово-гравитационных флуктуаций на этой стадии и отсутствия соответствующей квантовой теории гравитации.»5

В конце  стадии раздувания происходит разогрев Вселенной за счет передачи энергии  вакуума рождающимся частицам вещества. В конце стадии разогрева температура  вещества составляет величину порядка 1019 ГэВ ~ 1032K.

Такая раздувающаяся область возникает  «из ничего» или из какого-то другого  состояния путем фазового перехода, подобно образованию пузырей  пара в перегретой жидкости, или квантового туннельного перехода. Причем она может, в принципе, образовываться не одна. Таким образом, может быть, и наша Вселенная не одна. Инфляционная теория допускает возникновение множества мини-вселенных с различными исходными фазовыми или квантовыми состояниями, и, следовательно, не похожими одна на другую. Различные мини-вселенные могут отличаться количеством измерений пространства-времени, законами природы, составом и свойствами вещества и т.п. Но только во Вселенной нашего типа возможно возникновение жизни нашего типа и человека. Это одна из формулировок так называемого антропного принципа. «Наблюдаемая нами область Вселенной имеет размер порядка 10 миллиардов световых лет или ~ 1028см, что составляет ничтожно малую часть всей Вселенной на момент окончания периода инфляции ti. Сам термин «инфляция» взят из экономики, где, как известно, он означает непомерное раздувание объема денежной массы.»6

Дальнейшая  эволюция Вселенной происходит в  соответствии с классической теорией  «горячей» Вселенной Фридмана. По этой теории расширение происходит по степенному закону, т.е. значительно медленнее, чем на инфляционной стадии. В последнее время появляется все больше данных в пользу плоской Вселенной. Расширение Вселенной подтверждается наблюдаемым красным смещением спектров удаленных галактик.

Вселенная, заполненная равновесной плазмой, продолжает расширяться и охлаждается. «Приблизительно к моменту времени t~1012сек или ~ 300.000 лет температура падает до (3-4)*103K. При этой температуре происходит рекомбинация водорода, плазма превращается в нейтральный газ, прозрачный для излучения. «С этого момента излучение существует самостоятельно, не поглощается веществом и охлаждается по мере расширения Вселенной от       (3-4)*103K до 2,7K в настоящее время.»7 Это реликтовое излучение обнаружено во Вселенной, что также подтверждает правильность теории.

После образования нейтрального газа становится возможным формирование за счет гравитации отдельных небесных тел из первоначально  небольших флуктуаций плотности.

Земля имеет достаточную массу для  удержания атмосферы, удалена от Солнца как раз настолько, чтобы  температура на ее поверхности позволяла  существовать воде в жидком состоянии, что создает условия для возникновения  и эволюции на Земле жизни нашего типа.

Каково  же христианское понимание происхождения  Вселенной?

Об этом нам говорит Библия: «В начале сотворил Бог небо и землю».8 В первых же словах Библии говорится о начале мира. Мир сотворен и имеет начало. Само творение происходит поэтапно в течение шести дней. В первый день Бог сотворил свет и отделил его от тьмы. Во второй день Он сотворил твердь, которую назвал небом. В третий день Бог собрал воды в моря и явил сушу, которую назвал землею. Земля произрастила траву и деревья, т.е. растения. В четвертый день Бог сотворил светила на тверди небесной: Солнце, Луну и звезды «для отделения дня от ночи, и для знамений времен, и дней и годов».9 В пятый день Бог сотворил рыб, пресмыкающихся и птиц. В шестой день по слову Божию земля произвела животных: «скотов, и гадов и зверей земных».10 И в шестой же день Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, сотворил мужчину и женщину, благословил их, заповедал им плодиться и размножаться, наполнять землю и обладать ею, владычествовать над всеми животными, а в пищу им дал плод древесный и зелень травную. В седьмой день Бог почил от дел Своих, и благословил и освятил седьмой день.

И насадил  Господь Бог рай в Едеме  на востоке и поселил там человека, и заповедал ему есть плоды  от всех деревьев в саду, только плоды  от дерева познания добра и зла  Бог запретил есть человеку под страхом  смерти. Бог привел к человеку всех животных, и он нарек им имена.

Однако  змей искусил жену Адама, сказав, что  они не умрут, вкусив запретного плода, но будут как боги, знающие добро  и зло. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; взяла плодов его и ела; и дала также мужу, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…».11

За грехопадение Бог сказал жене: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…».12 Адаму же сказал: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». 13И нарек Адам имя жене своей Ева, что значит жизнь, ибо она стала матерью всех живущих. Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их, и изгнал их Господь из сада Едемского, чтобы возделывать землю.

Ева рожала детей, и началась история человечества. В Библии эта история представлена достаточно полно, поколения людей  следуют одно за другим вплоть до Рождества  Христова. В Евангелиях от Матфея и  Луки дано родословие Христа от Авраама  и Адама соответственно. Отсюда можно  оценить время от сотворения мира до наших дней. Оно получается около 7,5 тысяч лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творение  и промысел Божий.

Под Промыслом  Божиим чаще всего понимают действия воли Божией по отношению к конкретному  человеку, или народу, или человечеству в целом. В современном контексте  обычно не говорят о таких явлениях как рождение Вселенной, происхождение  жизни и различных видов живых  существ, происхождение человека как  о Промысле Божием. Скорее принято  считать эти явления творением  Божиим.

Творение  мира нельзя рассматривать как процесс  развития, который был запланирован Богом. Почему стоит здесь говорить именно о промысле, потому что возникновение  человека, любого существа на Земле  происходит как бы по ту сторону  возникновения Вселенной. Тогда  может возникнуть вопрос, а не тот  же ли это эволюционизм, теория, имеющая  основой представления Дарвина. Ответ очевиден. Для теории эволюции Дарвина необходима элементарная частица, какой-то неорганический неживой материал. А промысел Божий ведет к развитию созданный именно Господом до этого  организм. Для эволюционистов термин «творения» не применим вообще, так  как любое существо творит само себя на протяжении всей жизни. Для христианина  есть только развитие, направление  к благим целям, внутреннее совершенствование, которым помогает Божий промысел. Многие Святые Отцы писали об этом. Даже существует специальный цикл бесед  с Афонскими старцами о действии Божьего промысла.

Информация о работе Проблема эволюционного развития вселенной