Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве
нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было
дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную
бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки
гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии,
варягами, около половины IX в.

Содержание

1. Русь языческая ……………………………………….. 2
2. Крещение Руси князем Владимиром ………………... 7
3. Историческое значение принятия Русью
христианства ………………………………………... 16
4. Список использованной литературы ………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

принятие христианства на руси.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах  Руси

были созданы вслед за Десятинною церковью.  Они  строились  по  византийским

образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками.  Архитектурное  дело

и  живопись  под  влиянием  церковного  строительства   достигли   в   Киеве

значительного развития.  А  с  ними  вместе  развились  прочие  искусства  и

художественные ремесла, в  особенности  же  ювелирное  дело  и  производство

эмали. Первыми  мастерами  во  всех  отраслях  художественного  производства

были, конечно, греки.  Позднее  под  их  руководством  появились  и  русские

мастера.  Развилось,  таким  образом,  национальное  искусство.  Но  оно   в

Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и  поэтому

известно в науке под именем русско-византийского.

      Дело  о  крещении  Владимира  обыкновенно  представляется  так,   что,

решившись принять христианство и, крестившись сам, он тотчас же приступил  к

крещению  своего  народа.  В  действительности  это  не  могло   быть   так.

Переменить веру для народа не шутка. Игорь и Ольга  не  отважились  на  это.

Крестившись сам, Владимир мог находить  благоразумным  подготовить  народ  к

перемене веры. Владимир не вступал в сношения  с  греками  потому,  что  его

собственное крещение было делом частным.

      Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием дать

ту же веру и своему народу. Но в этом решении  принимали  участие  и  мотивы

государственные, он действовал и как великий государь.

      Русские принадлежали к семейству  европейских народов, но оказывались в

нем,  так  сказать,  уродом.  Все  другие  европейские   народы   были   уже

христианскими и начали жить тою новою гражданскою жизнью,  которую  получили

вместе с христианством и  которая  отделяла  их  от  народов  языческих  как

особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не  оставалось

более сделать, как последовать примеру других.

      Владимир  понял  настоявшую   Россию   необходимость   стать   страною

христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

      Крестившись  от  папы,  Владимир  вступил  бы  в  многочисленный  сонм

окружавших его государей. Но он был бы в нем  младшим,  сделался  бы  весьма

ограниченным в своей свободе его членом. Напротив,  крестившись  от  греков,

Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть  в  мальчиках  и

на послугах у других.

            3. Историческое значение принятия  Русью христианства

 

      Время Владимира нельзя считать  периодом гармонии власти и  общества.

      Историческое значение этого  времени заключалось в следующем:

      1) Приобщение славяно-финского мира  к ценностям христианства.

      2) Создание условий для полнокровного  сотрудничества племен  Восточно-

европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

      3) Русь была признана как  христианское  государство,  что  определило

более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

      Русская церковь, развивавшаяся  в сотрудничестве с государством,  стала

силой  объединяющей  жителей  разных  земель  в  культурную  и  политическую

общность.

      Перенесение на  русскую  почву  традиций  монастырской  жизни  придало

своеобразие славянской колонизации северных  и  восточных  славян  Киевского

государства. Миссионерская деятельность на землях,  населенных  финоязычными

и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту  христианской

цивилизации,  но  и  несколько  смягчала  болезненные  процессы  становления

многонационального государства (это государство  развивалось  на  основе  не

национальной и религиозной  идеи.  Оно  было  не  столько  русским,  сколько

православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось).

      Приобщение к тысячелетней христианской  истории ставило  перед  русским

обществом новые культурные, духовные  задачи  и  указывало  на  средства  их

решения  (освоение   многовекового   наследия   греко-римской   цивилизации,

развитие  самобытных  форм  литературы,   искусства,   религиозной   жизни).

Заимствование  становилось  основой  для  сотрудничества,   из   осваиваемых

достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые  славянам  каменное

зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и  летописание,

школа и переписка книг. Крещение Руси,  понимаемое  не  как  кратковременное

действие, не как массовый обряд, а как  процесс  постепенной  христианизации

восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение  Руси  создало

новые формы внутренней жизни этих  сближавшихся  друг  с  другом  этнических

групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

      Для  русского  народа,  сравнительно  поздно   вступившего   на   путь

исторического  развития,  принятие  христианства   означало   приобщение   к

многовековой и высокой  культуре  Византии,  но  необходимо  четко  отделять

культуру (сложившуюся еще в  языческий  период)  от  религиозной  идеологии.

Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской  страной,

а тем, что  являлась  наследницей  античной  Греции,  сохраняя  значительную

часть  ее  культурного  богатства.  В  этом   смысле   христианство   нельзя

противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных  по

внешности  проявления  одной  и  той  же  идеологии.  Формально  Русь  стала

христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна,  требовавшего

себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно  молились  Перуну

и  огню-Сварожичу,  справляли  буйные  праздники   родной   старины.   Автор

начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом  нарицающиеся

христиане", а на  деле -  "поганьске  живуще",  на  игрищах  людей  "многое

множество", а в церкви во время службы их обретается мало.  В  конце  XI  в.

киевский  митрополит  Иоан   жаловался,   что   церковный   обряд   венчания

соблюдается только боярами и князьями, а простые  люди  заключают  браки  по

прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием"  и

некоторые  "без  срама"  имеют  две  жены.  Не  будучи   в   силах   достичь

действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан,  греческие

священники  пошли  на  уступки  прежней  вере:   они   признали   реальность

существования  всех  славянских  богов,  приравняв  их  к  бесам,   признали

святость традиционных мест и сроков  старого  культа,  выстраивая  храмы  на

местах  прежних  кумиров  и  капищ   и   назначая   христианские   праздники

приблизительно на те же  дни,  к  которым  приурочивались  ранее  языческие.

Язычество сливалось с христианством.

      Новая русская церковь стала  новым и обильным источником  доходов для ее

духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации  в

руках верхов киевского общества.  За  эти  материальные  выгоды  можно  было

заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.

       Русская церковь играла сложную  и многогранную роль  в  истории  Руси.

Несомненна  ее  польза   как   организации,   помогавшей   молодой   русской

государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее  роль

в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам  Византии,

в распространении посвящения и создании  крупных  литературно-художественных

ценностей.

       Героическая эпоха Владимира (княжил  980-1015  гг.)  была  воспета  и

церковным летописцем и народом потому, что  в  главных  своих  событиях  она

сливала воедино феодальное начало  с  народным,  политика  князя  объективно

совпадала с общенародными интересами.

 

 

                      Список использованной литературы

 

 

     1. Н. М. Карамзин «Предания веков» (c) 1988 «Правда»

 

     2. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, 1988 «Мысль»


Информация о работе Принятие христианства на Руси и его историческое значение