Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве
нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было
дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную
бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки
гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии,
варягами, около половины IX в.

Содержание

1. Русь языческая ……………………………………….. 2
2. Крещение Руси князем Владимиром ………………... 7
3. Историческое значение принятия Русью
христианства ………………………………………... 16
4. Список использованной литературы ………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

принятие христианства на руси.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

"богат  был. . . книгами" епископ Ростовский  Кирилл I (XIII век).  Рукописные

книги были очень дороги, приобретать их в большом  количестве  могли  только

состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

      Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется

влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного  русского

общества к вопросам христианской веры, нравственности и  тем,  что  русскими

писателями в то время были в основном лица духовные.

      С Крещением Киевской  Руси  еще  более  расширились  и  углубились  ее

государственные  и  культурные  связи  не  только  с  Византией,  но   и   с

Балканскими странами и  другими  государствами  Европы.  Вступив  в  Брак  с

греческой  царевной  Анной,  князь  Владимир   породнился   и   с   немецким

императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны  -

Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил  в  мире  с

окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским,  и  с

Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".

      Еще более оживились связи  Киевской Руси с  европейскими  странами  при

Ярославе Мудром. В значительной степени их  укрепляли  династические  браки.

Так,  дочь  Ярослава  Мудрого  Анна  была  замужем  за  французским  королем

Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем  Андреем  I,  Елизавета  -  за

Геральдом Норвежским, а затем за Свеном  Датским;  польский  король  Казимир

был  женат  на  Добронеге,  сестре  Ярослава   Мудрого.   Русская   церковь,

благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.

      В языческое время на Руси  было лишь одно общественное  различие:  люди

делились  на  свободных  и  несвободных,  или  рабов.  Свободные  назывались

мужами; рабы носили название "челядь" (в единственном  числе  холоп,  роба).

Положение рабов, очень многочисленных, было тяжко: они  рассматривались  как

рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли  иметь  собственного

имущества,  не могли  быть  свидетелями  в  суде,  не  отвечали   за   свои

преступления пред законом. За них ответствовал господин, который имел  право

жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как  хотел.  Свободные

люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти  себе

защиту только у своего господина; когда же господин  его  отпускал  на  волю

или прогонял, раб становился изгоем и лишался покровительства и  пристанища.

 

      Таким образом, в языческом обществе  княжеская власть не имела той силы

и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось  на

самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли  и  защищали

своих членов. Вышедший из  своего  союза  человек  оказывался  бесправным  и

беззащитным изгоем.  Семья,  при  обычае  многоженства,  умычки  и  покупки

невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень  распространено.

Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама  по  себе

в нем не имела никакого значения.

      Под влиянием христианства языческие порядки  на  Руси  начали  заметно

смягчаться.

      Христианская церковь, основанная  на Руси князем Владимиром,  не  могла

примириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви  и  милости

церковь принесла на Русь  и  начала  византийской  культуры.  Уча  язычников

вере,  она  стремилась  улучшить  их   житейские   порядки.   Под   влиянием

христианства отдельные лица из  языческой  среды  изменяли  к  лучшему  свои

взгляды и нравы. О самом князе Владимире предание говорит, что он  смягчился

под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди  дружины  из  земских

людей появилось много благочестивых христиан, почитавших  церковь,  любивших

книги и иногда уходивших от мирских соблазнов  в  монастыри  и  в пустынное

житье.  Через  свою  иерархию  и  примером  ревнителей  новой  веры  церковь

действовала на нравы и учреждения Руси.  Проповедью  и  церковною  практикой

она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.

      Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила,

как они должны управлять:  "воспрещать  злым  и  казнить  разбойников".  "Ты

поставлен от Бога  на  казнь  злым,  а  добрым  на  милованье",  -  говорила

духовенство князю Владимиру, указывая  ему,  что  князь  не  может  остаться

безучастным к насилию и злу в своей  земле,  что  он  должен  блюсти  в  ней

порядок. Такой взгляд духовенство основывало  на  убеждении,  что  княжеская

власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна  творить  Божью

волю. Но так как "всяка власть от Бога" и так как князь "есть Божий  слуга",

то ему надлежит повиноваться и его  надлежит  чтить.  Церковь  требовала  от

подданных князя, чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на  него  зла

и смотрели на него, как на избранника Божия. Когда князья сами  роняли  свое

достоинство в  грубых  ссорах  и  междоусобиях  ("которах"  и  "коромолах"),

духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших"  и  "не

переступали  чужого  предела".  Так  духовенство  проводило  в  жизнь   идеи

правильного государственного порядка, имея перед собою пример Византии,  где

царская власть стояла очень высоко.

      Найдя на Руси ряд союзов, родовых  и племенных, дружинных и  городских,

церковь образовала собою особый союз -  церковное  общество;  в  состав  его

вошло  духовенство,  затем  люди,  которых  церковь  опекала  и  питала,  и,

наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь  опекала  и

питала тех, кто не мог сам себя кормить:  нищих,  больных,  убогих.  Церковь

давала приют  и  покровительство  всем  изгоям,  потерявшим  защиту  мирских

обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные  рабами.

И изгои, и рабы становились под защиту церкви  и  делались  ее  работниками.

Всех своих людей одинаково церковь судила и  рядила  по  своему  закону  (по

Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили  из  подчинения

князю и становились подданными церкви. И как бы ни  был  слаб  или  ничтожен

церковный  человек,  церковь  смотрела  на  него  по-христиански  -  как  на

свободного человека. В церкви  не  существовало  рабство:  рабы,  подаренные

церкви, обращались в людей лично свободных; они были  только  прикреплены  к

церковной земле, жили на ней и работали на  пользу церкви.  Таким  образом,

церковь давала  светскому  обществу  пример  нового,  более  совершенного  и

гуманного устройства, в  котором  могли  найти  себе  защиту  и  помощь  все

немощные и беззащитные.

      Церковь  затем  влияла  на  улучшение  семейных  отношений  и   вообще

нравственности  в  русском  обществе.  На  основании  греческого  церковного

закона,  принятого  и  подтвержденного  первыми  русскими  князьями   в   их

"церковных  уставах",  все  проступки   и   преступления   против   веры   и

нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные  судьи,

во-первых,  судили  за  святотатство,  еретичество,  волшебство,   языческие

моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все семейные  дела,  возникавшие

между мужьями и женами, родителями и детьми.  Церковь  старалась  искоренить

языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание  и  покупку

жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя  в

своих судах византийские законы,  более  развитые,  чем  грубые  юридические

обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие  нравы  на  Руси,

насаждало лучшие порядки.

      В особенности восставало духовенство  против  грубых  форм  рабства  на

Руси. В  поучениях  и  проповедях,  в  беседах  и  разговорах  представители

духовенства деятельно учили господ быть милосердными  с  рабами  и  помнить,

что раб - такой  же  человек  и  христианин,  как  и  сам  его  господин.  В

поучениях запрещалось не только убивать, но и  истязать  раба.  В  некоторых

случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на  свободу.

Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их  на

своих  землях;  по  примеру   церкви   иногда   тоже   делали   и   светские

землевладельцы.  Хотя  такие   примеры   были   и   редки,   хотя   увещания

благочестивых  поучений  и  не  искореняли  рабства,  однако   изменялся   и

смягчался самый взгляд на раба, дурное обращение с рабами  стало  почитаться

"грехом". Оно  еще  не  каралось  законом,  но  уже  осуждалось  церковью  и

становилось предосудительным.

      Так широко было влияние церкви  на гражданский быт языческого  общества.

Оно  охватывало  все  стороны  общественного  устройства  и  подчиняла  себе

одинаково как политическую деятельность князей, так и частную  жизнь  всякой

семьи. Это  влияние  было  особенно  деятельно  и  сильно  благодаря  одному

обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была  еще  слаба  и

киевские князья, когда их становилось много, сами  стремились  к  разделению

государства,  -  церковь  была  едина  и  власть  митрополита   простиралась

одинаково на всю Русскую землю.  Настоящее  единовластие  на  Руси  явилось,

прежде всего,  в  церкви,  и  это  сообщало  церковному  влиянию  внутреннее

единство и силу.

      Рядом с воздействием  церкви  на  гражданский  быт  Руси  мы  видим  и

просветительную деятельность церкви. Она была  многообразна.  Прежде  всего,

просветительное значение имели те практические  примеры  новой  христианской

жизни, которые давали русским людям  отдельные  подвижники  и  целые  общины

подвижников   -   монастыри.   Затем   просветительное   влияние   оказывала

письменность,  как  переводная  греческая,  так  и   оригинальная   русская.

Наконец, просветительное значение имели те предметы и  памятники  искусства,

которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

      Истинный  создатель  огромной  империи  Руси  -   князь   Владимир   I

Святославович в 980 году делает  первую  попытку  объединения  язычества  на

всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги,  от  Балтийского

моря до Черного. После создания пантеона богов  в  Киеве  он  послал  своего

дядю Добрыню  в  Новгород,  и  тот  "постави  кумира  над  Волхвом".  Однако

интересы страны звали Русь к религии  более  развитой  и  более  вселенской.

Последняя должна  была  служить  своеобразным  приобщением  Руси  к  мировой

культуре. И не случайно этот выход на мировую арену  органически  соединялся

с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который  это

приобщение закрепил бы в  текстах,  прежде  всего  переводных.  Письменность

давала возможность общения не только  с  современными  культурами,  но  и  с

культурами прошлыми. Она делала  возможным  написание  собственной  истории,

философского обобщения своего национального опыта, литературы.

      Принятие христианства из Византии  оторвало  Русь  от  магометанской  и

языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.  Болгарская  письменность

сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и  создавать  в

первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.  Сама

по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной  дате

начала русской культуры, то самой обоснованной 988 год.

      В первое время христианская  письменность  на  Руси  не  была  обширна.

Книги,  принесенные  на  Русь  вместе  с   крещением,   представляли   собою

болгарские  переводы  Библии,  богослужебных  книг,  поучений,  исторических

книг, Кормчей книги и  т.  п.  Под  влиянием  этой  болгарской  письменности

создалась и  собственная  русская  письменность,  в  которой  главное  место

занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта  письменность,  за

немногими  исключениями,  не  отличалась  ни  ученостью,   ни   литературным

искусством.  Первые  киевские  писатели  были  просто   грамотными   людьми,

обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам  так,

как умели, без школьной учености и риторического искусства.  Тем  не  менее,

их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь  наших  предков

и содействовали смягчению нравов на Руси.

      Благодаря болгарской письменности  христианство сразу выступило  на Руси

в виде  высокоорганизованной  религии  с  высокой  культурой.  Та  церковная

письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое  важное,  что

дало  Руси  крещение.  Христианство  в  целом  способствовало  возникновению

сознания единства человечества.

      Наконец, христианская вера  на  Руси  совершила  переворот  в  области

пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов  и  довольствовалась

изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных  храмов

в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший  название

Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его  содержание  "десятину"

(то есть  десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом  в

Информация о работе Принятие христианства на Руси и его историческое значение