Особенности понимания текстов первоисточников религий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 14:45, лекция

Краткое описание

Если говорить о Писаниях - Тора (или Пятикнижие Моисея); Евангелия; Коран, то при обращении к ним возникает проблема понимания смысла, обусловленная наличием в них различных образных сравнений, описаний. Неподготовленный человек даже не всегда понимает, о чем идет речь, хотя тексты кажутся такими простыми и доступными. Но в них, помимо описаний понятных бытовых ситуаций, имеются также и части, которые невозможно отнести к бытовым описаниям. Поэтому в религиях, например, очень часто можно видеть применение не оригинала текста, а его трактовок, разъяснений, которые были бы доступны для понимания человеку со средним уровнем подготовки – так называемых толкований. Написание перевода текстов Писаний по существу является не переводом в общепринятом смысле этого понятия, а написанием их вновь, но уже на другом языке – описанием первоначально являвшегося пророку образа. Только тогда их можно считать истинными, не искажающими смысл, заложенный в них.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности текстов религий.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

1. Введение.

Если говорить о Писаниях - Тора (или Пятикнижие Моисея); Евангелия; Коран, то при обращении к ним возникает проблема понимания смысла, обусловленная наличием в них различных образных сравнений, описаний. Неподготовленный человек даже не всегда понимает, о чем идет речь, хотя тексты кажутся такими простыми и доступными. Но в них, помимо описаний понятных бытовых ситуаций, имеются также и части, которые невозможно отнести к бытовым описаниям. Поэтому в религиях, например, очень часто можно видеть применение не оригинала текста, а его трактовок, разъяснений, которые были бы доступны для понимания человеку со средним уровнем подготовки – так называемых толкований. К недостаткам таких трактовок можно отнести рассмотрение только одного из источников, без связи его с другими, а это неизбежно приводит к отсутствию единого понимания картины мироздания и явлениям, наблюдаемым повсеместно: сектантству (религии, секты, течения) - разделению Учения на составляющие, якобы обособленные, части и соответственно – раздорам между их приверженцами.

Однако при непредвзятом подходе к анализу всех трех составляющих Писаний – Пятикнижия Моисея, Евангелий и  Корана, основанном на принятых в науке принципах, становится очевидной их неразрывная взаимосвязь, невозможность трактовки смысла текста любого из них без обращения к другим составляющим частям.

Если составлять толкование текстов Писаний, то для корректного, признаваемого приверженцами  религий варианта это необходимо делать только с применением подходов, которые в них же и указаны. Главным критерием истинности трактовки текста, принятым для данной работы, является указанный, например, в Коране, суре 4 (перевод И. Крачковского) {2}:

«82. Разве ж они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий.»

Та же самая идея указана и в Евангелиях, например, Евангелие от Матфея, 5:{1}

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».

То есть, в процессе работы принимался тот вариант толкования Библии (христианской), Корана, который не содержит противоречий – как внутренних, так и с другими частями Писаний в целом.

 

2. Способ появления  текстов Писаний.

 

Основная мысль, идея всех религиозных источников состоит в том, что наш мир был целенаправленно сотворен, а не является результатом случайности.

Идея о наличии некой Силы, сотворившей наш мир, присутствует во всех источниках религий авраамического направления. В Пятикнижии Моисея, например, она обозначена как Бог, в Евангелиях – Отец Небесный, в Коране – Аллах, Господь, Всевышний. Эта же идея присутствует и в эзотерических источниках информации, и во множестве философских школ - как западного, так и восточного направления. Если говорить о составлении единой картины мироздания, то решение данной задачи необходимо начинать, видимо, именно с этой темы. Для того, чтобы исключить возможную путаницу в терминологии, в своей работе мы обозначаем эту Силу как Создатель. 

В науке существует такое понятие – «Ноосфера», или «Сфера разума», введенное ещё в 20 веке французским ученым Ле Руа и расширенное академиком Вернадским В.И. В современной фундаментальной науке также имеются работы, являющиеся продолжением и развитием этих идей. В частности, теория физического вакуума российского академика Шипова Г.И., которая подводит теоретическую базу под обоснование существования окружающего мира в составе нескольких уровней одновременно, позволяет произвести пояснение темы сотворения мира - гл. 2, п.1:

«Уравнения теории физического вакуума позволяют выделить три мира, составляющих нашу реальность: грубоматериальный, тонкоматериальный и мир высшей реальности».

гл.2, п.3:

«Присутствие первичных торсионных полей в пространстве делает структуру физического вакуума неустойчивой, вызывая рождение из вакуума элементарных частиц – простейших представителей грубоматериального мира. Этот мир образуют все виды материи, обладающие энергией».

Если говорить упрощенно, то структуру мироздания можно отобразить примерно таким образом: наш мир состоит из двух условных составляющих – видимой человеческому глазу – материальной, и невидимой части. Более подробное рассмотрение темы сотворения мира и его структуры производится далее.

Человеческая сущность, как часть нашего двухуровневого мира, также имеет две условные составляющие: материальное тело, видимое для человеческого глаза, и невидимую часть, которая в религиях присутствует под условным названием душа.

Если принять такое понимание строения нашего мира, то тогда становится возможным пояснение и способа появления текстов Писаний – через вразумление.

Пояснение темы вразумления очень тесно связано с другими широко известными в быту явлениями – такими, например, как творчество, гадания, предсказания. В разных сферах человеческой жизни они называются по-разному:

  • вдохновение - у писателей, поэтов, композиторов, художников, музыкантов, актёров, певцов и так далее;
  • транс – у ясновидящих, шаманов, гадалок, медиумов и так далее;
  • медитация – у йогов, целителей, предсказателей;
  • в науке же это явление называется «изменённое состояние сознания». Это состояние, согласно исследованиям ученых, характеризуется рядом особенностей, характеризующих биотоки головного мозга человека по сравнению с другими состояниями – сна, бодрствования и т.п.

Смысл его состоит в том, что при вхождении человека в такое состояние, у него начинают проявляться невероятные способности: он начинает творить, то есть, открывать новое, более совершенное, в науке, технике, создавать произведения искусства, совершенные своим содержанием (музыка, картины, скульптуры, архитектурные шедевры), либо демонстрировать способность к получению информации, никоим образом не известную ему из жизни (например – сведения из жизни других людей, объектов – как прошедшие уже, так и совершаемые в данный момент, или даже предстоящие в будущем). При этом  перед мысленным взором человека предстают готовые картины; звучит готовая мелодия, песня; пишется завершенный текст книги,  появляется зрительный образ научного или технического открытия, либо же проявляется как готовое знание, которые затем нужно только каким-либо образом запечатлеть, или нанести на бумагу, чтобы после выхода из такого состояния данная информация не пропала из памяти, не забылась. Изучением и практическим применением таких явлений, в частности, занимался и академик Карелин В.В., научное направление работы которого обозначалось как «применение интуитивных методов решения практических задач». Выдержка из википедии – свободной энциклопедии:

Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in — в, внутри; лат. tui — мочь, неметь (онеметь), ты, тебе;лат. ti(tum) — после, затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю) — способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.

Иными словами, интуитивные методы основаны на процессах информационного обмена между сознательными, осознаваемым человеком, процессами в нем самом, и процессами, им неосознаваемыми. Одними из вариантов проявления интуиции являются озарение, вдохновение, творчество.  Описанные варианты хорошо знакомы многим людям творческих профессий. Возможным же они становятся благодаря тому, что изначально человек, как биологический вид, обладает способностью ощущать, чувствовать, настраиваться на взаимодействие своей сущности (невидимой её части) с невидимой же составляющей окружающего мира.

Перейдем к теме нашего исследования - анализу текстов Писаний. Некоторая часть текстов этих книг была написана в измененном состоянии сознания, то есть, описывали понятным людям языком те образы, которые присутствовали перед мысленным взором пророков . Смысл явления пророчества, известного из религий, сводится к тому, что пророк был способен применять интуитивные методы получения информации. Информация, полученная им, а точнее сказать – ощущаемая, имела следующую особенность – она никоим образом не могла быть ему известна ранее, или сделана путем логических заключений, выводов. И эта информация точно отражала те конкретные события, факты, которые происходили в жизни; например,  значительно позже сообщения, то есть, являлась предсказанием. Само слово «пророк» можно трактовать, например так: ПРОРОК – ПРО РОК говорящий, - про неизбежное.

При пророчестве происходило своего рода «переключение» сознания пророка с ощущений от внешнего мира (обоняние, осязание, слух, зрение) на внутренние ощущения – информацию от невидимой части человеческой сущности (называемой в религиях его душой). Процесс получения информации в измененном состоянии сознания носит также обозначение вразумления, известное из текстов Писаний.

Например, в Первой книге Моисея «Бытие», 15:{1}

«После сих происшествий было слово Господа к Аврааму в видении (ночью), и сказано: не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя весьма велика…»

Здесь вразумление обозначено как видение, то есть, у Авраама проявлялся феномен ясновидения (суть которого мы поясним далее в тексте).

Коран, сура 6 (перевод В. Пороховой):{3}

«19. Скажи: «Что как свидетельство весомее всего?»

Скажи: «Господь – свидетель между мной и вами.

И этот Аль Коран открыт был мне,

чтоб им и вас увещевать,

и тех, которых он достигнет.»

Вразумление, само по себе, напоминает ситуацию открытия некого банка данных, знаний перед мысленным взором человека. Приведенный отрывок говорит о наличии такого явления – открытия разъяснения (Корана). То есть, Коран также написан как вразумление.

О том же говорится и в Евангелие от Иоанна, 5:{1}

«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Если Я свидетельствую сам о себе, то свидетельство Мое не есть истинно. …

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его никогда не видели;…»

В последних приведенных цитатах мы видим развитие темы - описание способов получения пророческой информации и критерий истинности полученных сведений. Здесь описаны феномены – яснослышания (А вы ни гласа Его никогда не слышали); ясновидения (ни лица Его никогда не видели). К слову сказать, существует еще феномен яснознания. Все названия феноменов говорят сами за себя. Яснослышание – когда внутренний слух человека слышит голосовые сообщения, а никто из окружающих людей, кроме него, их не слышит. Ясновидение – когда информация предстает как видимый образ перед внутренним взором человека, а никто из окружающих также ничего не видит. Яснознание – когда в мыслях человека появляется готовое знание, неизвестное ему ранее, в ответ на поставленный вопрос или раскрывающее интересующую его тему. С научной точки зрения никакие психологические приемы при этом не позволяют выявить сообщаемые в измененном состоянии сознания знания как известные ему в прошлом. Здесь же видим, что свидетельством пророчества Иисуса названы те события, которые происходили в реальной жизни людей, при встрече с ним. События, подтверждающие все его слова, которые являлись пророческими, то есть, обязательно реализовывались в жизни. Об этом признаке пророчества мы подробнее остановимся в последующих главах.

Внешний вид человека в состоянии вразумления порой походит на безумство: очень часто он никак не реагирует на все, что происходит вокруг него, а разговаривает как бы сам с собой, либо же у него вырываются какие-то возгласы, реплики, описывающие видимое, или слышимое им. Но подобные проявления наблюдаются, конечно, не так часто, и  у тех, кто имеет небольшой опыт подобной практики в своей жизни. Со временем у человека может выработаться способность входить в это состояние и выходить из него по своей воле, как бы «откладывая на потом» видение, или внутренний диалог, либо приходящую цепочку готовых знаний в виде мыслей. То есть, человека образно можно назвать «пограничником», способным переходить из состояния адекватного восприятия информации из материального мира в состояние изменения сознания и обратно.

Можно привести такое пояснение процесса пророчества. Если вспомнить те образы и их развитие, что мы видим во сне, то во время сна все превращения, происходящие в нем с действующими лицами, представляются вполне логичными и нормальными. Когда же человек просыпается, то воспоминания о сне выглядят совершенно нелогичными и фантастичными. Точно так же ощущения человека в измененном состоянии сознания можно иногда сравнить с сюжетом сновидений. Как адекватно можно рассказать о происходящих во сне превращениях? Только с применением определенных аналогий из понятных в реальной жизни событий, фактов, действий. То есть, для уяснения смысла информации, записанной в первоисточниках религий, необходимо понять такую ее особенность. Возможно, данное пояснение позволит лучше понять суть явления пророчества.

Тексты первоисточников религий записывались, видимо, не всегда самими пророками, а в каких-то случаях их помощниками. Пророк, входя в описанное измененное состояние, проговаривал или как-то описывал всю ощущаемую информацию, а помощник записывал её.

 

3. Проблемы перевода текстов Писаний.

 

После пояснения особенностей получения текстов Писаний становятся ясными и проблемы, возникающие на пути донесения их информации до людей.

Все тексты Писаний, полученные как «вразумление», отражали личные особенности пророков и отражали взгляды, привычки, обычаи тех людей, которые окружали пророков в их жизни. Если они раскрывают основные принципы, заложенные в само существование нашего мира, то используют общепринятые образы, сравнения, метафоры, разного рода «крылатые выражения», пословицы, поговорки, которые были понятны современникам пророков в жизни. Поэтому мы видим в Евангелие от Матфея, 13:

«Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.»

Та же мысль сообщается и в Коране, например, сура 2 (перевод В Пороховой):{3}

«26. Бог не смущается дать в притчу –

будь то ничтожнейший комар

иль благороднейшее из Его творений.

Но те, кто  верует, те знают:

сие есть (истина) от их Владыки.

А те, кто отвергает веру, говорят:

«Что хочет выразить Господь сей притчей?»

Он ею многих вводит в заблужденье,

а многих направляет праведным путем,

сводя с пути лишь нечестивых,»

Пояснение видим также в Евангелие от Марка, 4:{1}

«Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им их грехи.» 

Информация о работе Особенности понимания текстов первоисточников религий