Основные направления христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:33, реферат

Краткое описание

Христианство - (от греческого слова греч. Χριστός — christos - "помазанник", "Мессия") религия созданная учением Иисуса Христа и основанные на нем формы организации общественной религиозной жизни.
Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов, уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………................................................................................………..3
1. Основные направления христианства.......................................................................................................................5
1.1 Католицизм................................................................................................................................................................5
1.2 Протестанизм............................................................................................................................................................5
1.3 Православие и основные положения христианства..............................................................................................6
2. Социальные истоки христианства …………………………........................................................................………………………7
2.1 Религиозные истоки христианства.....................................................................................................................7
2.2. Философские истоки............................................................................................................................................9
2.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство...............................................................10
3. Церковь в 30-150 гг. н.э. …………………………………………………………......................................................................………10
3.1. “Демократия духа” и идея Царствия Небесного.............................................................................................10
3.2. Идея последовательного хода истории...........................................................................................................11
3.3. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Апокалипсисе.......................................12
3.4. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Евангелиях............................................12
3.5. Отношение государства к Церкви....................................................................................................................13
4. Дальнейшее развитие Церкви 150- 325 гг. ……………………………….................................................................…………14
5. Крещение князя Владимира. …………………………………………....................................................................………………..16
5.1 Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.................................................18
6. Список используемой литературы.…………………………………....................................................................……………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Христианство .docx

— 61.32 Кб (Скачать файл)

  5) учение о полном  господстве духовного начала  над материей: Бог — безусловный  Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство  над материальным миром, чтобы  через материальное тело и  в материальном мире осуществить  своё идеальное назначение; таким  образом христианство, дуалистическое  в метафизике (так как оно принимает  две инородные субстанции —  дух и материю), монистично как  религия, ибо ставит материю  в безусловную зависимость от  духа, как творение и среду  деятельности духа. Поэтому оно

  6) одинаково далеко  как от материализма метафизического  и морального, так и от ненавистничества  по отношению к материи и  материальному миру как таковым.  Зло не в материи и не  от материи, а от извращённой  свободной воли духовных существ  (ангелов и человека), от которых  оно перешло на материю («проклята  земля в делах твоих», — говорит  Бог Адаму; при творении же  всё было «добро зело»). Этот  трезвый и вместе высокоидеальный  взгляд христианства на материю  получил наилучшее выражение  в

  7) учении о воскресении  плоти и о блаженстве воскресшей  плоти праведников вместе с  их душами в просветлённом,  вечном, материальном мире и

  8) во втором кардинальном  догмате христианства — в учении  о Богочеловеке, о воистину воплотившемся  и вочеловечившемся для спасения  людей от греха, проклятия и  смерти Предвечном Сыне Божьем, отождествляемом христианской церковью  с её Основателем, Иисусом Христом.  Таким образом, христианство при  всей безупречной своей идеалистичности  есть религия гармонии материи  и духа; оно не клянёт и не  отрицает ни одной из сфер  деятельности человека, но облагораживает  их все, внушая помнить, что  все они — только средства  к достижению человеком духовного  богоподобного совершенства.

  Кроме этих черт, несокрушимости  христианской религии способствуют  существенная метафизичность её  содержания, делающая её неуязвимой  для научно-философской критики.

  Слово “православие”  является переводом, калькой греческого  слова “ортодоксия”. Право­славие, таким образом, в прямом смысле  слова есть в отличие от  ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это  слово употребляется с эпохи  Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), когда  представители всех церквей, ограждая  христианское учение от искажаю­щих  его идей (религиозных и фило­софских), доктрин, формулировали положение  изначальной веры. Эти формулировки  выражали православное учение, православными  были и церкви, его содержащие.

  В XI в. Римско-католическая  церковь в одностороннем порядке  включила в общецерковное исповедание  веры (“Символ веры”) прин­ципиально  новое утверждение о Святой  Троице (так называемое “Филиокве”), что явилось одной из причин  “Великого раскола”. Восточные  церкви с того времени стали  называться православными, а все  западные епархии (области), подчинен­ные  Риму, оказались в Римско-католической  или просто католической церкви.

  В настоящее время  насчитывается 15 Автокефальных (т.е.  самостоятельных) церквей, вклю­чая  и Русскую, содержащих право­славную  веру, общую для всех них.

 

  2. Социальные истоки  христианства.

    2.1. Религиозные  истоки христианства

  Как и всякая новая  религия, христианство возникло  не на пустом месте. Оно впитало  идеи и представления ряда  других религий, в первую очередь  иудаизма.

  Вообще, можно указать  на немаловажную преемственность,  неизменно существующую между  ранними формами религии - мифами, с их политеизмом, обрядностью  и проч., и самой религией, возникающей  на их основе. По замечанию  В. С. Нерсесянца эта преемственность  имеет большое значение в области  политико-правовых воззрений и  прямо проявляется, например, в  виде учений о божественном  характере власти и порядка,  о божественном праве и т.п.

  Христианство родилось  первоначально среди евреев Палестины  и других стран Ближнего Востока.  Связь новой религии с иудаизмом  проявилась в частности в том,  что священное писание христиан - Библия включала как собственно  христианские произведения, образовавшие  новый завет, так и священные  книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

  Иудаизм- первая последовательно  монотеистическая религия. В ней  противоречиво сочетались суровые  традиции древних племен с  жертвоприношениями, насилием, жестокостью,  и черты нового в духовной  и нравственной сферах, подготовившие  почву для христианства.

  Иудаизм представлял  собой религию одного народа, считавшего себя избранником  на том основании, что бог  через Моисея дал ему закон.  Приняв этот закон, евреи вступили  в особые отношения c богом,  заключили с ним договор, который  обеспечивал им божественное  покровительство в случае соблюдения  всех его предписаний.

  Ростки нового в  религии древних евреев заключались  и в особых представлениях  об истории - в Библии история  трактуется как поступательное  движение. Иудеи верили в пришествие  мессии- спасителя, ниспосланного  богом для установления справедливости.

  Из иудаизма Христианство  заимствовало несколько основных  идей: во-первых, идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего  им, во - вторых идею мессианизма,  в-третьих, эсхатологию, т. е.  идею гибели существующего мира  в результате божественного вмешательства.  При этом необходимо отметить, что в христианстве все они  существенно трансформировались: монотеизм  был впоследствии ослаблен учением  о божественной троице, мессианизм  из узко этнического превратился  в учение о спасении всех  людей через искупительную жертву  Иисуса Христа. Эсхатология, т.е.  учение о конце мира, связывалась  с идеей вторичного пришествия  Христа.

  Среди религиозных  учений, групп, сект, массовое возникновение  которых обуславливалось атмосферой  неуверенности и ожидания конца,  царившей в обществе, была одна, учение и организация, которой  имеют непосредственное отношение  к истокам христианства. Мы имеем  в виду Кумранскую общину и  ее учение. И. С. Свенцицкая  утверждает, что “влияние, оказанное  кумранитами на религиозное учение  первых христиан, было очень велико”.  По справедливому замечанию И.  Д. Амусина кумранское учение  сыграло своего рода посредническую  роль между ортодоксальным иудаизмом  и христианством. Кумраниты жили  замкнутой общиной, для которой  характерны были общность имущества,  обязательный труд всех членов  общины, совместные трапезы, изучение  религиозных текстов. Жизнь кумранитов  была строго регламентирована. Каждый  новый член общины должен был  передать общине “все знание, труд и имущество” (Устав кумранской  общины.). Как не услышать те  же призывы у первых христианских  общин!

  И. Д. Амусин указывает  на большое сходство между  идеологией и практикой кумранской  общины, нашедших свое отражение  в Уставе и раннехристианских  общин.

  Мы, к сожалению, не  можем останавливаться на всех  возможных сопоставлениях и сравнениях  между кумранской и христианской  идеологиями. Отметим лишь некоторые  важнейшие сходные черты.

  Если говорить об  основополагающих сторонах религиозной  философии кумранской общины - учения  о дуализме (света и тьмы, добра  и зла и т.д.) и предопределении,  то известно, что эти доктрины  были распространены и среди  раннехристианских общин. Отголосками  дуалистических мотивов противопоставления  света - тьме изобилуют новозаветные  писания, в особенности же приписываемое  Иоанну (“дух истины и дух заблуждения”  в первом посл. Иоанна IV, 6). Точно  также другой кардинальный принцип  христианского учения, необходимо  вытекающий из учения о предопределении:  “Да будет воля твоя ”, находит  себе, по-видимому, параллель в том  же Уставе: “И все сделанное  с ним он возжелает в добровольным  предании себя и, кроме воли  бога, ничего не хочет”. Известно, что одним из основных и  в то же время оригинальных  положений христианства является  предписание не отвечать злом  на зло (“А я говорю вам:  не противься злому” -Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем  и в кумранском Уставе: “Я никому  не воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над  всеми живыми, и ему принадлежит  воздаяние.”

  Наконец, можно указать  сходство в социальных принципах,  “философии нищеты”, указывающих  на результат действия общих  факторов, действующих в аналогичных  исторических условиях. И. Д. Амусин  отмечает, что “ожидание мессии  является не только религиозно-мифологической  идеей. Социальный смысл мессианских  чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную несправедливость на земле”. « В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуума”.

  Из всего этого некоторые  ученые сделали закономерный  вывод, что новым и целиком  оригинальным являются не учения  христианства и его историческая  роль, не социальные принципы, социальная  организация и повседневная религиозная  практика раннехристианских общин,  а только божественная личность  Христа, его спасительный подвиг  придают христианству его новую  сущность.

  Наряду с многочисленными  чертами сходства между кумранрской  и новозаветной литературой можно  обнаружить немало различий. Основное  различие заключается в том,  что кумранская община ограничивалась  верованием в грядущий приход  мессии, в то время как само  возникновение христианства связано  с верой в уже состоявшийся  приход мессии- Христа. Выступающий  в кумранской литературе мессия  еще не наделен специфическими  чертами спасителя, в то время  как новозаветный Христос, прежде  всего - избавитель и спаситель  мира, пришедший в мир, чтобы  жертвенно принять на себя  его грехи и своей кровью  искупить их. Вполне понятно поэтому,  что в кумранских текстах нет  даже намека на такие христианские  догматы, как воплощение им  первородного греха людей, учение  о троице.

 

    2.2. Философские истоки.

  Ф. Энгельс ставил вопрос о том, откуда происходят представления и идеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему. Мы почти ответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Для того, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства с философией- уделом интеллектуальной элиты.

  Ф. Энгельс отмечал заслугу Б. Бауэра, который показал связь христианства с некоторыми античными философскими течениями. Философа Филона Александрийского, впервые применившего идеи философии платонизма ( единое божество- творец мироздания и бессмертие души как основание учения о загробной жизни, страшном суде, наказании злых и награде добрых) для истолкования Ветхого завета, Энгельс назвал “отцом христианства”, а представителя римских стоиков Сенеку - “дядей ” христианства. Можно указать также на этическое направление греческой философии, берущее начало с Сократа, провозгласившего вопреки тогдашним воззрениям, что добродетель есть единственный источник и залог счастья. Правда, он разумел под счастьем душевное состояние земной жизни. Христианство же уже в лице Лактанция перенесло даруемое добродетелю счастье из земной жизни в загробную, а позднее в лице Августина, выдвинувшего понятие благодати.

 

   

 

 

    2.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство.

  Христианство появилось в период, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов.

  Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния тогдашнего общества: “настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода”. В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения.

  Однако “во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния”. По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.

  Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этом мире”.

  Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть только в области религии. Этой религией оказалось христианство.

  Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? В - первых христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной религией.

  Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узко этнический характер (яркий пример- иудаизм) и были неспособны, объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их.

  Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы, между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть объединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.

  В течение первых веков своего существования христианство претерпело сложную эволюцию. Он развивалось, менялись его идеи и воззрения. Поэтому просто необходимо дать характеристику христианским воззрениям по двум периодам. При этом отметим большую степень условности этой периодизации, т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколько противоречив.

 

  3. Церковь в 30-150 гг. н.э.

    3.1 “Демократия духа” и идея Царствия Небесного.

Информация о работе Основные направления христианства