Классические буддийские философии» Е.А. Торчинова «Введение в буддологию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:30, реферат

Краткое описание

Рассмотрение классических форм буддизма, а так же школ и основных направлений буддизма. Тематика данного реферата как раз затрагивает рассмотрение этих классических философских учений Будды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. История развития буддизма
2. Основы буддийского учения
3. Школы и направления буддизма.
4. Классическая буддийская философия: Мадхьямика (Шуньявада)
5. Классическая буддийская философия: Йогачара Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Буддизм.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Основателем мадхьямаки является философ по имени Нагарджуна, живший в I–II вв. н.э. (наиболее вероятным временем его жизни является вторая половина II в

Мадхьямака попала в поле зрения западных ученых еще в XIX веке. Первая предложенная ими интерпретация этого учения может быть условно названа нигилистической. В это время буддологи практически не знали оригинальных махаянских философских текстов и судили о философии . Вторая интерпретация мадхьямаки, которую можно условно назвать релятивистской, непосредственно связана с трудами крупнейшего российского буддолога – академика Ф.И. Щербатского (1869–1942). Щербатской предложил переводить слова шунья и шуньята не как «пустой» и «пустота», а как «относительный» и «относительность». Для этого предложения, разумеется, были вполне определенные основания: мадхьямака действительно утверждала, что дхармы пусты и лишены собственной природы, поскольку все они причинно обусловлены и ни одна из них не является самосущей, то есть существующей «в себе и для себя». Тем не менее семантическое поле слова «шуньята» значительно шире такового у слова «относительность», причем данная коннотация отнюдь не является определяющей для его семантики. В интерпретации Щербатского поэтому больше сказывалось влияние на умы научной общественности первой половины XX века релятивистской физики А. Эйнштейна, нежели герменевтика буддийского философского текста. Поэтому буддологи в конечном итоге отказались последовать предложению российского ученого.

Третью интерпретацию  мадхьямаки можно назвать абсолютистской. Ее предложил индийский ученый-буддолог Т. Мурти, он избрал язык неокантианской философии для описания и интерпретации буддийской мысли. На интерпретации мадхьямаки, предложенной Мурти, несомненно сказалось влияние самой влиятельной философской школы – веданты. И надо сказать, что это вполне показательно: тенденция к сближению буддизма и веданты в целом характерна для индийских буддологов. Мурти явно стремился «ведантизировать» мадхьямаку, что в целом ему удалось: еще четверть века «абсолютистское» понимание мадхьямаки будет преобладать в работах востоковедов, историков философии и религиоведов.

Четвертая интерпретация  мадхьямаки относится к 80–90-м годам (она преобладает и в настоящее время) и может быть названа критической, или антиметафизической. Ее появление связано с очень важными изменениями в источниковедческой базе буддологии. Современные же буддологи получили возможность работать с носителями живой буддийской традиции – тибетскими ламами из числа духовной и интеллектуальной элиты тибетского духовенства. Благодаря этому обстоятельству они смогли познакомиться с богатейшей герменевтической и экзегетической (комментаторской) традицией тибетского буддизма. Именно игнорирование традиции истолкования мадхьямаки в странах распространения Махаяны и попытка реконструировать ее философию, опираясь лишь на одни первоисточники, без учета их традиционного понимания, мешала буддологам прошлого увидеть критическую направленность этой школы, ставшей своеобразной деконструкцией традиционной индийской метафизики.

Другими словами, функция  мадхьямаки сугубо критическая. Ее задача – опровергнуть все возможные метафизические теории как ментальные конструкты (викальпа; кальпана), не имеющие никакого отношения к подлинной реальности, и показать принципиальную невозможность построения адекватной онтологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛАССИЧЕСКАЯ БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЙОГАЧАРА ВИДЖНЯНАВАДА И ТЕОРИЯ ТАТХАГАТАГАРБХИ

 

  Философия школы йогачара является, сложнейшей из всех не только буддийских, но и вообще индийских систем. Ее создателями считаются сводные братья – Асанга и Васубандху.

В доктринальном плане  появление йогачары оказалось тесно связанным с учением о трех поворотах Колеса Дхармы, провозглашенным в «Сандхинирмочана сутрой. Согласно этому учению, теория «только лишь сознания» является высшей и окончательной истиной, открытой Буддой.

Само название «йогачара» означает «практика йоги», на основании чего обычно утверждается, что именно данная школа придает занятиям йогой особое значение Йогачара – это философия, выполняющая функции йоги, или философия, ставшая йогой. Важнейшая задача буддийской йоги – преобразование сознания человека, поворот в самом его основании, для того чтобы из профанного сансарического существа стать существом пробужденным и просветленным – Буддой.

Философия йогачары посвящена одной задаче – выяснению того, как функционирует сознание и каковы механизмы его деятельности и его преобразования. Таким образом, задачи йоги и философии здесь почти совпадают, и можно сказать, что йогачара представляет собой методологию йогической практики, своеобразным проектом йогической алхимии трансмутации омраченного и грезящего сознания в сознание очищенное и бодрствующее.

Йогачара полагает, что с безначальных времен в алая-виджняне накопилась васана (тенденция) к проецированию «семян» вовне. Таким образом, сознание всегда интенционально, однако сила васан определяет эту интенциональность исключительно как направленность вовне, устремленность к опредмечиванию и конструированию иллюзорной субъектно-объектной дихотомии, в основе которой лежит влечение и жажда обладания. Для достижения освобождения от сансарического существования, суть которого – страдание, йогину следует радикальным образом трансформировать сознание, полностью изменив его интенциональность. Этот поворот алая-виджняны от проецирования вовне к обращенности на себя самое получил название «поворота в самом основании». С него начинается долгий путь к обретению состояния Будды и окончательной нирване.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итогом  выполненной работы стал реферат, написанный по книге Евгения Алексеевича  Торчинов «Введение в буддологию: курс лекций».

В лекциях  рассматриваются проблемы происхождения, формирования и развития буддизма, школы и направления религиозно-философской буддийской мысли, распространение буддизма в Тибете и на Дальнем Востоке, дается очерк изучения буддизма в России и за рубежом.

Тема реферата: «Классические буддийские философии». Эта тема была выбрана из-за того, что я вижу в ней основную суть буддизма как религии в современном мире. Не смотря на то, что за пройденные тысячелетия изменилась ни одна доктрина буддизма, основные классические идеи сохранились именно в учениях классической философии Буддизма.

Идеи этих философий так или иначе известны многим людям, но встречаются они обычно в повседневности. Так, например, учение о серединности пути использованы в Библии и многих пословицах.

Автор книги очень подробно описал как происхождение Буддизма и  самого Будды, так и учения и школы, занимающимися изучением и познанием великой мысли Будды.

Я разделяю мнение автора в той  степени, что понимание теории Будды  зависит от нашего внутреннего состояния, а изучение буддизма как религии  связано в первую очередь с  поиском счастья – нирваны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Торчинов Евгений Алексеевич «Введение в Буддологию»
  2. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1993.
  3. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.
  4. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.
  5. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
  6. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994 (глава 4).
  7. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (глава 3, раздел «Сутры»).
  8. Лепехов С.Ю. Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджня-парамиты // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991.
  9. Избранные сутры китайского буддизма. Пер. с кит. д.В. Поповцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. СПб., 1999.

 


Информация о работе Классические буддийские философии» Е.А. Торчинова «Введение в буддологию»