Классические буддийские философии» Е.А. Торчинова «Введение в буддологию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:30, реферат

Краткое описание

Рассмотрение классических форм буддизма, а так же школ и основных направлений буддизма. Тематика данного реферата как раз затрагивает рассмотрение этих классических философских учений Будды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. История развития буддизма
2. Основы буддийского учения
3. Школы и направления буддизма.
4. Классическая буддийская философия: Мадхьямика (Шуньявада)
5. Классическая буддийская философия: Йогачара Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Буддизм.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Реферат: «Классические буддийские философии» Е.А. Торчинова «Введение в буддологию»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Классические буддийские философии»

По книге: Е.А. Торчинова «Введение в буддологию»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. История развития буддизма

  1. Основы буддийского учения

  1. Школы и направления буддизма.

  1. Классическая буддийская философия: Мадхьямика (Шуньявада)

  1. Классическая буддийская философия: Йогачара Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все века бытия человека возникал вопрос появления  и существования таких наук как  философия, психология, религия. Зачем  люди стремились их изучить, познать? Дело в том, что каждое человеческое существо хочет счастья и не желает страданий. А просто так достичь счастья очень трудно. Нужно понимать многие вещи, осознанно стремиться к цели и строить счастье, а для этого необходимо многое знать. Например, нужно знать причины страданий, чтобы суметь от них избавиться, просто так от страдания как такового мы не можем освободиться. Необходимо знать причины многих явлений, чтобы суметь достигнуть своей цели. Все эти науки дают человеку определенные знания о причинах и следствиях, связь которых образует человеческую жизнь.

В буддизме тоже ярко прослеживается прочная взаимосвязь  между причинами и следствиями: человек совершает определенные действия и получает определенные следствия  из этих действий как причин. Люди страдают потому, что совершают дурные поступки. Учение Будды говорит о том, что  страдания и счастье не даются человеку от Бога. Бог не есть творец нашего счастья или горя. Мы сами творим свое благо и свои несчастья. Никто не виноват в нашей боли, в состоянии нашего здоровья: мы сами виноваты, что заболели. Если у  вас плохая диета, то и здоровье иногда создает вам проблемы, а если вы питаетесь хорошо, то и здоровье лучше. Тоже самое -и в ментальной области - в умственной, духовной сфере нашей жизни: то состояние сознания и чувств, в котором мы находимся, вызвано нами самими. Наши ментальные заболевания - такие, как гнев, зависть, вспышки раздражения и т.д., - все они являются следствием плохой ментальной «диеты», результатом плохого духовного состояния. Когда вы одержимы гневом или злобой или другим каким-то нехорошим чувством, то это значит, что ваша ментальная сфера находится в не совсем хорошем состоянии, и вы своим не совсем здоровым состоянием приводите других людей в такое же состояние, делаете их несчастными. Все состояния психоэмоционального дискомфорта это следствия вашей собственной духовной деятельности, вы сами помещаете себя в такое состояние.

Все это отражено в философиях буддизма, зарождения которых датируется временем до нашей эры. Тематика данного реферата как раз затрагивает рассмотрение этих классических философских учений Будды.

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУДДИЗМА

 

Буддизм – первая по времени  возникновения мировая религия. Мировой религией буддизм считается  на том же основании, что и христианство и ислам являются самыми распространенными на всей земле религиями, наиболее почитаемыми и изучаемыми, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Родина Буддизма – Индия. Цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Практически вся культура Востока основывалась на понимании буддизма. К этим культурам можно отнести индийскую, китайскую, монгольскую культуру. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко-философской точки зрения, так как вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на путях схождения новоевропейской классики и постмодерна.

Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н.э. и 486 г. до н.э.

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой – именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавшей возвышение иного «благородного» сословия – варны кшатриев (воинов и светских правителей – царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей.

 

 

 

  1. ОСНОВЫ БУДДИЙСКОГО УЧЕНИЯ

 

Буддизм имеет одну отличительную  и самую существенную черту, выделяющую эту религию от всех остальных. Это  отсутствие стержня в учении. Существует много подходов и течения буддизма и порой они противоречат друг другу. На этом основании стали выделять потоки учений, опираясь на создателей. Конечно, есть более популярные теории, есть редкие, практически нераспространенные, но тоже имеющие место быть.

Поэтому для изучения и  анализа учений буддизма нужно относится как разным конфессиям, делая упор на разно плановость теорий. 

Но тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным). К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой.

Четыре Благородные Истины представляют из себя законченные формулировки, истинность или трактовка которых всегда находится в движении в зависимости от того, кто их пытается расшифровать. Человек достигший высшего духовного развития поймет эти истины по своему. Человек находящийся в начале пути – расшифрует более приземленно. Эти же трактовки можно представить в виде диагнозе врача. Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению – нирване

  • Первая Истина (Истина о страдании) – констатация болезни и постановка диагноза;
  • Вторая (Истина о причине страдания) - указывает на причину болезни;
  • Третья (Истина о прекращении страдания) – прогноз, указание на возможность исцеления,
  • Четвертая (Истина о Пути) - своеобразный курс лечения.

Таким образом, буддизм  с самого начала своего существования  мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное.

 

 

  1. ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БУДДИЗМА

 

Буддизм практически с  самого начала стал раздроблённой религией. В связи с этим появилось множество школ, про поведывающих свои аспекты развития. По научным данным число таких школ достигалось 20. Однако школы изначально разбились на два основных потока учения - стхавиравадинов (пали: тхеравадинов) и махасангхиков; эти две группы на рубеже нашей эры дают начало основным направлениям буддизма, существующим и поныне: Хинаяне (Тхераваде) и Махаяне. Поэтому ранний период истории буддизма в Индии часто называют «сектантским периодом».

Стхавиравадины (последователи «учения старейших») утверждали, что именно они сохраняют в чистоте и полноте истинное учение Будды, тогда как махасангхики искажают его и привносят в Дхарму недопустимые новшества.

Многие из восемнадцати школ отличались друг от друга только деталями учения, например, пониманием тех или иных вопросов винаи, дисциплинарного кодекса монахов, но между некоторыми из них расхождения были значительными.

Среди школ «стхавиравадинского» направления особенно выделялась  школа ватсипутриев, разделившаяся позднее на несколько ветвей, важнейшей из которых была школа саммитиев. Все ветви ватсипутриев получили общее название пудгалавады (от слова «пудгала» – «личность»), поскольку они учили, что, хотя атман, «я», и не существует, тем не менее в опыте имеется особая дхарма «пудгала» (личность), не тождественная пяти скандхам, но и не отличная от них. Эта «пудгала» обеспечивает как тождественность личности в пределах всего континуума (сантана) существования, так и связь между различными жизнями в круговороте сансары; она же обретает и нирвану.

Все школы стхавиравадинской ориентации учили, что дхармы реальны, будучи последним онтологическим основанием опыта (хотя в интерпретации понятия «дхарма» между школами существовали значительные различия; так, сарвастивадины говорили, что все дхармы суть онтологичны, дравья сат, тогда как саутрантики полагали, что ряд дхарм, и прежде всего не входящие в составы «надэмпирические» дхармы, представляют собой лишь условные единицы языка описания, праджняпти сат). Они верили, что цель совершенствования на буддийском пути – святость (архатство) и уход в нирвану; причем эта цель достигается каждым человеком в отдельности и лишь благодаря его собственным усилиям

По учению Хинаяны, Будда  до своего пробуждения был обычным  человеком, только наделенным великими добродетелями и святостью, обретенной благодаря совершенствованию в  течение многих сотен жизней. После  пробуждения (бодхи), которое с точки зрения Хинаяны было не чем иным, как обретением плода архатства, Сиддхартха Гаутама перестал быть человеком в собственном смысле этого слова, став Буддой, то есть просветленным и освобожденным от сансары «существом».

Хинаяна является сугубо монашеской формой буддизма. Только монахи могут  реализовать цель буддизма – обретение  покоя нирваны, только монахам открыты  все наставления Благословенного, и только монахи могут практиковать предписанные Буддой методы психопрактики.

В зрелой Махаяне двумя  главными и определяющими качествами бодхисаттвы становятся Мудрость (праджня) и Сострадание (каруна).

Тексты утверждают, что  невозможно стать Буддой, не обладая  в совершенстве этими двумя качествами, причем сострадание начинает восприниматься в практическом модусе – как набор  «искусных средств» или методов (упая), посредством которых бодхисаттва, движимый состраданием, получает возможность помогать живым существам освободиться от пут сансарического существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛАССИЧЕСКАЯ БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МАДХЬЯМИКА (ШУНЬЯВАДА)

 

С каким собственно буддийским термином может быть соотнесено слово  «философия»?

В санскрите есть несколько  слов, которые более или менее  совпадают по своим семантическим  полям с греческим по происхождению  словом «философия». Наиболее важные из них – это тарка (умозрение) и анвикшики (логический дискурс). Однако в буддизме та форма интеллектуальной деятельности, которая сопоставима с философией и о которой идет речь тогда, когда о буддийской философии говорят специалисты-буддологи, носит имя «Абхидхарма», «мета-Дхарма», «теория Дхармы» (если под «Дхармой» понимается Учение Будды) или «теория дхарм» (если под «дхармой» понимать элементарное психофизическое состояние). Видимо, слово «Абхидхарма» предполагало оба истолкования, и его полисемия была вполне намеренной.

И действительно, все школы  буддийской философии так или иначе обсуждают именно теорию дхарм; это совершенно отчетливо видно в школах хинаянской мыслительной традиции, но вполне справедливо и относительно Махаяны: даже мадхьямики, которые, казалось бы, отрицают Абхидхарму или сводят ее на нет, утверждая, что все дхармы пусты и равностны в своей пустотности, остаются в поле Абхидхармистской проблематики; йогачара же в полной мере может считаться не чем иным, как махаянской Абхидхармой.

Традиционно принято считать, что в рамках буддизма существовало четыре философские школы (две первые – в рамках Хинаяны; вторая пара – в рамках Махаяны):

1. Вайбхашика (сарвастивада).

2. Саутрантика.

3. Мадхьямака (шуньявада).

4. Йогачара (виджнянавада, или виджняптиматра).

Слово «мадхьямака» можно условно перевести как «учение о срединности» (от «мадхьяма» – середина). С самого своего возникновения буддизм объявил себя «срединным путем» («мадхьяма пратипад»), то есть, с одной стороны, путем поведенческой срединности (отказ от крайностей аскетизма и гедонизма), а с другой – путем отказа от крайних эпистемологических и метафизических позиций, обычно известных как крайность нигилизма и крайность этернализ ма -вера в наличие вечных и неизменных сущностей, таких, как душа, Бог, абсолютная субстанция и т. п.). Мадхьямака как раз и утверждала, что ее позиция и выражает такое «срединное видение»: сказать, что «все есть» (как это делали сарвастивадины), – это этернализм, а сказать, что «ничего нет», – нигилизм; утверждение же, что все («все дхармы») пусто, то есть бессущностно и лишено «собственной природы» (свабхава), это и есть «срединное воззрение». Именно слово «пустота» и дало второе название школы: шуньявада, то есть доктрина (вада) пустоты (шунья).

Информация о работе Классические буддийские философии» Е.А. Торчинова «Введение в буддологию»