История проникновения буддизма в Тибет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексный анализ истории проникновения буддизма в Тибет, его эволюцию и особенности. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Дать характеристику начального этапа распространения буддизма в Тибете.
Выделить особенности ведущих школ и направлений буддизма, распространенных в Тибете.
Охарактеризовать культурные аспекты тибетского буддизма, имеющие важное значение для понимания его сущности и особенностей.

Содержание

Введение 5
1 Появление и распространение буддизма в Тибете 9
1.1 История появления буддизма в Тибете 9
1.2 Важнейшие школы тибетского буддизма 17
1.3 Ваджраяна как специфическое направление тибетского буддизма 22
2 Особенности культуры тибетского буддизма 30
2.1 Буддийские праздники 30
2.2 Известные буддийские храмы и монастыри в Тибете 33
2.3 Погребальные обряды Тибета 37
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Тибет – уголок планеты во многих смыслах таинственный и недоступный. Окутанный немалым количеством легенд, отделенный от всего мира труднопроходимыми горными перевалами, он скрыт от посторонних взглядов за пеленой облаков. Многим Тибет известен, прежде всего, как святое место буддизма, непознанная земля, на которой в пещерах проживают  полусвятые монахи.

Начало распространения  буддизма в Тибете окутано легендами, но в любом случае знакомство народа Страны Снегов с индийским учением  началось не раньше VII века. В это  время Тибет представлял собой мощную в военном отношении державу. К началу распространения буддизма, Тибет был молодым, но сильным государством, доставлявшим много беспокойства своим соседям, прежде всего китайской империи Тан.

В первой половине VII века на престол вступил первый из тибетских «царей Дхармы» – Сронцзангампо, который позднее стал считаться воплощением покровителя Тибета – бодхисаттвы Авалокитешвары. Легенда утверждает, что в его волосах была даже скрыта вторая голова – бодхисаттвы. В последующие сто лет буддизм очень медленно укоренялся в тибетском обществе, оставаясь в целом религией инородной и чуждой тибетцам. Ситуация началась меняться в середине VIII века, когда царь Тисрондэцзан пригласил для проповеди одного из крупнейших буддийских ученых и философов того времени – Шантаракшиту. За свои огромные труды по распространению буддизма в Тибете Шантаракшита получил почетный титул «Ачарья-бодхисаттва», то есть, «Бодхисаттва-Учитель». Шантаракшита основал первые буддийские монастыри, прежде всего монастырь Самьелинг, или просто Самье близ Лхасы, ставшей приблизительно в это время столицей тибетского государства.

Согласно тибетским  источником, впервые о буддизме тибетцы  узнали благодаря чуду: в правление царя Лхатотори (IV в.) с неба упал ларец, в котором находился текст Карандавьюха сутры и священные предметы. Царь и его потомки почитали сутру как «таинственного помощника», и благодаря этому государство процветало.

Эта легенда наглядно свидетельствует, что взлеты и падения  буддизма в Тибете напрямую соотносились с вероисповеданием правителей. Когда к власти пришли далай-ламы, страна превратилась в теократическую монархию с несколько необычным для европейца способом наследования власти (не к сыну, а к перевоплощению). Однако до этого времени долгие века судьба тибетского буддизма была всецело в руках цэнпо.

Буддизм решительно изменил  не только тибетскую культуру, но и  мировоззрение этого народа. В  древности это были воинственные кочевые и полукочевые племена, которые воевали друг с другом и нападали на земли соседних государств. Буддизм положил конец этим бесконечным войнам, менее чем за два столетия обуздав яростный дух тибетцев.

Тибет знаменит своими многочисленными монастырями. До 1959 года в них проживало около 30% тибетского населения. Они представляли собой целые города, подобно нашим современным университетским городкам, где обучались как монахи, так и те, кто со временем опять возвращался к мирской жизни. Ведь монастыри Тибета, как и европейские монастыри эпохи Средневековья, выполняли также и образовательную функцию. 
В период китайской культурной революции большинство из них было разрушено, многим монахам пришлось покинуть свое жилье. Сейчас количество монахов строго дозируется. 
Однако, несмотря на все потрясения последнего века, монастыри Тибета и по сей день сохраняют свою особую атмосферу, знакомят нас с тибетской культурой и религией.

По всему Тибету ежегодно проводится бесчисленное множество  фестивалей и праздников. В эти  дни тибетцы любят собраться  всей семьей, устроить пикник или посетить святыни, делать щедрые подношения. Тибетский Новый год - самый большой праздник в Тибете. В древние времена новый год начинался во время цветения персиковых деревьев. Но с тех пор, как в 1027 году был принят Тибетский календарь, первый день первого месяца официально стал началом Нового Года. Также, тибетцами любимы и другие праздники, такие как: Сага Дава, Дзамлинг Чизар, Чокхор, Лхабап, Нгачо Ченмо, День рождения гуру Римпоче.

Нигде в мире обряды и  верования, связанные со смертью, не являются столь сложными, как в культуре Тибета, где религия эволюционировала в результате взаимодействия шаманизма и буддистских воззрений, изложенных в Тантре и восходящих к VIII веку. В соответствии с мировоззрением тибетцев, правильно умереть не менее важно, чем правильно жить. Высшая форма йоги (одной из разновидностей медитации) развивалась в течение многих столетий, имея своей целью содействие духам умерших в их путешествии после физической смерти и духовную подготовку к ощущениям, которые ожидают их в будущем.

Тибетская культура неотделима от буддизма. Она в течение длительного времени вбирала в себя всю  его сущность и теперь не мыслима без него. Невозможно представить себе нынешний Тибет без буддийских монастырей, буддийских праздников, письменных памятников буддизма и даже погребальных обрядов тибетского народа, которые также, непосредственно, связаны с учением Будды Шакьямуни.

Поэтому изучение тибетского буддизма не утратило своей  актуальности и до наших дней. Чтобы  понять Тибет, его культуру необходимо сначала понять религиозную составляющую этого таинственного места, то есть буддизм. Буддизм, который тесно переплетен  и связан с историей Тибета и народа, населяющего  Страну Снегов.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Алов А.А., Владимиров  Н.Г. Мировые религии / Алов А.А., Владимиров Н.Г. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 480 с.

2 Будон Р. История буддизма / Перевод с английского А.М. Донца / Будон Р. – СПб.: Евразия, 1999. – 336 с.

3 Васильев Л.С.  Культы, религии, традиции в Китае. 2 изд. / Васильев Л.С. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 488 с.

4 Гуща М.А.  Дзогчен: истоки, основные положения  учения и особенности духовной  практики / Гуща М.А. // Религиоведение. – № 2. – 2007. – С. 77 – 87.

5 Гуща М.А.  Некоторые аспекты мистицизма  тибетской Ваджраяны / Гуща М.А. // Религиоведение. – № 1. – 2009. – С. 93 – 101.

6 Дмитриев С.В. К вопросу о соотношении онтологического и психопрактического в текстах Дзогчен  / Дмитриев С.В. // Религиоведение. – № 4. – 2010. – С.  91 – 101.

7 Захарова М.  Жизнь и смерть на «Крыше мира» / М. Захарова  //  Азия и Африка сегодня. – № 5. – 2011. – С. 72 – 75.

8 Молодцова  Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. – М.:  Алетейа, 2005. – 344 с.

9 Леонтьева Е.В. Тантризм в тибетском буддизме / Леонтьева Е.В. // Восток.  – № 6. – 2009. – С. 19 – 27.

 

10 Рерих Н.К.  Шамбала. Сердце Азии  / Рерих  Н.К. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.

11 Стрелков А.М.  Из современной жизни тибетских  монастырей / Стрелков А.М. // Азия и Африка сегодня. – № 11. – 2007. – С. 59 – 64.

12 Стрелков А.М.  «Живые будды» современного Тибета / Стрелков А.М. // Азия и Африка сегодня.  – № 4. – 2010. – С. 63 – 66.

13 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – 304 с.

14 Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Энциклопедия религий. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. – С. 203 – 218.

15 Цыбиков Г.Ц.  Избранные труды в двух томах  –  Т. 1: Буддист-паломник у святынь Тибета / Цыбиков Г.Ц. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991.  – 256 с.

16 Цыбиков Г.Ц.  Избранные труды в двух томах  –  Т. 2: О центральном Тибете, Монголии и Бурятии / Цыбиков  Г.Ц. – Новосибирск: Наука. Сиб.  отделение, 1991. – 256 с.

17  Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. Л. Бесковой / Эррикер К. – М.: ФАЙР-ПРЕСС, Информпресс+, 1999. – 304с.

18 Википедия [Электронный ресурс] // Шамбала: – 2012. –  режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. – 02.04.2012

19 Монастыри Тибета  [Электронный ресурс] // Монастырь Самье: – 2012. – режим доступа: http://kailash.ru/c002/168.html. - 10.05.2012

20 Чайнатипс [Электронный ресурс] // Монастырь Джоканг: – 2012. – режим доступа: http://www.chinatrips.ru/lhasa/attraction/jokhang-temple.html. - 10.05.2012

1 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А.  СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 5.

2 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 304 с.

3 Будон Р. История буддизма / Перевод с английского А.М. Донца / Будон Р. СПб.: Евразия, 1999. 336 с.

4 Рерих Н.К. Шамбала. Сердце Азии  / Рерих Н.К. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

5 Молодцова Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. М.:  Алетейа, 2005. 344 с.

6 Цендина А.Д. … и страна зовется Тибетом / Цендина А.Д. М.: Вост. Лит., 2002. 304 с.

7 Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. Л. Бесковой / Эррикер К. М.: ФАЙР-ПРЕСС, Информпресс+, 1999. 304 с.

8 Цыбиков Г.Ц.  Избранные труды в двух томах Т. 1: Буддист-паломник у святынь Тибета / Цыбиков Г.Ц. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 256 с.

9 Леонтьева Е.В. Тантризм в тибетском буддизме / Леонтьева Е.В. // Восток.  № 6. 2009. С. 19 – 27.

10Монастыри Тибета  [Электронный ресурс] // Монастырь Самье: 2012. режим доступа: http://kailash.ru/c002/168.html. 10.05.2012

11 Молодцова Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. М.:  Алетейа, 2005.  С. 82.

12 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Мировые религии / Алов А.А., Владимиров Н.Г.  М.: Издательство ПРИОР, 1998. С. 347.

13 Молодцова Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. М.:  Алетейа, 2005. С. 84.

14 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

15 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2 изд. / Васильев Л.С. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 248.

16 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 165.

17 Там же С. 165.

18 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 154.

19 Там же С. 153.

20 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 163.

21 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций  / Торчинов Е.А. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 164.

22 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2 изд. / Васильев Л.С. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 255.

23 Будон Р. История буддизма / Перевод с английского А.М. Донца / Будон Р. СПб.: Евразия, 1999. С. 257.

24Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Энциклопедия религий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. С. 215.

25 Молодцова Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. М.:  Алетейа, 2005. С. 97

26Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Энциклопедия религий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. С 216.

27 Молодцова Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. М.:  Алетейа, 2005. С. 96.

28Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Энциклопедия религий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. С 216.

29Там же С 217.

30 Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Энциклопедия религий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. С 217.

31 Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Энциклопедия религий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008.  С 217.

32 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Мировые религии / Алов А.А., Владимиров Н.Г. М.: Издательство ПРИОР, 1998. С. 348.

33 Там же С. 349.

34 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Мировые религии / Алов А.А., Владимиров Н.Г. М.: Издательство ПРИОР, 1998. С. 349.

35 Там же С. 350.

36 Торчинов Е.А., Филонов С.В. Даосизм // Энциклопедия религий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. С 218.

37 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Мировые религии / Алов А.А., Владимиров Н.Г. М.: Издательство ПРИОР, 1998. С. 346.

38 Гуща М.А. Некоторые аспекты мистицизма тибетской Ваджраяны / Гуща М.А. // Религиоведение. № 1. 2009. С. 93.

39 Леонтьева Е.В. Тантризм в тибетском буддизме / Леонтьева Е.В. // Восток. – № 6. – 2009. С. 20.

40 Леонтьева Е.В. Тантризм в тибетском буддизме / Леонтьева Е.В. // Восток. – № 6. – 2009. С. 21.

41 Там же С. 22.

42 Леонтьева Е.В. Тантризм в тибетском буддизме / Леонтьева Е.В. // Восток. – № 6. – 2009. С.24

43 Там же С.25

44Леонтьева Е.В. Тантризм в тибетском буддизме / Леонтьева Е.В. // Восток. – № 6. – 2009. С. 25.

45 Гуща М.А. Дзогчен: истоки, основные положения учения и особенности духовной практики / Гуща М.А. // Религиоведение. № 2. 2007. С. 77

46 Дмитриев С.В. К вопросу о соотношении онтологического и психопрактического в текстах Дзогчен / Дмитриев С.В. // Религиоведение. № 4. 2010. С. 91.

47 Гуща М.А. Дзогчен: истоки, основные положения учения и особенности духовной практики / Гуща М.А. // Религиоведение. № 2. 2007. С. 78.

48 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Мировые религии / Алов А.А., Владимиров Н.Г. М.: Издательство ПРИОР, 1998. С. 346.

49 Молодцова Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. М.:  Алетейа, 2005. С. 192.

50 Молодцова Е.Н. Тибет: Сияние пустоты / Молодцова Е.Н. М.:  Алетейа, 2005. 194.

Информация о работе История проникновения буддизма в Тибет