История проникновения буддизма в Тибет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексный анализ истории проникновения буддизма в Тибет, его эволюцию и особенности. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Дать характеристику начального этапа распространения буддизма в Тибете.
Выделить особенности ведущих школ и направлений буддизма, распространенных в Тибете.
Охарактеризовать культурные аспекты тибетского буддизма, имеющие важное значение для понимания его сущности и особенностей.

Содержание

Введение 5
1 Появление и распространение буддизма в Тибете 9
1.1 История появления буддизма в Тибете 9
1.2 Важнейшие школы тибетского буддизма 17
1.3 Ваджраяна как специфическое направление тибетского буддизма 22
2 Особенности культуры тибетского буддизма 30
2.1 Буддийские праздники 30
2.2 Известные буддийские храмы и монастыри в Тибете 33
2.3 Погребальные обряды Тибета 37
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 44 с., 20 источников.

 

ТИБЕТ, БУДДИЗМ, БУДДА, ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ, ВАДЖРАЯНА, ГЕЛУГ, КАГЬЮ, НИРВАНА, ШАМБАЛА, ТАНТРА, ДАЛАЙ-ЛАМА, ПАНЧЕН-ЛАМА.

 

 

Цель исследования – проследить проникновение буддизма в Тибет, его эволюцию и дать характеристику особенностям тибетского буддизма.

Тибет – уголок планеты во многих смыслах таинственный и недоступный. Окутанный немалым  количеством легенд, отделенный от всего мира труднопроходимыми горными  перевалами, он скрыт от посторонних  взглядов за пеленой облаков. Многим Тибет известен, прежде всего как святое место буддизма, непознанная земля, на которой в пещерах проживают  полусвятые монахи.

Тибетская культура неотделима от буддизма. Она в течение длительного  времени вбирала в себя всю  его сущность и теперь не мыслима без него. Невозможно представить себе нынешний Тибет без буддийских монастырей, буддийских праздников, письменных памятников буддизма и даже погребальных обрядов тибетского народа, которые также, непосредственно, связаны с учением Будды Шакьямуни. Как же все-таки буддизм проник в Тибет и каким образом он слился с его культурой? На эти вопросы может ответить только история Тибета и буддизма, обзор которых также проведен в данной работе.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                5

1 Появление и распространение  буддизма в Тибете                                         9

1.1 История появления  буддизма в Тибете                                                     9

1.2 Важнейшие школы тибетского  буддизма                                                17

1.3 Ваджраяна как специфическое  направление тибетского буддизма      22

2 Особенности культуры тибетского буддизма                                                 30                                                              

2.1 Буддийские праздники                                                                           30

2.2 Известные буддийские храмы и монастыри в Тибете                       33                                         

2.3 Погребальные обряды Тибета                                                               37

Заключение                                                                                                            40

Список использованных источников и литературы                                          43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Буддизм – первая по времени возникновения мировая  религия. Другие мировые религии  появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Буддизм в своем распространении по земному шару  решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго – Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только чисто с историко-философской точки зрения, так как вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию. Таким образом, изучение буддизма необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для регионоведа, и для философа1.

Начало распространения буддизма в Тибете окутано легендами, но в любом случае знакомство народа Страны Снегов с индийским учением началось не раньше VII века. В это время Тибет представлял собой мощную в военном отношении державу, управлявшуюся царями.

Согласно буддийским хроникам, Будда Шакьямуни еще при жизни предсказал расцвет Учения “в далекой северной стране”, населенной в ту пору только демонами. Авалокитешвара, бывший в то время учеником Будды, решил заселить эту страну людьми. Для этого он принял облик царя обезьян Багрин-по, пришел в Тибет и стал здесь супругом горной ведьмы Багрин-мо. Часть их потомков унаследовала характер отца (они добры и благочестивы), часть – характер матери (они жестоки и не желают следовать Учению). Этим несходством характеров супругов-прародителей объясняли буддийские историки многочисленные гражданские войны тибетцев.

Хотя исторически буддизм  пришел в Тибет только в середине VII века, предание говорит о более  раннем чудесном событии, произошедшем во время правления цэнпо (царя) Лхатотори: с неба упал сундук, в котором находилось маленькая золотая ступа, шкатулка с мантрой ом мани падме хум на крышке и несколько других священных предметов. Царь, не ведая их смысла, не воздал им почестей.

Эта легенда наглядно свидетельствует, что взлеты и падения буддизма в Тибете напрямую соотносились с вероисповеданием правителей. Когда к власти пришли далай-ламы, страна превратилась в теократическую монархию с несколько необычном для европейца способом наследования власти (не к сыну, а к перевоплощению). Однако до этого времени долгие века судьба тибетского буддизма была всецело в руках Цэнпо.

Буддизм решительно изменил  не только тибетскую культуру, но и  мировоззрение этого народа. В  древности это были воинственные кочевые и полукочевые племена, которые воевали друг с другом и нападали на земли соседних государств. Буддизм положил конец этим бесконечным войнам, менее чем за два столетия обуздав яростный дух тибетцев.

Цель исследования – провести комплексный анализ истории проникновения буддизма в Тибет, его эволюцию и особенности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие  задачи:

  1. Дать характеристику начального этапа распространения буддизма в Тибете.
  2. Выделить особенности ведущих школ и направлений буддизма, распространенных в Тибете.
  3. Охарактеризовать культурные аспекты тибетского буддизма, имеющие важное значение для понимания его сущности и особенностей.

Работа состоит  из введения, заключения, 2 глав и списка использованных источников и литературы.

Много трудов и  исследований по данной теме принадлежит знаменитому петербургскому востоковеду Е.А. Торчинову2. Этот ученый занимался возникновением, эволюцией буддизма в целом, а также, непосредственно буддизмом в Тибете и  современным буддизмом. Для нашей темы имеет большое значение его книга «Введение в буддологию. Курс лекций». В лекциях рассматриваются проблемы происхождения, формирования и развития буддизма, школы и направления религиозно-философской буддийской мысли, распространение буддизма в Тибете и на Дальнем Востоке. Также, для нашей исследовательской работы важное значение имеет книга «История буддизма», которая была написана в 1322 году выдающимся историком Будоном Ринчендубом3. В этой книге в хронологической последовательности дан обзор событий буддийских общин Индии, впервые изложена подробная история начальной фазы распространения буддизма в Тибете. В книгу включен каталог буддийских сочинений, входящих в состав тибетских канонов – Ганжур и Данжур. Благодаря этому «История буддизма» является также историей буддийской литературы в общем и тибетской в частности. В данной работе также используется не менее важный труд выдающегося русского художника, путешественника, философа, ученого и общественного деятеля Николая Рериха  «Шамбала. Сердце Азии»4. В данной книге подводятся научные и философские итоги Центрально-азиатской экспедиции, предпринятой Н.К. Рерихом в 1923 – 1928 годах. Книга изобилует данными не только о Тибете, но и о Монголии, Цейлоне, Хотане и других регионах.  В изучение буддизма значительный вклад внесли Е.Н. Молодцова5 и А.Д. Цендина6. Елена Николаевна Молодцова – кандидат философских наук, специалист в области истории духовной культуры Индии и Тибета, автор многочисленных публикаций по этому вопросу. Анна Дамдиновна Цендина – востоковед-филолог, специалист в области монгольской и тибетской филологии. Занимается проблемами монгольской письменной традиции и литературы XVII–XIX вв., монголо-тибетскими литературными связями.  Её книга «…и страна зовется Тибетом» имеет непосредственное отношение к теме нашей работы. В книге рассматривается политическая история Тибета с древнейших времен до середины XX века. Рассказывается о географии, этнографии, и хозяйстве Тибета, обычаях, литературе и искусстве тибетцев, об истории распространения буддизма,  его течениях и школах в Тибете. Также в нашей работе были использованы такие работы как «Буддизм» Клайва Эррикера7, «Буддист-паломник у святынь Тибета» и «О центральном Тибете, Монголии и Бурятии» Цыбикова Гоможаба Цэбековича8. А также статьи из научных журналов9 и некоторые сетевые ресурсы10.

 

 

1 ПОЯВЛЕНИЕ  И РАСПРРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА  В ТИБЕТЕ

 

 

1.1 История  появления буддизма в Тибете

Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были цяны, живущие на территориях, в настоящее время входящих в южные провинции КНР. Это произошло в конце IV века н. э., что, однако, не оказало влияния на собственно Тибет.

В первой половине VII века состоялись первые контакты Тибета с буддизмом (махаянской традицией), пришедшим из Хотана (южной части бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане). Эти события происходили во время правления царя Сонгцен Гампо (627—649), который властвовал в центральном и восточном Тибете, в Шанг-Шунге в Западном Тибете, в северной части Мьянмы (Бирмы) и некоторое время — в Непале. Он женился на китайской и непальской принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым следовали. Царь направил в Кашмир миссию с целью разработки более совершенной системы тибетской письменности; существовавшая в Тибете письменность была заимствована из Шанг-Шунга, а также испытала некоторое влияние хотанской письменности. В это же время начали переводить с санскрита буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба11.

Между этим периодом и известным  диспутом в монастыре Самье в конце VIII века, когда во время правления царя Трисонг Децена было принято решение, что в Тибете будет принята не китайская (в форме чань-буддизма), а индийская форма буддизма, состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь Восточного Туркестана, контакты с буддизмом в Западном Туркестане простирались до Самарканда.

Как отмечал российский исследователь  Б. Барадийн, «Тибет принял индийский  буддизм в самом интересном его историческом периоде, когда индийский буддизм прошел все стадии своего развития и имел все школы и направления и все типы монастырей»12.

Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма, или «старых (переводов)». С прибытием в Тибет Падмасамбхавы в эту суровую страну приходит буддизм тантры, буддизм Ваджраяны, самая жесткая форма буддизма.

В середине IX века имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах и обнаружены вновь через несколько столетий.

После наступления более  благоприятного времени, начиная приблизительно с Х века, из Индии пригласили новых учителей и в Тибет пришла другая волна буддизма. Она известна как период «новых (переводов)», когда получили развитие три главные традиции: Сакья, Кагью, Джонанг и Кадам. В XIV веке традиция Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг13.

Под влиянием Тибета буддизм  в Средние века распространился в других районах Гималаев, таких как Ладакх, Лахул-Спити, Киннуар, область Шерпа в Непале, Сикким, Бутан и Аруначал.

В истории тибетского буддизма выделяют три основных периода: 

– ранний, примерно 632–1042 годы, соответствующий имперской  эпохе, со недолгим закатом буддизма после 841 года и постепенное распространение  Учения к концу X века;

– период реформации, 1042–1409 годы, время Атиши и Цонкхапы;

– период, когда доминирует школа гелуг, с 1409 года до 1949, когда Тибет был оккупирован Китаем14.

В конце VI – начале VII века началось создание тибетского государства, ранее раздробленных на двенадцать княжеств, которые вели между собой постоянные войны. Около 607 года Намри Сонгцен, чьи земли лежали в долине Ярлунг на северо-востоке Тибета, положил начало тибетской империи. Он завоевал соседние княжества, долину Пхен-юл к северу от Лхасы, провинции Цанг и Такпо в Южном Тибете. Его сыном был знаменитый Сронгцен Гампо (правил в 613-649 годы). Он обращается к буддизму, преследуя, однако, не религиозные, а вполне мирские цели: ему необходимо было сокрушить поместную знать, находившуюся в союзе с древней религией бон. Для этого было необходимо нанести бону мощный удар. Другой политической причиной обращения Сронгцена Гампо к Учению Будды было то, что буддизм в это время распространился во всех соседних государствах (Непале, Хотане в Восточном Туркестане, Индии и Китае) и был не просто религией, но мощным культурным явлением, связывающим страны и народы поверх этнических различий15.

Сронгцен Гампо пригласил  проповедников из Индии и Непала, и взял в жены непальскую принцессу  Бхрикути, дочь царя Амшувармана. Она  привезла с собой несколько статуй, священные книги, с ней приехали монахи. Другой династический брак Сронгцен Гампо заключает с Китаем, посватавшись к принцессе династии Тан Вэнь Чен. Это сватовство, занявшее в общей сложности несколько лет, окружено массой фольклорных сказаний - об испытании хитрости посла, о любви между ним и Вэнь Чен, об их ребенке, умершем по дороге в Тибет. Танская принцесса прибыла в Тибет в 641 году. Главное сокровище, которое она привезла в Тибет, - огромная статуя Будды, называемая тибетцами Джово. Для этой статуи (существующей и поныне) в 653 году, спустя четыре года после смерти Сронцена Гампо, царица Бхрикути выстроила в Лхасе знаменитый храм Джокханг; для его возведения были привлечены непальские мастера. Вэнь Чен приказала возвести в Лхасе храм Рамоче, ставший обителью китайских монахов, последователей учения чань. Обе супруги Сронгцен Гампо были не просто ревностными почитательницами буддизма – они сделали чрезвычайно много для распространения буддизма в Стране Снегов, хотя в своей миссионерской деятельности были неизбежно ограничены кругом придворных. Неудивительно, что позже тибетцы признали их воплощением Белой и Зеленой Тары, а Сронгцена Гампо - инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары16.

Информация о работе История проникновения буддизма в Тибет