Ислам как религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы– ислам как религия. Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА………………………………….….
4
2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ……………..
11
2.1. Особенности исламского вероучения………………………
11
2.2. Коран, как священная книга мусульман……………………..
15
2.3. Исламское социальное и моральное учение……………….
17
2.4. Обряды и праздники в исламе………………………………
19
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ……….….
20
3.1. Бог и человек…………………………………………..
20
3.2. Ангелы и джинны…………………………………………….
23
3.3. Писания и пророки…………………………………………..
24
3.4. Судный день………………………………………………….
25
3.5. Нравственность мусульманина………………………………
26
4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА……………………….…
34
5. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИСПОВЕ-
ДУЮЩИХ ЕЕ………………………………………………………………

46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 763.22 Кб (Скачать файл)

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых  являются суннизм и шиизм, среди  всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.

Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения  государства и духовенства. В  исламе нет и церкви, служащей посредником  между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего  особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти  и на практике - нераздельны.

Во многих странах распространения  Ислама действуют мусульманские  партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской  республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и  ислами в Индии и Пакистане. 
 
В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании). 
 
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шари’ата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали  играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения. 
 
Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на наличие разных направлений, ислам в целом представляет собой достаточно цельную религиозную  систему. В силу своей специфики  ислам буквально с момента  своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия.

Безусловная исключительность личности пророка Мухаммеда явилась  причиной того, что провинциальное движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним  из важнейших событий всемирной истории.

В данной работе описала  такие моменты, как возникновение  ислама, сущность мусульманского вероучения, культурные памятники ислама, обряды, праздники мусульман.

За последние десятилетия  Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое  влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Сегодня, в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран, ислам имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ахтаев А. Суфий должен быть политиком. // Ат-Таухид [Москва]. – 1994. – № 1. – С. 16.
  2. Багауддин Мухаммад. Чистота Единобожия // Аль-вахдат [Единство] [Москва]. – 1991. – 1 сент. – С. 1, 4.
  3. Быстрова, А.Н. Мир культуры. (Основы культурологии) [Текст]: учебное пособие / А.Н. Быстрова. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Издательство Федора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – 712 с.
  4. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.
  5. Васильев Л.С. История религий Востока. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  6. Дьяков Н. Н. Тарикаты арабского Магриба и Северного Кавказа в эпоху европейской колонизации // Россия, Запад и мусульманский Восток в новое время. – СПб., 1994. – С. 12.
  7. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. – М., 1993. – С. 25.
  8. Ильина, Е.А., Буров, М.Е. Культурология: конспект лекций [Текст] / Е.А.Ильина, М.Е. Буров. – М.: МИЭМП, 2005. – 104 с.
  9. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982
  10. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
  11. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986.
  12. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986
  13. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Изд-во политической литературы, 1986.
  14. Кротов Я. Ислам и христианство в начале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.
  15. Максаков И. Соотношение исламских движений Дагестана // НГ-Рели-гии. – 1998. – 18 марта.
  16. Религиоведение: Учебное пособие/ Под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
  17. Рукайа Максуд - Ислам. – М., Торговый дом «Гранд», 2002.

1 Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

2 Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986.

3 Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Изд-во политической литературы, 1986.

4 Кротов Я. Ислам и христианство в начале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.

 


Информация о работе Ислам как религия