Ислам как религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы– ислам как религия. Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА………………………………….….
4
2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ……………..
11
2.1. Особенности исламского вероучения………………………
11
2.2. Коран, как священная книга мусульман……………………..
15
2.3. Исламское социальное и моральное учение……………….
17
2.4. Обряды и праздники в исламе………………………………
19
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ……….….
20
3.1. Бог и человек…………………………………………..
20
3.2. Ангелы и джинны…………………………………………….
23
3.3. Писания и пророки…………………………………………..
24
3.4. Судный день………………………………………………….
25
3.5. Нравственность мусульманина………………………………
26
4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА……………………….…
34
5. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИСПОВЕ-
ДУЮЩИХ ЕЕ………………………………………………………………

46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 763.22 Кб (Скачать файл)

Нормой в исламе является моногамный брак, и вопреки распространённому мнению мужчины, как правило, имеют одну жену. При этом мусульманину разрешается жениться на двух, трёх или четырёх женщинах при условии, что он может содержать их и одинаково справедливо относиться к ним. Чаще всего мусульманин решается на новый брак, если его жена не может иметь детей. Верующий понимает: иметь две или три семьи — огромная ответственность. К тому же соблюдать справедливость между жёнами — нелёгкая задача, а мусульманин боится гнева Всевышнего и никогда не забывает о том, что в Судный день Господь взыщет с него за всё.

Ислам побуждает супругов оберегать свой брак и по возможности  избегать разрушения семьи, потому что при расторжении брака страдают не только супруги, но и их дети. Мухаммад учил: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенных деяний — развод». Однако, если супруги не смогли достичь взаимопонимания и компромисса, если использовали все возможности сохранить семью, ислам признаёт развод в качестве крайней меры. По исламу в бракоразводном процессе главенствующая роль отдаётся мужу, который должен трижды произнести формулу развода, желательно через определённые промежутки времени, когда супруги ещё могут успокоиться и отменить своё решение. Даже после окончательного решения о разводе супругам предоставляется испытательный срок, который длится около трёх месяцев. В течение этого срока женщина не покидает супружеского дома и не теряет права на содержание. Это время даётся мужу и жене, чтобы ещё раз обдумать своё решение и понять, действительно ли они желают расстаться. Если до окончания этого срока супруги решат не расставаться, муж возвращает  жену  и  брак  считается  восстановленным. Если после окончания срока выжидания брак не был восстановлен, женщина считается разведённой и покидает супружеский дом, а муж больше не обязан содержать её, поскольку она становится посторонней для него, как любая другая женщина. В большинстве случаев дети после развода остаются на попечении отца до тех пор, пока не станут совершеннолетними.

Отношение к родственникам в исламе

Мусульманин должен делать добро своим родным, обеспечивать их, если они нуждаются, справляться  об их положении и оказывать им помощь, присутствовать на их похоронах.

«Поддерживайте родственные  связи хотя бы с помощью приветствия», — учил Пророк Мухаммад. Ислам велит человеку поддерживать связь не только с самыми близкими и любимыми родственниками, но и с теми, кто не общается с ним и не проявляет родственной привязанности. Пророк сказал: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает тем же; по-настоящему поддерживает их тот, с кем его родственники эти связи порывают, а он продолжает поддерживать их».

 

4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА

Арабская архитектура  развивалась на основе переработки  арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

Наиболее известные памятники  архитектуры того времени:

1) мечеть Амра в Фустате

2) соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в.

3) Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором.

С VII—VIII вв. мечети имели  прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде. Рассмотрим памятники архитектуры более подробно.

1. Мечеть Амра  ибн аль-Аса или Мечеть Амр, была первоначально выстроена в 642 году как культовый центр первой арабской столицы Египта — города Фустат (Старый Каир). Это была первая мечеть не только в Египте, но и во всей Африке.

 


Оригинальное расположение мечети было простым прямоугольником, 29 метров длиной, 17 метров шириной. Это  был низкий навес с колоннами, сделанными из стволов пальмы, стены  из камней и кирпичей из глины и  грязи, крыша покрывалась листьями пальм и ветками деревьев. Пол был из гравия. Сооружение было достаточно большим, чтобы предоставить молитвенное место для армии Амра, но она не имела никаких украшений и минаретов. Полностью восстановлена в 673 Муавием I, он добавил четыре минарета к каждому из углов мечети.

В 827 году у неё было семь новых проходов, построенных параллельно стене кибла. У каждого прохода была галерея колонн, с последней колонной в каждом ряду, приложенной к стене посредством деревянного архитрава, вырезанного с бордюром.

В 9-м столетии мечеть была расширена Халифом Мамуном, который добавил новое строение на юго-западной стороне, увеличив площадь мечети до 120 м x 112 м.

В 1169 город Фустат и мечеть были разрушены пожаром, который устроил визирь Египта — Шавар. Он приказал это сделать, чтобы город не достался крестоносцам. После того крестоносцы были вытеснены и область была завоевана армией Нур аль-Дани, Саладин пришел к власти и восстановил мечеть в 1179.

В 18-м столетии один из лидеров мамлюков, Мурад Бей, разрушил мечеть и восстановил ее в 1796, перед прибытием французской Экспедиции Наполеона в Египет. Мурад сократил число рядов колонн от семи до шести, и изменил ориентацию проходов, чтобы сделать их перпендикулярно стене-кибла. Также, вероятно в это время, построили и минареты.

В 1875, мечеть была снова восстановлена Мухаммедом Али Египетским. В 20-м столетии, во время господства Аббас II Хильми, мечеть подверглась новому восстановлению. Части входа были восстановлены в 1980-х.

Единственная часть древней  структуры мечети, которую ещё  можно увидеть, это некоторые  из архитравов, которые можно рассмотреть вдоль южной стены Мечети. Вероятно, они были добавлены во время реконструкции в 827.

2) Соборная мечеть города Куфа

В период зарождения ислама города под названием Куфа не существовало. Когда в 17-ом году по лунной хиджре (638 г. от Р. Х.), один из предводителей исламского войска Саад ибн Аби Вакас, находясь в городе Мадайен (совр. Ирак), решил построить город Куфу, первым действием, которое он предпринял в этой связи, было установление места соборной мечети в качестве центра города. Мечеть, просуществовавшая в качестве Соборной мечети Куфы до 50 года по лунной хиджре (670 г. от Р. Х.), была построена иранским архитектором Рузбехом. В исторических книгах говорится, что площадь шабестана этой мечети составляла более 2 000 кв. метров, и он вмещал примерно 40 000 человек.

Изначально потолок мечети был сделан из кирпича-сырца, а колонны  мечети - из белого известняка. Впоследствии, с расширением территории мечети, предметы украшения и роскоши также приумножились в ней, и она утратила свою простоту.

Соборная мечеть Куфы входит в число мечетей, которые обладают весьма большой ценностью в силу того, что в них произошли важные исторические события. Соборная мечеть Куфы неизменно напоминает о его светлости Али (ДБМ), его методах правления и справедливых судействах. В период пятилетнего правления его светлости Али (ДБМ) Куфа являлась центром исламского халифата, а Соборная мечеть этого города - местом, где его светлостью принимались многие важные социальные и политические решения. В этой мечети его светлость Али (ДБМ) занимался толкованием аятов Корана, разъяснением сунны Посланника Божьего (ДБАР) и исламских законов. В этой мечети его светлость Али (ДБМ) произнес много речей, которые впоследствии были собраны в качестве хутб и красноречивых наставлений Сейед Резой в виде книги "Нахжд-уль-Балага". Эти высказывания и наставления свидетельствуют о трудных социально-политических условиях того времени. Кроме того высказывания его светлости по поводу религиозных принципов помогают человеку отличать истинное от фальши, добро от зла, и побуждают его к глубоким размышлениям.

Часть Соборной мечети Куфы носит название Дакатольказа, Это  место служило минбаром, на которое  садился его светлость Али (мир  ему!) и вершил правосудие. Дакатольказа расположен во дворе мечети. В подземном помещении мечети также имеется место, в котором согласно некоторым преданиям, строился ковчег Ноя, и извержение воды во время потопа произошло именно в этом месте.

Сегодня многие поклонники семейства Пророка (ДБАР) совершают  паломничество в Соборную мечеть Куфы и, совершая в ней намаз, выражают почтение памяти Божьих посланников. Дорогие друзья, нашу передачу мы завершаем молениями (зикрами) паломников этого священного места. Паломник Соборной мечети Куфы при входе в эту мечеть после того, как посылает мир и благословение последнему Божьему Посланнику (ДБАР), поминает имя и память Али (ДБМ) следующим образом: "Мир тебе, о мудрый и справедливый имам; самый верующий из всех и отделяющий истину и лжи! Свидетельствую, что ты - отрада для верующих, украшение для правоверных и самый терпеливый из всех рабов Божьих"

3. Храм «Купол скалы» в Дамаске. Необыкновенное архитектурное сооружение есть в Иерусалиме на Храмовой горе. Эта мечеть называется Купол Скалы (Мечеть Куббат ас-Сахра) и является красивейшим памятником исламского зодчества, а также имеет важное религиозное значение. На этом месте стоял Иерусалимский храм, который был разрушен римлянами в годы правления омеядского халифа в конце 600-х годов.

Абд аль-Малик, строя мечеть, предполагал, что помимо своей красоты, она получит в наследство и свою легенду. Халиф был очень интеллигентным человеком и талантливым полководцем. Пока наводил порядки на территории своего халифата, он покорил Басру, Хиджаз, Мекку, Ирак, Дамаск, попутно произвел и на этих землях некоторые реформы.

Укрепив свою власть, он ввел арабский язык и свои деньги во многих странах, не забыв провести и налоговые  изменения. Для строительства мечети в Иерусалиме были наняты два архитектора, которые спроектировали ее несколько необычным способом. Внутри купола мечети был оставлен нетронутым выступ скалы, отсюда этот храм и получил название.

Скалу эту оставили, так  как арабы считали ее святой, и  вот какая легенда связывает этот Купол со скалой, заключенной в нем. Священное исламское писание Коран Бог ниспослал пророку Мухаммеду, которое он и проповедовал, будучи известным политическим деятелем. Однажды ему явился ангел и предложил отправиться с ним в Иерусалим, и конечно, он согласился.

Оттуда с горы Мухаммед вместе с ангелом вознесся на небо, а затем вернулся обратно. Эта  история потом основательно подорвала  веру его учеников в ислам, которые сомневались, что такое возможно. Но те, которые остались преданы своему учителю, продолжили его дело, и гора эта в Иерусалиме стала священным местом и легендой, увенчанной золотым Куполом Скалы. В настоящее время Купол Скалы является женской мечетью. Хоть храм и был воздвигнут, чтобы охранять священный камень, то есть как архитектурный памятник, но поклонники Скалы сделали из него дом молитвы. А землетрясение в 2008 году, которое оставило трещину рядом с мечетью, только усилило веру исламцев, ведь именно с этого камня, по преданию, Бог начал творить мир.

Далее будут рассмотрены  самые крупные мечетями мира, являющиеся выдающимися памятниками исламского мира.

1. Самой  большой мечетью в мире является  мекканская Запретная мечеть, которая является главной святыней мусульманского мира. Во дворе мечети находится Кааба. Мечеть была построена в 638 году. С 2007 года по 2012 год по решению короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда проводится новая масштабная реконструкция мечети. В ходе расширения в основном в северном направлении территория увеличивается до 400 тысяч кв. метров и на ней будет помещаться 1,12 млн человек.

Строятся ещё два минарета, а  также новые Ворота короля Абдаллы, все старые и новые помещения  оснащаются кондиционерами. С учётом также реконструируемой территории округи всего в церемониях и мероприятиях смогут участвовать 2,5 млн человек одновременно. Стоимость реконструкции составляет 10,6 млрд долларов. Как утверждают исследователи, Кааба — это метеорит.  К этому камню приблизительно квадратной формы (отсюда и происхождение его названия от арабского «куб») с древнейших времен совершались поклонения.

По арабской легенде, первое святилище здесь воздвиг соответственно первый человек Адам. Святилище после всемирного потопа по велению бога восстановил пророк Авраам (у арабов почитаемый под именем Ибрагим). До возникновения ислама на этом месте существовало языческое святилище богов племени курейш. Позднее пророк Мохаммед повелел считать Каабу святым местом мусульман — киблой, куда обращены молитвы (в свою очередь, михраб — ниша в мечетях по всему миру и отмечает направление на Мекканскую мечеть, куда следует поворачиваться во время молитвы). 

Сейчас Запретная  мечеть представляет огромное сооружение. Халифы, османские султаны, а теперь и саудовские короли постоянно расширяют и реконструируют мечеть.

2. Второй по величине  в мире, является мечеть Мечеть пророка. Эта мечеть находится в Медине (Саудовская Аравия) и является второй святыней в Исламе после Запретной мечети. Мечеть была построена ещё при жизни Мухаммада; последующие мусульманские правители расширили ее и украсили. В наши дни мечеть вмещает 600 тысяч человек, на территории в 400 500 кв. метров. В период хаджа это число увеличивается до 1 миллиона человек.

3. На третьем месте  находится Мазар имама Резы, воздвигнутый в 818 году архитектурный комплекс в г. Мешхед (Иран), включающий собственно гробницу имама, гробницы других почитаемых имамов, музей, библиотеку, кладбище, мечеть и несколько других сооружений. Большая часть сооружений комплекса была построена во времена правления Тимуридов и Сафавидов, хотя первое датированное сооружение украшена надписью раннего XIV века, а купол сооружения относят к раннему тринадцатому веку. Площадь комплекса составляет 331,578 квадратных метров и вмещает в себя порядка 100 тысяч человек.

Информация о работе Ислам как религия