Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью осмысления роли и места святых Синодального периода в истории Русской церкви. Иконографические типы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период, их место и роль в иконографии всех отечественных святых.

Содержание

Введение___________________________________3
Глава 1. Место и роль святости в Русской Православной Церкви _____________________________________________13
Глава 2. Святые и принципы канонизации __________16
Глава 3. Иконография святых Синодального
периода _____________________________________________26
Заключение___________________________________39
Список использованной литературы ___43
Альбом

Вложенные файлы: 1 файл

Иконы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период (Автосохраненный).docx

— 830.13 Кб (Скачать файл)

Ко второй половине ХVIII века относится портрет Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и Сибирского, из Тюменского областного музея изобразительных  искусств. На изображении чуть ниже поясного представлен Святитель в митрополичьей мантии и белом клобуке. Несмотря на внешние атрибуты репрезентативности, фигура архипастыря выглядит далеко не крупной, а лицо суховатое, постническое. (Приложение, рис. 11). В этом портрете, как и в черниговском, сохранились острота взгляда и некоторые характерные черты лица, например форма носа, линия бровей. Но в целом индивидуальное здесь уходит на второй план, лицо уподобляется лику. Эта мемориальность образа навеяна еще и тем, что портрет создавался на основе копии более раннего изображения Святителя.

 

Таким образом, подводя итого  всему вышесказанному в данной главе, несомненно можно говорить о своеобразии иконографии в Синодальный период, о характерных только для этого периода чертах.

 Иконография многих синодальных святых отличается явным доминированием сюжетов чудес, благодаря которым, собственно, и состоялось причисление подвижника к лику святых.

Но, несмотря на это, можно говорить о присутствии светских мотивов в церковном искусстве. Иконы, подражая западу, всё более напоминают картины, большая роль отдается пейзажам, природе. Т.е. можно наблюдать своеобразный процесс перерождения иконы в религиозную картину

В XVIII веке можно говорить об отвержении старых иконописных образцов. Иконография становилась все более вольной.

В XIX веке иконопись начинает приобретать новые оттенки. За  образцы принимается европейское искусство.

И все же традиционная икона  продолжала существовать. Но эти иконы, опираясь на культуру XVII века, заметно выделяются на общем фоне «синодального» иконописания знанием техники, рисунком, графической линией, отделкой деталей, тонко сбалансированной композицией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе данной работы была достигнута цель исследования -  проанализированы иконографические типы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период, выявлены общие черты иконографии данного периода времени в целом.

Синодальный период отличается отходом иконописи от традиции. Однако государственная власть и церковь не всегда равнодушно взирали на западные нововведения. Еще при Петре I, в 1707 г. был назначен генерал-суперинтендант «палаты изуграфств исправления», то есть цензором за иконописанием. В 1760–1770-х гг. Екатерина II издала ряд указов, которые мы бы сегодня назвали частью программы охраны памятников. Все они требовали следования старым образцам. Но сами образцы были уже отредактированы в соответствии с духом новой культуры.

Традиционная иконопись  в XVIII — начале XX вв. поневоле уходила  на периферию, сохраняясь преимущественно  в сельской и низовой культуре.

Под воздействием петровских реформ некогда единая, охватывавшая все стороны русского бытия церковная  изобразительная культура стала  расслаиваться. Европеизированные  картины, заменяя «дедовские» образа, поневоле приводили верующих к некоей духовной раздвоенности: новые религиозные произведения были не выразителями мировоззрения целого народа, а всего лишь историческим жанром по академической табели о рангах. На первых порах сохраняла свой авторитет и влияние Оружейная палата. Компромиссный, с элементами европейского искусства, стиль ее частично удовлетворял заказчиков петровской эпохи. Но в новых церквах новой строящейся столицы преобладало уже иное начало. Смысловой центр любого храма — иконостас - терял свою былую ярусность, превращаясь в изощренную декорацию; нередко он становился всего лишь сверкающей золотом рамой, в произвольную форму которой вставляли живописные иконы.31 При Елизавете Петровне старое иконописание было отвергнуто окончательно и без излишних сантиментов. Барочные приемы, которыми пронизаны иконы-картины XVIII в., воплощали, прежде всего, чувственные и декоративные характеристики. Иконографическая схема стала в большей степени причудливой и своевольной. Так, в изображениях св. Екатерины, в изобилии появившихся во второй половине XVIII в., без труда можно было найти черты сходства с обликом великой императрицы.

В XIX в. официальная иконопись  приобретает новые качественные и смысловые оттенки. Все большую  роль в качестве образцов начинают играть общепризнанные шедевры европейского искусства.

Классицизм как стиль  в какой-то степени способствовал  отбору и упорядочению новых иконографических типов.

И все же, несмотря ни на что, традиционная икона продолжала существовать, заметно отличаясь на общем фоне «синодального» иконописания знанием техники, рисунком, графической линией, отделкой деталей, тонко сбалансированной композицией.

Распространение светской живописи, особенно портретной, способствовало восприятию иконы как реалистического  портрета святого или как документа, фиксирующего то или иное событие. Это  подкреплялось тем, что некоторые  прижизненные портреты XVIII–XIX вв. после  канонизации изображенных на них  подвижников начинали функционировать  в качестве икон и ложились в основу соответствующей иконографии (напр., портреты святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского).

Формально иконопочитание всегда оставалось одной из незыблемых основ  Православия, но в Синодальный период икона становится лишь выражением внешнего благочестия, ее живописный стиль, сменивший знаково-символический язык древнего иконописания, свидетельствует о секуляризации сознания, пронизывавшей церковную среду.

Синодальный период в Русской  Православной Церкви характеризуется  значительно меньшим количеством актов канонизаций, чем в другие периоды. При этом большая часть канонизаций приходится на царствование императора Николая II. (для сравнения: от начала христианства в России до 1547 г. — 67 святых; с 1549 г. до учреждения Синода — 146, в Синодальный же период отмечен же лишь 10 общепризнанными святыми)32.

Случаи прославления святого, о котором ничего не известно, или  хотя бы святого, который не пользуется почитанием в обществе, были крайне редки. Скорее, наоборот: в Синодальный  период частыми бывали отказы в канонизации  почитаемых в народе подвижников. Документы  того времени позволяют судить о  том, что церковными властями запрещалось  стихийное народное почитание несанкционированных  Церковью святых.

Обнаруживается прямая связь  между социальными условиями  и канонизацией: в Синодальный  период, когда Церковь становится государственным институтом и начинает подчиняться интересам государства, подчас вопреки своей идеологии, число канонизаций сокращается. К концу Синодального периода (начало XX в.), когда и церковные иерархи, и светские чиновники видят необходимость реформ в церковной жизни (именно тогда начинается подготовка к Собору 1917–1918 гг.), число канонизаций начинает расти.

В связи с этим данное исследование может быть продолжено в дальнейшем. Есть смысл рассмотреть  тему иконографии Советского периода  и сравнить две крупные и значительные эпохи в истории иконописного развития Русской Православной Церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

литература

  1. Абрамович Д. Памяти митрополита Евгения (Болховитинова). К 150-летию со дня рождения. - Исторический архив, 1919, №1
  2. Архимандрид Георгий (Тертышников). Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви // Альфа и омега. – 1999. - №3(21). – С. 13.
  3. Афанасий (Сахаров), иером. О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей // БТ. 1998. Сб. 34. С. 357–358.
  4. Бобров Ю.К. Основы иконографии древнерусской живописи. / Ю.Г. Бобров, 252, [1] с. СПб. ТОО «Мифрил», 1995.
  5. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. M., 1903. – 599 с.
  6. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 2003. – 496 с.
  7. Знаменский. П.В. Руководство по русской церковной истории. Казань, 1871. – 576 с.
  8. Иконография ростовских святых. Каталог выставки. Сост. А.Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 46-47.
  9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 2004. – 368 с.
  10. Красилин М. М. О русской иконописи первой половины XVIII в. // Барокко в России. М., 1995
  11. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. – 512 с.
  12. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., Искусство, 2000. – 538 с.
  13. Маркелов Г.В. Святые древней Руси по иконописным подлинникам, прорисям и переводам с икон. Т.1 – 320 стр.; Т. 2 – 352 стр., илл., переплет.
  14. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . О канонизации святых в Русской Православной Церкви // Канонизация святых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988. — С. 16.
  15. Муравьев. А.Н. История Российской Церкви. СПб.,1838. – 565 с.
  16. Православный церковный календарь 2003 года. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
  17. Ровинский. Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Издание А. С. Суворина, 1903.
  18. Салтыков А. Описание иконы собора святых новомученников и исповедников Российских // Духовное обозрение. Реутов православный. – 2003. - №1. – с.6.
  19. Соловьев С. М. Писатели русской истории XVIII века. "Архив историко-юридических сведений, относящихся до России". Кн. II, пол. I, отд. III. M., 1855.
  20. Титлинов Б. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып.1. (Время Комиссии духовных училищ): К столетию духов.-учеб. реформы 1808г. Вильно, 1908. 383 с.
  21. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М. Гнозис- шк., т.2. Три века   христианства на Руси.(12-14 вв.) 1998. – 902 с.
  22. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства XVI – XVII вв. Антология / Сост., общ. Ред. И предисл. Н.К. Гаврюшина. М., 1993.
  23. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М., 1997. – 480 с.
  24. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. – 704 с.
  25. Филимонов Г.Д. Сомон Ушаков и современная ему эпоха иконописи. – «Сборник общества древнерусского искусства на 1873 г.». М., 1873. С. 38.
  26. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994. – 205 с.
  27. Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. М.изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. -212 с.: ил.

 

Интернет-ресурсы

  1. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet
  2. http://www.vvv.ru/forum_gallery/original_view.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Рис. 1. Икона «Св. Димитрий Ростовский с 36 клеймами посмертных чудес». Мышкинский народный музей. К. XVII века.
  2. Рис. 2. Икона «Св. Феодосий Тотемский с обнесением мощей». Конец XVIII в. Частное собрание.
  3. Рис. 3. Икона «Св. Иннокентий Иркутский». Кафедральный Покровский собор города Барнаула. К. XIX века.
  4. Рис. 4. Чудотворная икона «Мученица» святителя Митрофана Воронежского. I пол. XVIII века.
  5. Рис. 5. Икона «Святитель Тихон Воронежский». Богородицкий монастырь города Задонска. XIX
  6. Рис. 6. Житийная икона Серафима Саровского. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева (г. Москва). II пол. XIX века.
  7. Рис. 7. Икона «Святитель Феодосий Черниговский». Черниговский Архиерейский дом. XIX век.
  8. Рис. 8. Икона «Св. Анна Кашинская». Воскресенский собор Кашина. II пол. XIX века.
  9. Рис. 9. Икона «Св. Анна Кашинская». К. XIX века.
  10. Рис. 10. Икона «Святитель Питирим Тамбовский». Тамбовский Спасо-Преображенский собор. XIX век.
  11. Рис. 11. Икона «Святитель Иоанн Тобольский». Черниговский музей. XVIII век.
  12. Рис. 12. Икона «Святитель Иоанн Тобольский». Тюменский областной музей изобразительных искусств. II пол. XVIII века.

 

 

 

 

 

     


 

 


 

 


 

 

 

                          


 

 

 


 

                                            


 

                        


 

                                         


                                           

                                       


 

                                           


 

 

 

                                         

                                     

                                          


 

 

 

 

                                  

                                           


 

1 Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильно, 1908. т. 1–2.

2. Ровинский. Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Издание А. С. Суворина, 1903.

3 Филимонов Г.Д. Сомон Ушаков и современная ему эпоха иконописи. – «Сборник общества древнерусского искусства на 1873 г.». М., 1873.

4 Бобров Ю.К. Основы иконографии древнерусской живописи. / Ю.Г. Бобров, 252, [1] с. СПб. ТОО «Мифрил», 1995.

5 Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., Искусство, 2000.

6 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства XVI – XVII вв. Антология / Сост., общ. Ред. И предисл. Н.К. Гаврюшина. М., 1993.

7 Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.

8 Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. М.изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. -212 с.: ил.

9 Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М., 1997.

10 Маркелов Г.В. Святые древней Руси по иконописным подлинникам, прорисям и переводам с икон. Т.1 – 320 стр.; Т. 2 – 352 стр., илл., переплет.

11 Салтыков А. Описание иконы собора святых новомученников и исповедников Российских // Духовное обозрение. Реутов православный. – 2003. - №1. – с.6.

12 О труде Платона Левшина см.: Соловьев С. М. Писатели русской истории XVIII века. «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России». Кн. 2., пол. 1, отд. 3. М., 1855.

13 О Евгении Болховитинове см.: Абрамович Д. И. Памяти митрополита Евгения Болховитинова, в: Исторический архив. 1 (СПб., 1919). С. 190–223 (библиогр.); История российской иерархии. Т. 1 (М., 1807), 2 (1810), 3 (1812), 4 (1814), 5–6 (1815).

14 А. Н. Муравьев. История Российской Церкви. СПб.,1838.

15 П.В. Знаменский. Руководство по русской церковной истории. Казань, 1871.

16 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871

17 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1932.

18 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М. Гнозис- шк., т.2. Три века   христианства на Руси.(12-14 вв.) 1998.

19 Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 2003. – С. 58.

20 Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 2004. – С. 184.

21 http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet

22 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

23 Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, на тему “О канонизации святых в Русской Православной Церкви” // Канонизация святых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988. — С. 16.

Информация о работе Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период