Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью осмысления роли и места святых Синодального периода в истории Русской церкви. Иконографические типы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период, их место и роль в иконографии всех отечественных святых.

Содержание

Введение___________________________________3
Глава 1. Место и роль святости в Русской Православной Церкви _____________________________________________13
Глава 2. Святые и принципы канонизации __________16
Глава 3. Иконография святых Синодального
периода _____________________________________________26
Заключение___________________________________39
Список использованной литературы ___43
Альбом

Вложенные файлы: 1 файл

Иконы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период (Автосохраненный).docx

— 830.13 Кб (Скачать файл)

К литературе, касающейся непосредственно  святых рассматриваемого периода времени, относятся жития святых и подвижников  благочестия, различные патерики и  научные исследования обобщающего  характера, такие как «Древнерусские жития святых как исторический источник»16 О.В Ключевского, «История канонизации святых в Русской Церкви»17 Е.Е. Голубинского и др.

Кроме того, в данном исследовании были использованы материалы из интернета  с сайта    http://www.vvv.ru/forum_gallery/original_view.php для предоставления приложений в виде изображения икон святых.

Научная новизна данного  исследования заключается в совокупности нескольких составляющих: определена значимость и место иконографии  русских святых, канонизированных в  Синодальный период; выявлены её традиционность и специфика.

Таким образом, цель данного  исследования – собрать, систематизировать  и проанализировать иконографические типы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период, определить их место и роль  в иконографии  всех отечественных святых.

Для достижения цели понадобиться решить следующие задачи:

    • Выяснить место и роль святости в РПЦ.
    • Выявить памятники иконографии святых рассматриваемого периода.
    • Определить принципы канонизации.
    • Классифицировать типы изображений.

Данные задачи определили структуру работы: введение, три  главы основного содержания, заключение, список использованной литературы.

Первая глава – «Место и роль святости в РПЦ».

Вторая глава – «Святые  и принцип их канонизации».

Третья глава – «Иконы святых Синодального периода».

Заключительная часть  работы содержит выводы, позволяющие  в целом оценивать иконографии  святых Синодального периода.

Хронологические рамки исследования определены временем рассматриваемого периода в русской церкви: XVIII век (1700 г.) – нижняя граница исследования,  верхняя граница – XX век (1917 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Место и роль святости в  Русской православной церкви

В формирующейся после  принятия христианства культуре Руси понятие святости приобретает черты, существенно отличающиеся от западноевропейского  понимания. Отметим сначала общие  черты, чтобы затем выявить отличия  русского понимания святости.

     Прежде всего,  следует подчеркнуть, что само  понятие "святость" значительно  старше христианства. Роль "сакрального", то есть "священного", "святого"  в языческой Руси отводилась  прежде всего природным феноменам.  С утверждением христианства  понятие святости существенно  изменяется:

    • святость переносится с природных вещей и процессов на человека, на его душевно-духовный аспект;
    • святость считается недоступной для восприятия с помощью органов чувств, она начинает пониматься как нечто абстрактное и "невидимое". А это, в свою очередь, соединяет "святость" с такими моральными характеристиками, как "непорочность", "добродетельность", "праведность". Все сказанное общее и для русской, и для западноевропейской культуры. 18

Специфика русского понимания  святости состоит в том, что для  русской культуры:

    • святость предполагает стремление к единой универсальной цели, самому заветному желанию и самой сокровенной мечте и надежде - святому царству для человека на земле;
    • святость подразумевает возвращение к исходному состоянию целостности, нетронутости, чистоты;
    • утверждается, что святое состояние может быть предельно приближено в пространстве и времени.

Поэтому именно в русской  культуре святость подчеркивает принадлежность человека к иному миру; иногда даже некоторое юродство. Святые в древнерусской  культуре становятся зримым образом  христианского идеала, от них исходит  слово "правды", которое опрокидывает все неправедное на земле.

Культ святых в русской  культуре является показателем поступательного  развития духовной культуры и имеет  опору в очень давних религиозных  традициях. Это особый культурно-исторический феномен. Культ святых имел социальные корни, как и всякий религиозный  культ. Чтобы влиять на умы и души, необходимо было опереться на почитание  религиозных героев в широкой  среде населения. Это были герои, наделявшиеся особого рода исключительностью: положением на выходе за орбиту земного. Святой на своем пограничном (между  землей и небом) посту бессменно  находился в течение всего  земного отрезка жизни19.

Святым подобало быть судьями  по отношению к правде и неправде, что требовало от них отрешения  от мира насилия, эксплуатации, всяческой "неправды". Отсюда отшельничество, "пустынножительство" - весь идеально обрисованный образ жизни святого, его отрешенность "от мира сего".

Главная функция святых - чудотворение. Социальная действительность, в которой правда есть чудо, компенсирует себя верой в чудо как правду. Бессилие спасает себя верой в  чудеса. Святые наделяются способностью вызывать, смотря по надобности, влагу  или солнечное тепло, разгонять  тучи, насылать снег. В этом сказываются  прямые интересы людей труда. Святые чудотворят, делая слепых зрячими, ставя на ноги хромцов, вообще возвращая здоровье людям.

Неслучайно в народных утопиях, начиная с древних времен и по XIX век включительно, мы встречаемся  с представлениями об "островах блаженных", разных "далеких землях", где царит Правда, где труд вознаграждается  обилием плодов, население свободно, миролюбиво, лишено пороков и в  силу всего этого отличается физическим здоровьем и завидным долголетием. Феномену святости присущ элемент социального  утопизма, погруженного в сферу религиозно-магического  сознания и практики20.

Культ святых развивался по двум направлениям.

Одно шло снизу - таково было почитание святых, локализованное территорией прихода или небольшой  округи какого-нибудь монастыря. Их почитание  не только не было общерусским, но и  не распространялось на пределы той или иной епархии. Еще более низкую ступень в культе святых составляло почитание так называемых "усопших подвижников".

Другое направление - культивирование  святых, предписанных сверху, стремление церкви ввести культ святых в свое русло, не пренебрегая и святыми, почитавшимися в черте прихода, и теми, что почитались по почину народа "усопшими подвижниками". Направление, шедшее сверху, имело целью  регламентировать культ святых и  закрепить его на службе интересам  и идеологии церкви и государства.

Таким образом, феномен святости является высшим выражением русской православной религиозности. Святые лучше и полнее, чем кто-либо выразили многообразие русского православного религиозного опыта. И потому трудно переоценить важность и значение понятия святости в русской православной церкви.

 

Глава 2. Святые и принципы их канонизации 

С точки зрения осмысления истории человечества, святые —  это исторические лица, открывавшие  для своего времени пути национального  религиозного призвания, которые ярко характеризуют ту или иную историческую эпоху21. Русский историк Г.П.Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры.22

Народное, стихийно складывающееся почитание святого, как правило, предшествует признанию его святым официальной церковью. Церковное  признание выражается актом канонизации, призывающим паству к почитанию  праведника в формах общественного  богослужения. Святые прославляются  через написание икон, создание житий, церковных служб и молитвословий. Основанием для церковной канонизации  являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни  или после смерти, и в некоторых  случаях нетление мощей. Кроме общецерковной  канонизации, существует понятие местной, епархиальной канонизации, когда почитание  святого имеет узко местные формы  и совершается в границах города, монастыря, храма. Церковь признает и существование неведомых святых, слава которых еще не открыта  миру, и поэтому не запрещает частных  молитв к усопшим праведникам. В  богослужебной практике главное  отличие канонизированных святых от почитаемых усопших состоит в  том, что первым служатся молебны, а  последним — панихиды. В связи  с этим закономерно, что все списки русских святых указывают разное число прославленных праведников.

На Руси право торжественной  канонизации долгое время сохраняли  за собой митрополиты Киевские, а  затем Московские. Именно митрополит Киевский Иоанн в 11 в. составил службу и установил празднование первым русским святым князьям Борису и  Глебу. Главной особенностью прославления русских святых в 11-16 вв. было то, что  канонизационному акту предшествовало вскрытие захоронений праведников  в ожидании чудес от их останков (князья Борис и Глеб, княгиня  Ольга, преподобный Феодосий Печерский  и др.). Как отмечал Митрополит Ювеналий, в месяцесловах этого времени указывается 70 почитаемых усопших, 22 из которых имели общецерковное почитание23.

Начиная с митрополита  Макария (1542-1563) канонизация святых становится делом церковных соборов  при первосвятителе. Плодом деятельности макариевских соборов явилась канонизация 39 русских святых, подчеркнувшая  возросший авторитет Русской  православной церкви. Соборы эпохи  митрополита Макария как бы подвели  итог шестисотлетней истории Русской  церкви, причислив к лику святости русских подвижников, память о чудесах  и подвигах которых сохраняла  народная память.

Еще более благоприятным  временем для приращения русской  святости стал 17 в. В святцы было внесено  до 150 новых имен общецерковного и  местного почитания. Важнейшей особенностью канонизаций этого периода было преимущественное прославление праведников, трудившихся в области церковного строительства и миссионерского просвещения. В это время ослабляются  требования к проявлению чудес и  на первый план выдвигаются древние  византийские правила — причтение к лику святых благочестивых епископов в силу их церковного сана.

Наступление Синодального периода ознаменовалось тем, что единственной инстанцией по канонизации становится Святейший Синод. В 18-19 вв., в период общего ослабления активности церковной жизни в России, канонизации были крайне редки. До императора Николая II к лику святых причислили лишь пять праведников. Напротив, в короткое царствование благочестивого императора Николая II было канонизировано семь новых святых. В начале 20 в., кроме святцев обще - и местночтимых святых, в России составлялись списки усопших православных христиан, которые именовались святыми, но в памяти церковной им творились только панихиды. Указанные списки включали ок. 500 имен24.

Рационалистические идеи, лежавшие в основе церковной политики Петра I, и стремление этого царя, равно как и многих последующих  монархов поставить церковную жизнь  под государственный контроль приводят к существенным изменениям в практике канонизации. Народное почитание неканонизированных подвижников, поклонение их мощам и  т.п. начинает рассматриваться государственной  властью как суеверие, и все  народное благочестие в целом  воспринимается как идущее вразрез  с государственными интересами. Государственное  давление в значительной степени  определяет и проводившуюся синодом  политику. Канонизации в течение  синодального периода немногочисленны, причем процедура канонизации усложняется и формализуется (положение отчасти меняется лишь в царствование Николая II).

В период 1700–1894 гг.  к общецерковному почитанию Святейшим Синодом были прославлены:

1) 15.04.1757 — свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский († 28.10.1709, обретение мощей — 21.09.1752).

2) 30.09.1798 — прп. Феодосий  Тотемский († 28.01.1568, обретение  мощей — в 1796).

3) 1.12.1804 — свт. Иннокентий (Кульчинский), еп. Иркутский († 26.11.1731, обретение мощей — в 1764).

4) 25.06.1832 — свт. Митрофан, еп. Воронежский († 23.11.1703, обретение  мощей — в 1831, торжество прославления  — 7.08.1832).

5) 20.06.1861 — свт. Тихон  (Соколов), еп. Воронежский († 13.08.1783, обретение мощей — в 1846, торжество  прославления — 13.08.1861).

     Торжественные  прославления новоканонизированных  святых были не единственным  путем к установлению общецерковного  почитания. По утверждению архимандрида Георгия, внесение имен в месяцесловы Типикона и Следованной Псалтири по указу Святейшего Синода также подразумевало установление общецерковного почитания святого.25 Хотя формальной причиной большинства таких указов было благодарное чувство императора, посетившего ту или иную обитель, все святые, которым т. о. установилось общецерковное почитание, уже ранее были канонизированы как местночтимые, а почитание их в действительности выходило за границы местного. В месяцеслов церковного Устава в этот период были внесены следующие имена святых, что подразумевало общецерковное прославление:

1) свт. Михаил, митр. Киевский († 992, пам. 30 сент., 15 июня), вероятно, вследствие указа имп. Анны  Иоанновны от 27.07.1730 о перенесении  мощей в Великую лаврскую церковь  (Успенскую), а также указов Святейшего  Синода 1762-го, 1775-го, 1784 гг. о внесении  киевских святых в московские  месяцесловы. 

2) Блгв. кн. Феодор Новгородский († 5.06.1233) — возможно, вследствие  особого почитания Царским Домом  блгв. кн. Александра Невского, братом  которого был св. Феодор; так, в  Александро-Невской лавре одна  из церквей была посвящена  св. Феодору. Местное празднование  было установлено в 1614 г. при  перенесении мощей из Юрьева  мон-ря в Софийский собор Новгорода.

3) Прп. Нил Столобенский († 7.12.1554, пам. 27 мая). Общецерковное  празднование установлено, вероятно, в связи с тем, что Нилову  Столобенскую пустынь 12.07.1820 посетил  имп. Александр I. Местное празднование  установлено в 1595 г. 

В месяцеслов Следованной  Псалтири в этот период были внесены  следующие имена святых, что подразумевало  общецерковное прославление:

4) прп. Никандр Псковский  († 24.08.1581). Местное празднование  было установлено митр. Новгородским  Никоном ок. 1649–1652 гг. и подтверждено  Патриархом Иоакимом в 1686 г.

Информация о работе Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период