Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Первая часть моей работы посвящена актуальной проблеме религиозного образования осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в условиях изоляции от общества. Здесь раскрывается потенциал религиозного образования как основы религиозного воздействия и элемента целостной системы воспитания и исправления осужденных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы…………………………………………………………………4
2. Индуизм. Ведический период древнеиндийской религии. Брахманский период в индуизме. Упанишады. Вишнуизм, шиваизм, кришнаизм……………………………………………….. 9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

Религоведение.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

   Зарождение индийской религии относится к III тысячелетию до н.э.-периоду так называемой протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и древней Месопотамии. Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые сами создавались и передавались в устной форме и были письменно зафиксированы в первые века нашей эры..

Первым периодом в истории Индии со времени  вторжения арийских племен считают ведический период («веда» означает «знание», Веды- древнейшие религиозные тексты). Веды ( которым более 3000 лет) были составлены на древнеиндийском языке – санскрите. Веды представляют собой собрания текстов, которые состоят из четырех сборников: Ригведа- книга гимнов; Самаведа- сборник ритуалов и песнопений, которые исполняют во время подготовки и в начале обряда жертвоприношения; Яджурведа- молитвенные формулы, руководство для жрецов по проведению жертвоприношений; Атхарваведа - сборник обрядов, песнопений и магических заклинаний. Веды были результатом устного творчества, затем жрецы обработали и записали их .При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии- Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили и религиозно-философские комментарии- Упанишады и Араньяки. Религия ведического периода представляла собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения. Жертвой был и первозданный человек –Пуруша, от которого произошла Вселенная и четыре касты индийского общества. Расчленение Пуруши-жертвоприношение во имя людей, аналогичное добровольной гибели Христа, но здесь речь идет о созидании, а не о спасении людей. Выделялись боги: Брахма- верховный бог, отождествившийся с Единым, Вишну- бог Солнца, Шива- бог Плодородия. И присоединившиеся к ним боги арийских племен во главе с Индрой – богом-громовержцем, аналогичным Зевсу древних греков и Перуну славян.

Около начала 1 тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмана). Период брахманизма охватывает промежуток с VIII до II в. до н.э. В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами или варнами были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья, правители), вайшьи(земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (слуги и зависимые люди). С новым богом Брахманом стали связывать кастовое устройство. Из его головы появились брахманы, из рук- кшатрии, из тела- вайшьи и из ног- шудры. И никто – ни боги, ни люди – не могут переместить человека из одной варны в другую. Членам каждой из четырехварн предписывались особые правила поведения. Главным критерием оценки поведения человека являлось выполнение или нарушение дхармы – образа жизни, установленного Брахмой для каждой из варн. Позже система варн во многом изменилась. На смену четырем древним варнам пришла система из многих каст. Касты в отличии от варн являлись корпорациями, то есть имели внутреннюю организацию и обладали внутренними административными связями: регламент занятий, органы управления, обязательства взаимопомощи и т.д. Подобно ведизму брахманизм оставался политеизмом. Выделяются три главных бога: Брахма, Шива и Вишну. В брахманскую эпоху формируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит реинкарнация- перевоплощение души. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой. Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма (судьба). Карма, представляя собой нравственный результат всех деяний человека, определяет характер его нового рождения. Судьба человека истолковывалась как результат его поступков в прежней жизни. Учение о карме предполагает личную ответственность человека.Понятие кармы – ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Понятия сансары и кармы были связаны с признанием бессмертности Атмана (сокровенная сущность человека, его индивидуальное духовное начало).

К VI в. до н.э. относится возникновение религии джайнизма. Первый вариант писаного канона джайнизма появился в III в. до н.э. В основе джайнизма лежит поклонение 24 пророкам, последним из которых и является основатель джайнизма. Им был выходец из семьи кшатриев Вардхамана. После многих лет духовного поиска он достиг высшего звания и стал известен под именем Джина, или Джайна, Махавира(«Джина означает «победитель», Махавира - «великий герой»). Рассказы о Джине и его учениках составляют каноническую литературу джайнизма. Пять моральных истин джайнизма: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов)- напоминают 10 заповедей Ветхого Завета. Вначале последователями учения стали аскеты, отказавшиеся от всех жизненных благ во имя достижения освобождения,- мокши. Джайнизм воспринял концепцию перерождения, сансары и кармы, концепцию смысла жизни человека-достижения состояния мокши, освобождения от бесконечности и неизбежности перерождений.Одно из основных понятий- джива, то есть душа. Джива присуща людям, животным, растениям, камням,джива есть во всем. Особую ценность приобрел принцип ахимсы- ненанесения вреда живому в любой форме. Путь освобождения включает, согласно учению джайнизма, три позиции: правильные воззрения, правильное познание, правильное поведение.

Утверждение индуизма началось со II в. до н.э. Отличительной чертой индуизма становится веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах – воплощениях богов. Смысл индуизма, по Д.Неру, «живи и жить давай другим». В индуизме сохранился характер политеизма изооморфизма брахманистской религии, было узаконено почитание животных. В основе индуизма, помимо Вед, лежат два выдающихся эпоса Древней Индии, возникшие примерно в середине I тысячелетия до н.э.,-«Махабхарата» и «Рамаяна». Наиболее важной частью «Махабхараты» является «Бхагавад-Гита» (песня оБхагаване- одно из имен бога Кришны). Центральное место в пантеоне занимает «Тримурти», или триединый образ («троица»), символизирующий сотворение мира, его существование и гибель: Брахма- бог-творец, созидатель Вселенной; Вишну - хранитель мирового порядка, способный к перевоплощению в смертных существ; Шива- разрушитель мира в конце каждого космического цикла.

Большинство сект индуизма можно объединить в  две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости от того, какое главное божество ими почитается. Основным в вишнуизме является культ Вишну и связанных с ним богов, прежде всего Кришны и Рамы, являющимися самыми популярными из его антропоморфных воплощений. Повторение их тысячи имен является важнейшей молитвой вишнуизма. Популярность Кришны привела к тому, что кришнаизм, будучи первоначально ветвью вишнуизма, в конце концов оформился как самостоятельное течение индуизма. Шиваизм- направление индуизма, основой которого является почитание Шивы. Шива почитается и как создатель, и как охранитель, и как разрушитель мира. С образом Шивы слилось искусство ритма и танца. Сила Шивы заключена в шакти («сила», «энергия»)- духовной энергии, которая накапливается во время аскезы. Жена Шивы- Паравати, дочь царя Гималаев,- почитается в шиваизме как женское воплощение шакти. Именно с почитанием культа шакти связано оформление ещё одного течения в индуизме- шактизм.

Согласно  воззрениям индуизма, три основные цели или фактора жизни, которые  должны находиться в равновесии: дхарма – религия, долг, праведность; артха – материальные интересы, богатства и Кама-чувственные удовольствия. Высшей целью человеческой жизни ( в отличие от нирваны в буддизме) является спасение, выражающееся в соединении, слиянии атмана («души») с Брахмой (мировой душой), достигаемом выполнением обязанностей, накладываемых кастой, в которой рожден человек, что ведет к новому лучшему перевоплощению

Заключение.

 

  Преступность - одна из важнейших социальных проблем, разрешить которую человечество пыталось в разные эпохи своего существования. Варианты решения были разными, но, как правило, они касались ужесточения меры пресечения. Увы, применение карательных мер зачастую лишь усугубляло криминализацию общества и не снижало социальной напряженности. Многие их отбывших срок снова идут на преступления из-за того, что не могут найти себе применения в обществе. Не обладая достаточным уровнем знаний и профессиональных навыков, они становятся жертвами социального стереотипа - вышедший из тюрьмы человек остается потенциальным преступником. Поэтому важную роль играет реабилитационный период, во время которого бывший осужденный должен адаптироваться к нормальным условиям жизни, найти свое место в одной из общественных структур. Именно общество должно создать некие механизмы социальной реабилитации. Правительство РФ активно занимается проблемами освобожденных, и отмечаются некоторые сдвиги в сторону улучшения ситуации. В последние годы в России идет процесс сокращения численности осужденных, отмечается сокращение потока на входе в исправительное учреждение и увеличение потока на выходе из него. Это обуславливает усиление работы по подготовке к освобождению и реабилитации по выходе из ИУ.

Как видим, индуизм - это очень сложная  и многогранная религия. Как религиозному мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных: они сказываются во множестве локальных традиций и в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека. Множественные характеристики объединяются общим руслом традиционной культуры и принципами жизни, обязательными для всех индусов.

В индуизме отсутствует единый организующий стержень. Вот почему среди его  приверженцев встречаются пантеисты  и политеисты, монотеисты и агностики  и даже атеисты. Как считают Дж. Макдауэл и Д. Стюарт, индуизм - это «сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также предписаний, регламентирующих все права и обязанности человека от рождения до смерти. Большое место в нем отводится обрядности».

В Индии имеются многочисленные религии и верования, в том  числе и все мировые - буддизм, ислам, христианство - но, тем не менее, она была и остается по преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

Сегодня основные идеи Индуизма лежат  в основе таких современных культов  как Международное общество сознания Кришны (МОСК), Миссия Божественного  света, Трансцендентная медитация  и им подобных. В настоящее время  насчитывается около 700 миллионов  последователей этой религии. Это преимущественно  народы, населяющие Индию, Непал и  Шри-Ланку. Индуизм породил религии  джайнизма и буддизма и вместе с исламом лег в основу возникновения  сикхизма. Идеи индуизма - напрямую или  опосредованно, через буддизм - получили широкое распространение во многих странах, сначала Востока, а потом  и Запада.

Переосмысление учения индуизма способствовало образованию многих культов и  верований. Они продолжают появляться и распространяться и в наше время.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

  1. Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. Л., 1972.
  2. Корсаков К.В. Модель возмездия в криминологии и уголовно-правовой доктрине. Монография. М., 2007.
  3. Коковцов В.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб., 1894.
  4. Никитин В.Н. Жизнь заключенных. СПб., 1871.
  5. Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб., 1872.
  1.  Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб и доп. - М., Кн. дом "Университет", 1998. - 426 с. - Указ. имен, терм. и назв.

  1. «Википедия» - Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Индуизм

start="8"

 Эканатх Дас. Духовные аспекты жизни ведического общества // Время великого синтеза: Религии. Науки. - М., 1996.

  1. Салтыков А. Д. Индуизм: религии, искусство, повседневность Религии. Науки. - М., 1998.

 

  1. Статья: «Религиозное образование осужденных в современных условиях: система, потенциал, проблемы» Корсаков Константин Викторович доцент кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии, Рыбин Игорь Владимирович старший преподаватель кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Материал взят из: http://bugabooks.com/book/235-socialnaya-pedagogika/11-glava-viii-obrazovatelno-vospitatelnye-problemy-raboty-v-penitenciarnyx-uchrezhdeniyax1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 О необходимости таковой еще в XIX веке писал известный российский исследователь пенитенциарной проблематики Н.М. Ядринцев: «При этом в основу всякой системы исправления само собою должно лечь основательное изучение личности, чтобы лучше узнать те недостатки характера, которыми она страдает, и те хорошие ее природы, которые при развитии и воспитании человека должны составить противовес его порочным наклонностям и дурным инстинктам. Исследования характеров заключенных поэтому должно играть главную роль во всякой исправительной системе: без этого невозможно никакое исправление, никакое нравственное влияние» [5, с. 323].

 


Информация о работе Значение религии в исправлении личности осужденного и профессиональной деятельности сотрудника правоохранительной сферы